Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение страховой пенсии по старости
Документ от 26.08.2025, опубликован на сайте 02.09.2025 под номером 120847, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж период военной службы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-001068-11

Судья Казначеева М.А.                                                                   Дело № 33-3377/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               26 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Леонченко А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1429/2025 по апелляционной жалобе Сивака Михаила Владимировича на решение                        Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 апреля 2025 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Сивака Михаила Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения от 27.01.2025 № *** об отказе в установлении пенсии, включении периода военной службы с 17.07.1987 по 22.05.1993 в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента приобретения права отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя                  Сивака М.В. – Суфияровой О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Сивак М.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода военной службы в страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 24.12.2024 Сивак М.В. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.01.2025 № *** ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижении возраста 64 лет. При этом в страховой стаж в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитан период службы (не по призыву) с 17.07.1987 по 22.05.1993, с чем он не согласен. Указывает, что в спорный период он являлся ***, с 26.08.1988 по 22.05.1993 – ***. В указанный период ему начислялась заработная плата.

Сивак М.В. просил суд признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской области от 27.01.2025 *** в части невключения в страховой стаж периода военной службы с 17.07.1987 по 22.05.1993, возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить в страховой стаж период военной службы с 17.07.1987 по 22.05.1993, досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента приобретения права.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                           Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сивак М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка нормам права, регулировавшим отношения в сфере пенсионного обеспечения.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

С учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 и статьей 35 указанного закона, мужчины *** года рождения приобретают право на страховую пенсию по старости на общих основаниях по достижении возраста 64 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В силу пункта 52(2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях». Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является наличие у истца на дату принятия ответчиком оспариваемого решения соответствующего возраста и страхового стажа в размере не менее 42 лет, подсчет которого должен быть произведен с учетом правил, изложенных в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.12.2024 Сивак М.В., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 46).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.01.2025 № ***      Сиваку М.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа –  42 года (л.д. 27-29, 45).

В страховой стаж в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитан период военной службы (не по призыву) с 17.07.1987 по 22.05.1993.

Как усматривается из копии послужного списка в личном деле Сивака М.В. № *** (л.д. 69-74), 17.07.1987 Сивак М.В. окончил ***.

С 17.07.1987 Сивак М.В. являлся ***, с 26.08.1988 – ***.

*** часть передана в состав гражданской обороны Украины!%.

Уволен с действительной военной службы в запас по пункту 3 статьи 59               (по собственному желанию) Положения о прохождении воинской службы офицерским составом. Исключен из списков личного состава *** с 22.05.1993.

Продолжительность страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по состоянию на 31.12.2023 составляет 35 лет 1 месяц 12 дней.

Право на пенсию по старости на общих основаниях истец приобретает 20.11.2026 по достижении возраста 64 лет.

Полагая решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с исключением из страхового стажа периода военной службы (не по призыву) с 17.07.1987 по 22.05.1993 необоснованным и незаконным, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием (длительным страховым стажем) подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона), а из нестраховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», – только периоды прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период участия в специальной военной операции (пункты 1, 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ограничен и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Период военной службы с 17.07.1987 по 22.05.1993 не являлся военной службой по призыву в соответствии с  подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не относится к числу указанных в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов участия в специальной военной операции в период военной службы или пребывания в добровольческом формировании.

При этом в силу закона не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 14 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доказательств уплаты в период с 17.07.1987 по 22.05.1993 страховых взносов в материалах дела не содержится.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8, частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрена.

Поскольку в период военной службы с 17.07.1987 по 22.05.1993 страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не начислялись и не уплачивались, время службы правомерно не засчитано в стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Принимая во внимание, что на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии его страховой стаж, исчисленный в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составлял менее 42 лет, то оснований для удовлетворения исковых требований о досрочном назначении пенсии у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                           8 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                                Сивака Михаила Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2025