Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Социальные выплаты
Документ от 19.08.2025, опубликован на сайте 05.09.2025 под номером 120934, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0013-01-2025-000146-07              Судья  Берхеева А.В.                                                                      Дело № 33-3278/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 19 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Панкрушиной Е.Г.

при секретаре Леонченко А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рахматуллиной Гульсили Исмагиловны, Вершининой Светланы Евгеньевны, Блиновой Елены Владимировны, Муллиной Гуллар Ривкатовны, Сабировой Роузы Вагизовны, Балаковой Рузании Назибовны, Каштановой Ирины Алексеевны, Каримовой Эльмиры Хыдыровны, Горбачевой Ольги Геннадьевны, Логиновой Ольги Юрьевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2025 года, с учетом определения  от 22 мая 2025 года об исправлении описок, по гражданскому делу № 2-486/2025, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Рахматуллиной Гульсили Исмагиловны, Вершининой Светланы Евгеньевны, Блиновой Елены Владимировны, Муллиной Гуллар Ривкатовны, Сабировой Роузы Вагизовны, Балаковой Рузании Назибовны, Каштановой Ирины Алексеевны, Каримовой Эльмиры Хыдыровны, Горбачевой Ольги Геннадьевны, Логиновой Ольги Юрьевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН 7329028362)  о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, понуждении к направлению реестров  в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Рахматуллина Г.И., Вершинина С.Е., Блинова Е.В., Муллина Г.Р., Сабирова Р.В., Балакова Р.Н., Каштанова И.А., Каримова Э.Х., Горбачева О.Г., Логинова О.Ю. обратились в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на получение специальной социальной выплаты,  понуждению к предоставлению реестра.

Требования мотивировали тем, что работали в инфекционном отделении многопрофильного стационара *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:  Рахматуллина Г.И. в должности санитарки палатной с 13.11.2019 по 01.06.2024, Вершинина С.Е. в должности санитарки палатной с 01.02.2020 по настоящее время, Блинова Е.В. в должности санитарки палатной с 13.11.2019 по настоящее время, Муллина Г.Р. в должности санитарки палатной с 03.01.2020 по настоящее время, Сабирова Р.В. в должности санитарки палатной с  21.01.2020 по настоящее время, Балакова Р.Н. в должности санитарки палатной с 02.02.2020 по настоящее время, Каштанова И.А. в должности санитарки палатной с 13.11.2019 по настоящее время, Каримова Э.Х. в должности санитарки палатной с 13.11.2019 по настоящее время, Горбачева О.Г. в должности санитарки палатной с 13.11.2019 по настоящее время, Логинова О.Ю. в должности санитарки палатной с 21.03.2023 по настоящее время.  В соответствии с п.п.«з» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 имеет право на получение с 01.03.2023  социальной выплаты, назначаемой младшему  медицинскому персоналу.  Однако работодателем сведения в отношении них в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата за период с 01.1.2023 по  29.02.2024  не выплачивалась.

Просили признать за истцами право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568: за Рахматуллиной Г.И. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024,  за Вершининой С.Е. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за  Блиновой Е.В. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за Муллиной Г.Р. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за Сабировой Р.В. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за  Балаковой Р.Н. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за Каштанова И.А. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024,  за  Каримовой Э.Х. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за  Горбачевой О.Г. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, за Логиновой О.Ю. за период  с 21.03.2023 по 29.02.2024.

Обязать  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по Ульяновской области  реестры на получение специальной социальной выплаты  истцам: в отношении Рахматуллиной Г.И. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024,  в отношении Вершининой С.Е. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении  Блиновой Е.В. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении Муллиной Г.Р. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении Сабировой Р.В. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении Балаковой Р.Н. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении Каштановой И.А. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024,  в отношении  Каримовой Э.Х. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении Горбачевой О.Г. за период  с 01.01.2023 по 29.02.2024, в отношении Логиновой О.Ю. за период  с 21.03.2023 по 29.02.2024.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОСФР по Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Рахматуллина Г.И., Вершинина С.Е., Блинова Е.В., Муллина Г.Р., Сабирова Р.В., Балакова Р.Н., Каштанова И.А., Каримова Э.Х., Горбачева О.Г., Логинова О.Ю. не соглашются с решением суда, просят его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывают на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечают, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает все виды медицинской помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению г.Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области. При этом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственным государственным медицинским учреждением г. Димитровграда Ульяновской области, участвующим в реализации программ обязательного медицинского страхования и территориальных программ медицинского страхования, в котором оказывается, в том числе первичная, специализированная и экстренная медицинская помощь, в том числе по базовой и территориальной программе ОМС, в связи с чем они имеют право на специальную социальную выплату, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023. В обоснование своих доводов ссылаются на судебную практику.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в инфекционном отделении многопрофильного стационара *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России  Рахматуллина Г.И. с 17.02.2021 работала в должности санитарки (палатной), в должности санитарки  инфекционного отделения *** ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по 23.05.2024 (***)  (л.д.176, 183, 188, т.1).

Вершинина С.Е. работет в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д. 210, 217, т.1).

Блинова Е.В. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021 по 30.01.2023 (***), в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 06.03.2023, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 (л.д.246, т.1, л.д.3, 4, 10, т.2).

Муллина Г.Р. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д.28, 35, 37, 44, т.2).

Сабирова Р.В. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д.70, 72, 78, т.2).

Балакова Р.Н. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по 29.05.2024 (***), с 04.06.2024 работает в должности санитарки инфекционного отделения (л.д.104, 111, 116, 117, т.2).

Каштанова  И.А. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д.155, 162, т.2).

Каримова Э.Х. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д.181, 190, 195, т.2).

Горбачева О.Г. работает в должности санитарки (палатной) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 17.02.2021, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д.216, 225, 231, т.2).

Логинова О.Ю. работает в должности санитарки (буфетчицы) инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 21.03.2023, в должности санитарки инфекционного отделения *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с 01.09.2023 по настоящее время (л.д.12, 18, т.3).

С 01.03.2024 истцы являются получателями специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

Полагая, что они имеют право на указанную специальную социальную выплату за период с 01.03.2023 по 29.02.2024, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании за истцами права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не относится к категории лечебных учреждений, работники которых в спорный период имели право на соответствующую специальную социальную выплаты.

Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм процессуального права.

Из положений пункта 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, а также утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – Правила).

В силу подпункта «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается  младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции: специальная социальная выплата установлена младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 1156-р.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 01.09.2024.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023
 № 99н утверждены Разъяснения по применению  постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Согласно пункту 4 названных Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Из пункта 2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее – реестр).

Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.

В случаях, когда в 1 квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568).

В Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, включен город Димитровград Ульяновской области.

Согласно уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2 устава).

Предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований (пункт 3.2 устава).

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями (пункт 5 Положения).

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Принцип невозможности распространения действия вновь принятых правовых положений на ранее возникшие отношения закреплен в статье 4  Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4  которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Придание обратной силы закону относится к исключительной прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую норму на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения в действие, т.е. придать закону обратную силу, при этом либо в тексте закона, либо в правовом акте о порядке его вступления в силу содержится специальное указание о таком действии во времени.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в законную силу со дня его официального опубликования (21.03.2024) и распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2024 (за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением).

Принимая во внимание, что Правительство Российской Федерации предусмотрело право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 путем внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343, в котором обратная сила постановления распространяется на правоотношения только с 01.03.2024, правовых оснований для признания за истцами права на получение спорной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 у суда первой инстанции не имелось.

То обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, не влечет назначение истцам специальной социальной выплаты с 01.01.2023, поскольку они не относятся к медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющему диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Учитывая, что в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истцы не относились ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истцов, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2025 года, с учетом определения  суда от 22 мая 2025 года об исправлении описок, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рахматуллиной Гульсили Исмагиловны, Вершининой Светланы Евгеньевны, Блиновой Елены Владимировны, Муллиной Гуллар Ривкатовны, Сабировой Роузы Вагизовны, Балаковой Рузании Назибовны, Каштановой Ирины Алексеевны, Каримовой Эльмиры Хыдыровны, Горбачевой Ольги Геннадьевны, Логиновой Ольги Юрьевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 сентября 2025 года.