У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2025-004183-66
Судья Резовский Р.С.
Дело № 33а-4282/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
2 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Сычевой О.А.,
Сайгина Н.В.
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Матвеева Григория Алексеевича на
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 25 августа
2025 года по делу № 2а-1742/2025, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Матвеева
Григория Алексеевича к территориальной избирательной комиссии Железнодорожного
района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене регистрации
кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Ленинскому
одномандатному округу № 33 - отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения Матвеева Г.А. и его
представителя Цветковой М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
представителя Избирательной комиссии Ульяновской области Гусева И.В.,
представителя Белоусова Ю.А. – Хабибулова С.Р., полагавших решение законным и
обоснованным, заключение прокурора Стерлядевой Е.В. об отсутствии оснований для
отмены решения, судебная коллегия
установила:
Матвеев Г.А. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Железнодорожного
района муниципального образования «город Ульяновск» об отмене регистрации
кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Ленинскому
одномандатному округу № 33 Белоусова Ю.А. на основании подпункта «г» пункта 7
статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».
В обоснование исковых требований указал, что постановлением
Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город
Ульяновск» от 07.07.2025 *** Белоусов Ю.А. был зарегистрирован кандидатом в
депутаты Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Ленинскому
одномандатному избирательному округу № 33 на выборах, назначенных на 14.09.2025.
Матвеев Г.А. полагает, что в ходе предвыборной агитации кандидат Белоусов Ю.А. и/или лица,
действующие по его поручению или в его интересах (доверенные лица,
уполномоченные представители, члены инициативной группы, агитаторы), совершили
действия, направленные на подкуп избирателей, что является грубым нарушением
избирательного законодательства Российской Федерации.
Матвеев Г.А. считает, что подкуп
избирателей относится исключительно к округу № 33, и все действия по передаче
жителям округа материальных ценностей (установка лавочек, завоз песка, завоз
земли для клумб), сбору подписей с номерами телефонов и адресов, и яркое
информирование (в одном стиле, одним шрифтом, на одинаковой бумаге) говорит о
систематическом процессе подкупа в рамках Ленинского избирательного
одномандатного округа № 33 в период избирательной кампании, который выгоден
только одному человеку - Белоусову Ю.А.
Кроме того, полагает, что кандидатом Белоусовым Ю.А. при ведении
кампании в статусе кандидата были допущены нарушения при изготовлении печатного
агитационного материала.
Матвеев Г.А. полагает, что Белоусов Ю.А. систематически нарушает
избирательное законодательство на протяжении всей избирательной кампании.
Административный истец просил:
- отменить регистрацию
кандидата Белоусова Ю.А.;
- обязать Территориальную Избирательную комиссию Железнодорожного
района муниципального образования «город Ульяновск» отменить регистрацию
кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы Белоусова Ю.А. по Ленинскому
одномандатному избирательному округу № 33 на выборах, назначенных на 14.09.2025;
- обязать Территориальную Избирательную комиссию Железнодорожного
района муниципального образования «город Ульяновск» внести соответствующие
изменения в избирательную документацию и опубликовать информацию об отмене
регистрации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены:
Региональное отделение в Ульяновской области партии «Новые люди», Региональное
отделение партии «Справедливая Россия – за правду» в Ульяновской области,
Избирательная комиссия Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Матвеев Г.А. просит
решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об
удовлетворении заявленных административных требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что ни
в законе ни в Постановлении Пленума ВС РФ № 24 нет прямого указания на то, что
от кандидата, осуществляющего подкуп, должны быть прямые призывы голосования
«за» или против».
Указывает на то, что если есть доказательства
того, что действия кандидата, осуществляющего подкуп, побудили или побуждают
избирателей голосовать за такого кандидата, то действия кандидата необходимо расценивать
как подкуп.
Считает, что суду первой инстанции необходимо
было установить, кем именно, Белоусовым А.Ю. или иными лицами по его просьбе, приобретались
и устанавливались лавочки. Необходимо было установить, является ли подкупом факт
приобретения и установления лавочек. Также необходимо было установить, побуждал
ли данный факт голосовать «за» Белоусова А.Ю.
Обращает внимание, что согласно
представленным доказательствам факт подкупа, выразившийся в приобретении и
установке на безвозмездной основе избирателям округа № 33 лавочек, был подтвержден.
Считает, что суд первой инстанции неверно
определил обстоятельства дела, формально отнесся к имеющимся в материалах дела
доказательствам, к пояснениям административного истца и свидетелей, в связи с
чем вынес незаконное и необоснованное решение, подлежащее отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу
Председатель территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района
муниципального образования «город Ульяновск» Панова В.Е., представитель
Избирательной комиссии Ульяновской области, представитель Белоусова Ю.А. –
Хабибулов С.Р. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ
с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка
кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая
кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же
избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого
зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных
законом случаях прокурор.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением Избирательной
комиссии Ульяновской области от 22.01.2021 *** принято решение о назначении
состава и председателя территориальных избирательных комиссий Ульяновской
области состава 2021-2026 годов.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ульяновской
области от 20.06.2025 *** полномочия по подготовке и проведению выборов
депутатов Ульяновской Городской Думы седьмого созыва возложено на Избирательную
комиссию Ульяновской области.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 20.06.2025
*** полномочия окружной избирательной комиссий Ленинского одномандатного
избирательного округа №33 по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы
седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию
Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» (пункт
33).
Решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2025 *** назначены выборы
депутатов Ульяновской Городской Думы седьмого созыва на 14.09.2025.
Постановлением территориальной комиссии Железнодорожного района
муниципального образования «город Ульяновска» от 25.07.2025 *** Матвеев Г.А. зарегистрирован в качестве
кандидата Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Ленинскому
одномандатному избирательному округу №33 от избирательного объединения
«Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИАЯ
РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Ульяновской области».
Постановлением территориальной комиссии Железнодорожного района
муниципального образования «город Ульяновска» от 07.08.2025 *** Белоусов Ю.А. зарегистрирован в качестве
кандидата Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Ленинскому
одномандатному избирательному округу №33 от избирательного объединения
«Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».
В соответствии с подпунктом «г»
пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» основанием для отмены судом регистрации кандидата по
заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу,
является установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным
лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также
действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Пунктом 2 статьи 56 указанного закона
кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным
представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам
участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и
организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам
референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников
референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные
ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей
избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить
вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную
организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать
произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров,
бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов,
которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума
и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в
целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции;
предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также
воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний
передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том
числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых
в соответствии с законодательством решений органов государственной власти,
органов местного самоуправления.
По смыслу приведенной нормы
закона действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей
только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия
осуществлялись под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата
или ставились в зависимость от результатов выборов.
Однако таких обстоятельств судом при
рассмотрении дела не установлено.
По мнению административного истца, подкуп Белоусовым Ю.А. избирателей
выразился в установке трёх лавок возле подъездов дома *** завозе песка жителям во
двор по адресу *** установке лавки во дворе дома ***; бесплатной передаче
жителям дома *** материальных ценностей - зонтов с именем «Юрий Белоусов»;
завозе земли для клумб во двор дома ***
Административным истцом были представлены скриншоты из социальной сети
«ВКонтакте» со страницы «Юрий Белоусов», согласно которым на указанной странице
были размещены фотографии проведенных кандидатом Белоусовым Ю.А. встреч с
жителями домов ***, а также текст о результатах данных встреч.
Оценив представленные административным истцом
доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, верно применив положения Федерального
закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации», разъяснения, данные
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.06.2023 №
24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных
дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности благоустройства
дворовой территории самим Белоусовым Ю.А. либо иными лицами по его поручению и пришел
к правильному выводу об отсутствии оснований расценить действия Белоусова Ю.А.
как подкуп избирателей.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не
опровергают.
Совершение каких-либо действий, совершенных
Белоусовым Ю.А., которые ставили бы в зависимость итоги голосования на
предстоящих выборах, по делу не установлено.
Согласно положениям пункта 4
статьи 48 Закона №67-ФЗ кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и
методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе, в
установленном законом порядке, привлекать для проведения агитации иных лиц.
Принимая во внимание, что граждане Российской
Федерации вправе в допускаемых формах и законными методами проводить
предвыборную агитацию, которой признаются призывы голосовать за конкретного
кандидата (пункты 1 и 2 статьи 48 Закона №67-ФЗ), судебная коллегия расценивает
встречи с жителями города кандидатом Белоусовым Ю.А, как одну из форм, не
запрещенную законом, предвыборной агитации.
Достоверных и достаточных доказательств,
подтверждающих, что Белоусов
Ю.А. принимал участие во встречах с жителями с целью понудить граждан
голосовать на выборах за него, связывая голосование с вручением зонтов, суду
представлено не было.
Из показаний свидетеля Парамоновой А.В.
следует, что она лично в момент общения Белоусова Ю.А. с жителями не
присутствовала. Установка лавок около дома Белоусовым Ю.А. или иными лицами по
его поручению является субъективным мнением свидетеля.
Доказательств того, что Белоусов Ю.А. лично
или через представителей, своих доверенных или уполномоченных лиц после
выдвижения его кандидатом передавал избирателям материальные ценности, подарки
или денежные средства с целью понудить их голосовать на выборах за него,
административным истцом представлено не было.
При этом судебная коллегия отмечает, что
обязанность самостоятельного доказывания совершения другим кандидатом действий,
которые могут рассматриваться в качестве подкупа избирателей, возлагается в
силу части 1
статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ на
административного истца. Между тем, таких доказательств ни суду первой
инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
В адрес избирательной комиссии жалоба о
противоправных действиях кандидата в депутаты Белоусова Ю.А., выразившихся в
подкупе избирателей, Матвеевым Г.А. не направлялась.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку
обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14,
62
и 84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на
неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в
силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения
суда.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 25
августа 2025 года изменить, дополнив резолютивную часть указанием на отказ в отмене регистрации кандидата в депутаты
Ульяновской Городской Думы седьмого созыва по Ленинскому одномандатному округу
№ 33 Белоусова Юрия Александровича.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева Григория
Алексеевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 03.09.2025.