У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2024-001516-97
Судья Таранова А.О.
Дело № 33а-3447/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
19 августа 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Берхеевой Г.И.,
при секретаре Дементьевой
Е.В.,
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города
Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 10
февраля 2025 года по делу № 2а-120/2025, которым постановлено:
административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновка, действующего в интересах
неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Ульяновска устранить навалы ТКО вблизи
контейнерных площадок, расположенных по адресам *** *** ***
Возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность по восстановлению
трехстороннего непрерывного ограждения высотой не менее 1 метра в соответствии
с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным
объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху,
почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе
раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской
области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 3
марта 2017 года № 91-П,
контейнерных площадок, расположенных ***
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя
администрации г. Ульяновска Гынкоту
А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора
Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действующий в интересах
неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к
администрации г. Ульяновска о возложении обязанности по устранению навалов
вблизи контейнерных площадок, обязанности по восстановлению ограждения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенных прокуратурой
Железнодорожного района г. Ульяновска мероприятий в сфере надзора за
исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены
нарушения.
Установлено, что вблизи контейнерных площадок, расположенных в г. Ульяновске по
адресам: *** имеются навалы ТКО.
Кроме того, контейнерные площадки, расположенные по адресам выше, не
имеют трехстороннего непрерывного ограждения высотой не менее 1 м.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск,
размещенного на сайте администрации г. Ульяновска, собственником указанных
контейнерных площадок является администрация г. Ульяновска.
Вышеизложенные нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга
лиц на благоприятную окружающую среду и могут повлечь негативные последствия
для граждан в виде заражения окружающей местности вредными веществами.
Уточнив административный иск, просил обязать в соответствии с
требованиями пунктов 9, 10 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным
объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху,
почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных
помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) и пункта 4.12
Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных
отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением
Правительства Ульяновской области от 3
марта 2017 года № 91-П (далее – Порядок), устранить навалы ТКО вблизи
контейнерных площадок, расположенных в г. Ульяновске по адресам: *** возложить обязанность по
восстановлению трехстороннего непрерывного ограждения высотой не менее 1 м в
соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 и пункта
4.4 Порядка контейнерных площадок,
расположенных в г. Ульяновске по адресам: ***
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Контракт плюс»,
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области, ООО «Управляющая компания Олимп», Министерство имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области, Финансовое управление администрации г.
Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по
Ульяновской области, Управление по благоустройству администрации г. Ульяновка.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 6 июня 2024
года требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в
интересах неопределенного круга лиц, к
администрации г. Ульяновска о возложении обязанности по устранению навалов
вблизи контейнерных площадок, обязанности по восстановлению ограждения
удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам
Ульяновского областного суда от 19 ноября 2024 года указанное решение суда
отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
Судом к участию в
деле в качестве административного ответчика привлечено ООО «Контракт плюс».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционных
жалобах администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить, вынести по
делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном
объеме.
В обоснование жалобы
указывает на то, что навалы ТКО образованы на земельном участке,
государственная собственность на которые не разграничена, в виду чего
возложение ответственности на администрацию г. Ульяновска не является обоснованным. Полномочия по
распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые на
разграничена, возложены на Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. Собственники
земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от
загрязнения отходами от производства и потребления и от другого негативного
воздействия. Указанное Министерство совместно с Министерством природных
ресурсов и экологии Ульяновской области обязаны проводить мероприятия по
ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на территории муниципального
образования «город Ульяновск».
Также полагает, что обязанность по ликвидации
навалов ТКО на контейнерных площадках
лежит на региональном операторе ООО «Контракт плюс». При этом обязанность по определению необходимого количества контейнеров лежит на
региональных операторах и управляющих организациях. Навалы складируются вблизи
контейнерных площадок, что свидетельствует
об отсутствии необходимого числа
контейнеров и бункеров.
Работы по
оборудованию контейнерных площадок и приведению их в соответствие с
действующими нормами СанПин проводятся поэтапно.
Контейнерная
площадка, расположенная по адресу: *** обустроена, навалы вблизи нее устранены,
исполнительное производство окончено 17 октября 2024 года. Навалы вблизи
контейнерных площадок, расположенных по адресу: ***, также устранены.
Судом также не учтено, что администрация г. Ульяновска
не может обеспечить финансирование требуемых мероприятий самостоятельно,
поскольку утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной
компетенции представительного органа муниципального образования.
Кроме того, полагает, что суд, удовлетворяя
административный иск, вышел за пределы административных исковых
требований. Согласно заявлению об уточнении иска контейнерная площадка по
адресу: ***, исключена из исковых требований.
В возражениях на
апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания
«Олимп» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 24
части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к
вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие
в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению),
сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 10 января
2002 года № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» территории муниципальных образований подлежат регулярной
очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными
требованиями.
В силу пункта 1 статьи
8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления
городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской
Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение
схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и
ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в
области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 1, 3,
4 статьи 13.4 названного Федерального
закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления
отходов, соответствующих требованиям законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения
мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение
реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии
с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых
коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением
установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая
обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места
(площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в
соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального
образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам)
накопления твердых коммунальных отходов.
В силу СанПиН
2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными
лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны
иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для
отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее
предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 89-ФЗ
постановлением Правительства Ульяновской области от 3 марта 2017 года № 91-П утвержден Порядок накопления (в
том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории
Ульяновской области.
Пунктом 2.5 названного Порядка предусмотрено, что создание и
содержание мест накопления (в том числе раздельного) ТКО, за исключением
установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая
обязанность лежит на других лицах, осуществляют органы местного самоуправления.
Лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки,
обеспечивает своевременную уборку контейнерной площадки и непосредственно
прилегающей к ней территории, а также свободный доступ к контейнерам (пункт 4.3
Порядка).
Согласно пункту 4.4 указанного Порядка, контейнерные
площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Необходимое
количество контейнеров на контейнерной площадке и их объем определяются исходя
из числа жителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах,
для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО которых предназначены
эти контейнеры, установленных нормативов накопления (в том числе раздельного
накопления) ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований (пункт 4.7).
Как установлено судом и
подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой
Железнодорожного района г. Ульяновска проверки установлено ненадлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние
контейнерных площадок по адресу: *** Вблизи контейнерной площадки имеются
навалы твердых коммунальных отходов. При этом количество установленных мусорных
контейнеров согласуется с реестром мест накопления ТКО (л.д. 11-14,
32-46 том 1).
Также установлено, что контейнерные площадки по адресу: *** не
имеют надлежащего трехстороннего ограждения.
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования
«город Ульяновск», названные контейнерные площадки имеют географические
координаты *** собственником площадок является администрация г. Ульяновска (л.д.
11-14, 91-93 том 1).
Принимая во внимание, что по делу достоверно установлено,
что собственником вышеназванных контейнерных площадок является
администрация г. Ульяновска, к
полномочиям которой относится деятельность по накоплению, в том числе по
созданию, обустройству, содержанию мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов на территории муниципального образования «город
Ульяновск», суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами
права, обоснованно возложил на указанного административного ответчика
обязанность по восстановлению трехстороннего
непрерывного ограждения высотой не менее 1 м в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН
2.1.3684-21 и пункта 4.4 Порядка по адресам: ***
То обстоятельство, что места накопления ТКО не оборудованы в
соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к контейнерным площадкам,
административным ответчиком не оспаривается.
Ссылка администрации г. Ульяновска в апелляционной жалобе на
то, что ответственность за контейнерные площадки, не вошедшие в реестр муниципального имущества, должна нести
управляющая организация, при
рассмотрении настоящего дела является несостоятельной, поскольку представленными
в материалы дела доказательствами
подтвержден тот факт, что заявленные
контейнерные площадки включены в муниципальную собственность.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что по делу не
представлено доказательств образования навалов ТКО на земельных участках,
собственником которого является муниципальное образование «город Ульяновск», не
опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку в силу пункта 4.3
Порядка администрация г. Ульяновска,
как лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки, должна
обеспечивать своевременную уборку контейнерной площадки и непосредственно
прилегающей к ней территории.
Довод в апелляционной жалобе о том, что обязанность по
ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Ульяновска в границах
земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
лежит на Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области, а
также возлагается на регионального оператора, не может быть
признан состоятельным, так как спорные правоотношения подлежат регулированию
Федеральным законом № 89-ФЗ, устанавливающим порядок обращения с
твердыми коммунальными отходами.
Указание в жалобе на то, что судом не учтен акт осмотра от
15 января 2025 года,
составленный представителем Управления архитектуры и градостроительства
администрации г. Ульяновска, согласно которому навалы ТКО вблизи контейнерных
площадок отсутствуют, не опровергает правильность принятого по делу решения
суда. Названные обстоятельства опровергнуты административным истцом
представленными в судебную коллегию
фотоматериалами и подлежат установлению в порядке исполнения решения
суда.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись
предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка по правилам статьи 84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с
которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу решение является правильным, основано на
надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального права,
процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решении, судом не
допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения
суда не имеется.
Вместе с тем,
судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, исключив из абзаца 2, абзаца 3
резолютивной части указание на адрес: *** поскольку требований о возложении на
администрацию г. Ульяновска обязанности устранить
навалы ТКО вблизи контейнерных площадок и по восстановлению трехстороннего
непрерывного их ограждения по
указанному адресу, с учетом заявления об
уточнении административного иска, административным
истцом не заявлялось (л.д. 113-115 том 1).
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 10 февраля 2025 года изменить, исключив из абзаца
2, абзаца 3 резолютивной части указание на адрес: ***
В остальной части
решение суда оставить без изменения,
апелляционные жалобы администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 2
сентября 2025 года.