У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2024-006800-11
Судья Ленковская Е.
С.
Дело № 33а-3577/2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
5 августа 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Берхеевой Г.И., Лифановой З.А.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мугиной
Нины Валерьевны на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 6 февраля 2025 года по делу №
2а-287/2025, которым постановлено:
в
удовлетворении административного искового заявления Мугиной Нины Валерьевны, Мугина
Сергея Александровича, действующих в своих интересах и в интересах ***, к
администрации
муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области,
муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице
администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному
казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов»,
Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда,
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
Министерству финансов Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской
области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице
комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда
Ульяновской области о понуждении к обеспечению
индивидуального жилого строительства объектами инженерной и дорожной
инфраструктуры отказать.
Заслушав доклад
судьи Берхеевой Г.И., судебная коллегия
установила:
Административные
истцы Мугина Н.В. и Мугин
С.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***
обратились в суд с административным иском, указывая в обоснование
следующее.
Постановлением
администрации города Димитровграда Ульяновской области от *** № *** «О предоставлении
земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность
бесплатно» им, как многодетной семье, предоставлен в общую долевую
собственность бесплатно земельный участок, общей площадью 1013 кв.м,
расположенный по адресу: *** (категории земель-земли
населенных пунктов), с видом разрешенного использования для
индивидуально-жилищного строительства, по 1/6 доле каждому. Сведения о
регистрации права собственности истцов на указанный земельный участок были
внесены в ЕГРН.
Предоставленный
земельный участок расположен на существенном удалении от всех коммуникаций,
подъездные пути не расчищены, асфальтированная дорога также отсутствует.
Предоставление
земельного участка в условиях отсутствия подъездных путей, асфальтированной
дороги, коммуникаций нарушает права многодетной семьи в части использования его
по назначению в целя индивидуального жилищного строительства.
Бездействие
административного ответчика по обеспечению земельных участков, выделенных
многодетным семьям, объектами инфраструктуры является незаконным. Вопросы
финансирования на данные цели должны были решаться администрацией
муниципального образования на этапе формирования земельных участков и до
принятия решения о предоставлении данных земельных участков в собственность.
Просили обязать
муниципальное образование «Город Димитровград» обеспечить объектами инженерной
инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), объектами
дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку) указанный
земельный участок, принадлежащий многодетной семье на праве общей долевой
собственности по 1/6 доле каждому, из земель населенных пунктов, общей площадью
1013 кв.м., для целей индивидуального жилищного строительства с кадастровым
номером ***, находящийся по адресу: ***, в течение одного года, начиная со дня
вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в
деле административных соответчиков привлечены МКУ «Дирекция инвестиционных
и инновационных проектов», комитет по
жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
Министерство финансов Ульяновской области, Министерство транспорта Ульяновской
области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице
администрации города Димитровграда, Ульяновской области, МО «Город Димитровград»
Ульяновской области в лице комитета по жилищно-коммунальному
комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, в качестве
заинтересованных лиц Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области,
МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению
имуществом города Димитровград Ульяновской области, Управление финансов и
муниципальных закупок города Димитровграда.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Мугина Н.В. просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований
в полном объеме.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная
коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 183 КАС РФ до вступления в законную силу решения по
административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в
деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае,
если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле,
представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.
Апелляционным определением судебной коллегии
по административным делам Ульяновского областного суда от 1 июля 2025 года, с
учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам
Ульяновского областного суда от 29 июля 2025 года решение районного суда от 6 февраля 2025 года отменено и принято новое решение, которым на администрацию города
Димитровграда Ульяновской области возложена обязанность в течение одного года
со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение
земельного участка объектами инфраструктуры, а именно: объектами водоснабжения,
водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, а также объектами дорожной
инфраструктуры - подъездной автомобильной дорогой местного значения до границ
земельного участка.
При этом судебной коллегией не были разрешены
требования к административным ответчикам муниципальному образованию «Город
Ульяновск» в лице администрации города Димитровграда, Ульяновской области
муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных
проектов», Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города
Димитровграда, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству транспорта
Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, муниципальному образованию «Город
Димитровград» в лице комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации
города Димитровграда Ульяновской области о
понуждении к обеспечению индивидуального жилого строительства объектами
инженерной и дорожной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах судебная коллегия
приходит к следующему выводу.
Федеральным законом
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного
значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования.
Финансовые
обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения,
исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций,
предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации) (части 2
статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ).
Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного
строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и
сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с
Градостроительным кодексом
Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального
планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами
землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3
части 2 статьи 30
Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом,
действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного
самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей
инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков
для индивидуального жилищного строительства.
Финансирование
расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по
обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных
участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям,
осуществляется в рамках действующих региональных программ: Программы
обеспечения многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в
собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи13.3 Закона
Ульяновской области от 17 ноября 2003 года №05-ЗО «О регулировании земельных
отношений в Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами
инженерной и транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы»; Государственной
программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и
повышение энергетической эффективности в Ульяновской области», утвержденной
постановлением Правительства Ульяновской области от 30 ноября 2023 года
№32/632-П, Программой обеспечения многодетных семей земельными участками,
обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024-2029
годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области №241-п от
03.06.2024.
Указанные программы предусматривают перечень мероприятий и порядок их
финансирования, в том числе условия предоставления и распределения субсидий из
областного бюджета местным бюджетам Ульяновской области на софинансирование
мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры
земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям.
С учетом
изложенного, а также принимая во внимание то, что на обеспечение инженерной
инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе
многодетным семьям, предусмотрено финансирование в рамках государственной программы,
то надлежащим ответчиком по делу является администрация города Димитровграда
Ульяновской области, которая является непосредственным исполнителем программы
как орган местного самоуправления.
При этом право
гражданин (многодетной семьи) в такой ситуации не может быть поставлено в
зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного
самоуправления и государственной власти субъекта, участником которых
административные истцы не являются.
В иске к остальным
ответчикам следует отказать как ненадлежащим по приведенным выше основаниям.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять
дополнительное апелляционное определение, которым в удовлетворении
административного иска Мугиной Н.В. и Мугина С.А., действующие в своих интересах и в интересах
несовершеннолетних *** которым к администрации города Димитровграда Ульяновской
области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и
инновационных проектов», Комитету по жилищно-коммунальному комплексу
администрации города Димитровграда, Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области,
Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, муниципальному образованию
«Город Димитровград» в лице комитета по
жилищно-коммунальному
комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области о понуждении к обеспечению индивидуального
жилого строительства объектами инженерной и дорожной инфраструктуры отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 августа 2025
года.