УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Царапкина К.С. 73RS0001-01-2024-008024-79
Дело № 33-3528/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Дементьевой
Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного
комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 февраля 2025 года, с учетом
определений об исправлении описок от 7 апреля 2025 года и 2 июня 2025 года, по
гражданскому делу № 2-428/2025, по которому постановлено:
Исковые требования
Арсланова Миннахата Имамдиновича
удовлетворить.
Признать за
Арслановым Миннахатом Имамдиновичем
право на получение ежемесячной выплаты как бывшему руководителю организации,
занимающейся сельскохозяйственным производством, в соответствии с
постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 № 131-П «О
некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских
территорий».
Обязать Министерство
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
назначить Арсланову Миннахату Имамдиновичу
с 04.02.2025 ежемесячную выплату, как бывшему руководителю организации,
занимающейся сельскохозяйственным производством, в соответствии с
постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 № 131-П «О
некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских
территорий».
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения представителя ответчика Министерства
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Манохиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения
истца Арсланова М.И., просившего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Арсланов М.И.
обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к
Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области о признании права на ежемесячную денежную выплату.
Требования
мотивированы тем, что Арсланов М.И. обратился в Министерство агропромышленного
комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с заявлением о
назначении ежемесячной выплаты как бывшему руководителю организации,
занимающейся сельскохозяйственным производством, предусмотренной постановлением
Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 № 131-П «О некоторых мерах
поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий», в
чем ему было отказано по причине прекращения деятельности в качестве главы
крестьянского (фермерского) хозяйства и отсутствия стажа работы в должности
руководителя сельскохозяйственной организации.
Данный отказ
Арсланов М.И. считает незаконным, так как у него имеется стаж работы в качестве
главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в должности руководителя
организации.
С учетом
изложенного, Арсланов М.И. просил признать за ним право на получение
ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства
Ульяновской области от 15.04.2014 № 131-П «О некоторых мерах поощрения и
популяризации достижений в сфере развития сельских территорий», и обязать
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области назначить ему указанную выплату.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое
решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции указывает, что на день подачи заявления Арсланов
М.И. не являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Документы,
подтверждающие наличие у него стажа работы в должности руководителя
организации, занимающейся сельскохозяйственным производством, в министерство не
представлены. Просит учесть, что истец пропустил срок на обращение в суд.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для
отмены или изменения решения суда.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Арсланов М.И. обратился в Министерство агропромышленного комплекса и
развития сельских территорий Ульяновской области с заявлением о назначении
ежемесячной денежной выплаты предусмотренной постановлением Правительства
Ульяновской области от 15.04.2014 № 131-П «О некоторых мерах поощрения и
популяризации достижений в сфере развития сельских территорий».
Письмом от
23.06.2023 Министерство уведомило истца об отказе в назначении ему спорной
выплаты, по причине прекращения им деятельности в качестве крестьянского
(фермерского) хозяйства и отсутствия стажа в должности руководителя
организации, занимающейся сельскохозяйственным производством (т 1, л.д. 8).
Полагая отказ в
предоставлении спорной выплаты незаконным,
Арсланов М.И. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон,
подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел
к верному выводу об удовлетворении иска.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 № 131-П «О некоторых мерах
поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий»
утвержден Порядок предоставления средств областного бюджета Ульяновской области
в целях поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских
территорий (далее – Порядок).
Из пункта 1 данного
Порядка (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных
правоотношений) следует, что он устанавливает правила предоставления средств
областного бюджета Ульяновской области в целях поощрения и популяризации
достижений в сфере развития сельских территорий, в том числе цели и условия
предоставления этих средств физическим лицам, указанным в пункте 5 данного
Порядка, в качестве мер их поддержки, а также категории физических лиц, имеющих
право на получение выплат, и критерии их отбора, размер выплат и перечень
документов (копий документов), необходимых для получения выплат.
Исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на
предоставление выплат, является Министерство агропромышленного комплекса и
развития сельских территорий Ульяновской области (пункт 4 Порядка).
В подпункте «д» подпункта 2 пункта 5 Порядка установлено, что бывшим
руководителем организации, занимающейся сельскохозяйственным производством,
признается лицо являющееся главой крестьянского (фермерского)
хозяйства, которому назначена страховая пенсия по старости и который имеет стаж
работы в должности руководителя организации.
В соответствии с
пунктом 7 Порядка бывшим руководителям организаций, которым в соответствии с
законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении назначена
страховая пенсия по старости, за исключением лиц, соответствующих условиям,
установленным подпунктом «ж» подпункта 2 пункта 5 настоящего Порядка,
предоставляется право на получение выплаты в форме ежемесячной денежной
выплаты, в том числе, главам крестьянского (фермерского) хозяйства, которые
имеют стаж работы в должности руководителя организации.
В силу пункта 13
Правил одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении
выплат является отсутствие у бывшего руководителя организации по состоянию на
дату представления заявления о предоставлении выплат права на их получение.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Арсланов М.И. с 28.05.2013 является
получателем страховой пенсии по старости (т.1, л.д. 17).
В период с
19.08.1996 по 21.11.2002 Арсланов М.И. являлся главой крестьянского (фермерского)
хозяйства «***».
Согласно выписки из
Единого государственного реестра юридических лиц крестьянское (фермерское)
хозяйство «***» было зарегистрировано в качестве юридического лица, единоличным
исполнительным органом которого являлся Глава хозяйства Арсланов М.И. (т. 1,
л.д. 50-52).
С 15.11.2002
Арсланов М.И. зарегистрирован в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства,
сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей (т. 1, л.д. 52об.-55).
21.03.2023 Арсланов
М.И. прекратил деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства на
заявительной основе.
Таким образом, на
момент принятия Постановления Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 №
131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития
сельских территорий» Арсланов М.И. уже соответствовал критериям, необходимым
для назначения ежемесячной денежной выплаты как бывшему руководителю организации,
занимающейся сельскохозяйственным производством.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, то обстоятельство, что
Арсланов М.И. 21.03.2023 прекратил деятельность в качестве крестьянского
(фермерского) хозяйства и сразу после этого обратился за назначением ему
ежемесячной денежной выплаты как бывшему руководителю сельскохозяйственной организации,
не может умалять его право на получение спорной выплаты.
Как пояснил в суде
апелляционной инстанции Арсланов М.И., ранее он обращался на прием в
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты, где ему
было разъяснено, что он получит право на эту выплату после того, как фактически
уйдет на пенсию.
Кроме того, абзацем
вторым подпункта 3 пункта 17 Порядка предусмотрено, что в случае прекращения
деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства бывшего
руководителя организации, признанного таковым в соответствии с подпунктом «д» подпункта 2 пункта 5 настоящего Порядка, предоставление
выплат продолжается.
Судебная коллегия
отмечает, что главной целью принятия Постановления Правительства Ульяновской
области от 15.04.2014 № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации
достижений в сфере развития сельских территорий» являлось устранение проблем,
препятствующих развитию агропромышленного комплекса Ульяновской области и
сельских территорий, связанных в том числе с нехваткой квалифицированных кадров
в сельском хозяйстве.
Исходя из
необходимости поддержки лиц, занимающихся сельским хозяйством, для отдельных
категорий, к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели –
крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие стаж в должности руководителя сельскохозяйственной
организации, региональный законодатель предусмотрел право на получение
ежемесячной денежной доплаты к страховой пенсии по старости, право на которую с
прекращением деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского)
хозяйства, не утрачивается.
Таким образом,
Арсланов М.И. как бывший руководитель сельскохозяйственной организации, имевший
статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства, которому назначена
страховая пенсия по старости имеет право на получение ежемесячной денежной
выплаты, предусмотренной подпунктом «д» подпункта 2 пункта
5 Порядка предоставления средств областного бюджета Ульяновской области в целях
поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий,
утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2014 №
131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития
сельских территорий», в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд,
предусмотренного статьей 219 КАС РФ, спор обоснованно разрешен судом по нормам
гражданского процессуального законодательства, при этом, исходя из длящегося
характера спорных правоотношений, оснований применения срока исковой давности
не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом верно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 4 февраля
2025 года, с учетом определений об исправлении описок от 7 апреля 2025 года и
2 июня 2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
– без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение
может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 05.09.2025