У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0012-01-2025-000292-10
Судья Гуляев С. А.
Дело №
33а-3297/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
22 августа 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Берхеевой Г.И.
при секретаре
Дементьевой Е.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционное
представление прокурора Мелекесского района Ульяновской области на решение
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2025 года по делу №
2а-1-237/2025, которым постановлено:
Административные
исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту
прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному
учреждению здравоохранения «Рязановская участковая больница», Министерству
здравоохранения Ульяновской области о
признании незаконным бездействия и обязании осуществить мероприятия по обеспечению
антитеррористической защищенности объектов здравоохранения удовлетворить
частично.
Обязать Государственное учреждение
здравоохранения «Рязановская участковая больница» в срок до 31.12.2025
актуализировать паспорт безопасности фельдшерского здравпункта с. Степная
Васильевка, а также осуществить мероприятия по оснащению территории основного
здания ГУЗ «Рязановская участковая больница», расположенного по адресу: *** периметровым
ограждением, за счет средств, выделяемых ГУЗ «Рязановская участковая
больница» Министерством здравоохранения Ульяновской области из бюджета
Ульяновской области.
В остальной части административных исковых
требований прокурора к
ГУЗ «Рязановская участковая больница» и Министерству здравоохранения
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Курушиной А.А.,
поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя ГУЗ
«Новомайнская участковая больница» Руденко О.В., полагавшей решение суда не
подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор
Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с административным
исковым заявлением Государственному учреждению здравоохранения «Рязановская
участковая больница», Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении
обязанности осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической
защищенности объектов здравоохранения.
В обоснование требований
прокурор указал на то, что прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области
в феврале 2025 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере
противодействия терроризму в части исполнения требований к антитеррористической
защищенности объектов здравоохранения, в ходе которой были выявлены нарушения
действующего законодательства.
В целях устранения
выявленных нарушений 19.02.2025 в адрес
главного врача Государственного учреждения здравоохранения «Рязановская
участковая больница» (далее – ГУЗ
«Рязановская участковая больница») внесено представление об устранении
нарушений закона. Однако нарушения не устранены.
Прокурорской
проверкой установлено, что по результатам проведения обследования и
категорирования следующим объектам здравоохранения присвоена четвертая
категория:
- фельдшерский
здравпункт (далее – ФЗП) ***
- ФЗП с. Бирля,
расположенный по адресу: ***
- ФЗП с. Степная
Васильевка, расположенный по адресу: ***
- ОВОП с. Дивный,
расположенный по адресу: Мелекесский район, ***
- ФЗП с. Куликовка,
расположенный по адресу: ***
- ФЗП с. Аллагулово,
расположенный по адресу: ***
- ФЗП с. Приморское,
расположенный по адресу: ***
- ФЗП с. Чувашский
Сускан, расположенный по адресу: ***
В связи с этим были
составлены и согласованы с уполномоченными органами паспорта безопасности,
после актуализации которых в 2025 году категория опасности не изменилась.
В нарушение норм
действующего законодательства более 12 месяцев со дня утверждения акта
обследования и категорирования объектов мероприятия по обеспечению антитеррористической
защищенности не завершены.
Кроме этого,
установлено, что ФЗП с. Степная Васильевка с 23.12.2024 оборудован системой
видеонаблюдения.
Вместе с тем, в актуализированном
паспорте безопасности и акте обследования и категорирования содержатся выводы
об отсутствии указанной системы, что является нарушением подп. «г» п. 36
Требований, что в свою очередь требует повторной актуализации паспорта
безопасности вышеуказанного объекта.
20.09.2017 по
результатам проведения обследования и категорирования больницы, расположенной
по адресу: ***, присвоена 3 категория опасности, которая после актуализации
паспорта безопасности в 2022 году не изменилась.
В нарушение законодательства
на территории медицинского учреждения частично отсутствует периметровое
ограждение, что не отвечает мерам безопасности.
Кроме того, на
территорию медицинского учреждения, возможно, пройти через незакрытую калитку,
находящуюся с торца от основного здания больницы и являющейся частью
периметровое ограждения.
Согласно п. 1.5
устава ГУЗ «Рязановская участковая больница» учредителем и Собственником
имущества является Ульяновская область.
Полномочия и функции
учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство
здравоохранения Ульяновской области.
Прокурор просил
признать незаконным бездействие административных ответчиков по необеспечению
финансирования мероприятий и по неоснащению территории основного здания ГУЗ
«Рязановская участковая больница», расположенного по адресу: *** периметровым
ограждением; по необорудованию указанных здравпунктов системой
оповещения и управления эвакуацией при
совершении или угрозе совершения террористического акта.
Признать незаконным
бездействие ГУЗ «Рязановская участковая больница» по актуализации паспорта безопасности ФЗП с.
Степная Васильевка.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области в срок до 31.12.2025 предусмотреть и
обеспечить финансирование мероприятий по
обеспечению территории основного здания ГУЗ «Рязановская участковая больница»,
расположенного по адресу: ***, периметровым ограждением; по оборудованию вышеуказанных
ФЗП системой оповещения и управления эвакуацией
при совершении или угрозе совершения террористического акта.
Обязать ГУЗ
«Рязановская участковая больница» в течение 2 месяцев со дня поступления
финансирования из Министерства здравоохранения Ульяновской области осуществить
мероприятия по оснащению территории основного здания ГУЗ «Рязановская участковая больница», расположенного
по адресу; ***, периметровым ограждением; по оборудованию приведенных выше ФЗП
системой оповещения и управления эвакуацией
при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также
актуализировать паспорт безопасности ФЗП с. Степная Васильевка, в связи с
изменением мер по инженерно-технической защите объекта (территории)т в течении
3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционном представлении прокурор Мелекесского района Ульяновской области
просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный
акт о полном удовлетворении заявленных требований.
В обосновании
представления указывает на то, что суд при принятии решения руководствовался
своим личным субъективным мнением, а не положениями действующего
законодательства и судебной практики.
Указывает на то, что положение пп. «н» п.16
Требований распространяются на все объекты здравоохранения, вне зависимости от
категорий опасности, следовательно, объекты 4-ой категории опасности, такие как
ФАПы, должны быть оборудованы обозначенной системой оповещения и эвакуации.
Определением судебной коллегии от 12.08.2025
произведена замена ответчика ГУЗ «Рязановская участковая больница» в связи с
прекращением юридического лица путем реорганизации в форме присоединения на ГУЗ «Новомайнская
участковая больница».
От ГУЗ «Новомайнская участковая больница» поступил
отзыв на апелляционное представление, согласно которому учреждение просит
решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ
основанием для отмены решения в апелляционном порядке являются нарушение или
неправильное применение норм материального права или норм процессуального
права.
Такие основания
судебной коллегией по настоящему делу установлены.
Так, в соответствии
с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту
прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
интересов Российской Федерации.
Согласно Концепции
противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом
Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской
Федерации является защита личности, общества и государства от террористических
актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами
противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий,
способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение
безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов
террористических посягательств, в том числе критически важных объектов
инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с
Федеральным законом
от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные
принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему
устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5
Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы
исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие
терроризму в пределах своих полномочий.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017
№ 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов
(территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов
(территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения
Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
(далее – Требования).
В соответствии с пп. «н» п. 16 Требований в
целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности
объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется
своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта
(территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений),
обеспечение технических возможностей эвакуации.
Министерство здравоохранения Ульяновской
области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим
функции и полномочия учредителя ГУЗ «Новомайнская участковая больница».
В соответствии с п. 2.33 Положения о
Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановление
Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство
обеспечивает соблюдение требований к антитеррористической защищенности объектов
и территорий, находящихся в ведении Министерства.
Министерство осуществляет функции главного
распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области,
предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него
функций (п. 2.10 Положения).
Из материалов административного дела следует,
что прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области была проведена
проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму в части
исполнения требований по антитеррористической защищенности объектов
здравоохранения, в ходе которой были выявлены нарушения действующего
законодательства.
По результатам проверки 19.02.2025
прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области в адрес главного врача ГУЗ
«Рязановская участковая больница» вынесено представление об устранении
нарушений закона, причин и условий им способствующих, в котором кроме
вышеуказанных нарушений, указано на то, что в нарушение требований закона ФЗП
не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при совершении или
угрозе террористического акта (л.д. 8-11).
Как следует из ответа на представление
прокурора от 17.03.2025, главный врач ГУЗ «Рязановская участковая больница»
подтвердил необходимость устранения выявленных нарушений, причиной неустранения
которых является отсутствие финансирования, со стороны Министерства
здравоохранения Ульяновской области (л.д. 12-13).
Разрешая заявленные прокурором требования,
суд первой инстанции исходил из несоблюдения административными ответчиками норм
действующего законодательства, в связи с чем обязал участковую больницу
актуализировать паспорт безопасности фельдшерского здравпункта с. Степная
Васильевка, а также осуществить мероприятия по оснащению территории основного
здания больницы, расположенного по адресу: ***, периметровым ограждением, за
счет средств, выделяемых Министерством здравоохранения Ульяновской области из
бюджета Ульяновской области.
Решение суда в этой части административными
ответчиками не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора
о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по оборудованию
указанных в административном иске ФЗП системой оповещения и управления
эвакуацией при совершении или угрозе совершения террористического акта, суд
первой инстанции указал, что во всех ФЗП назначены ответственные за
своевременное оповещение и эвакуацию из помещений должностные лица, разработана
и доведена до ответственных лиц инструкция о действиях при угрозе и
осуществлении террористического акта, в которой определены порядок действий по
оповещению и эвакуации с объектов. В связи с этим суд не усмотрел оснований для
оборудования ФЗП системой оповещения и управления эвакуацией при совершении или
угрозе совершения террористического акта.
Судебная коллегия с такими выводами суда
первой инстанции не соглашается, считая их основанными на неправильном
применении норм материального права.
Как следует из содержания п. 16 Требований,
своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта
(территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений),
обеспечение технических возможностей эвакуации является самостоятельным, а не
альтернативным комплексом мер по антитеррористической защищенности объектов.
Приведенные положения законодательства судом
первой инстанции учтены не были.
Поскольку на момент рассмотрения дела
какие-либо мероприятия по вопросу устранения выявленных прокуратурой нарушений
не приняты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что бездействие
административных ответчиков может повлечь неблагоприятные последствия,
связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия
для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы.
Таким образом, решение суда в части отказа в
удовлетворении требований прокурора подлежит отмене с принятием решения об их
удовлетворении.
При этом, судебная
коллегия отмечает, что отсутствие достаточного финансирования не может являться
основанием для освобождения в исполнении предусмотренной законом обязанности по
обеспечению безопасного пребывания граждан в здании и на территории лечебного
учреждения.
В части требований,
удовлетворенных судом, решение является правильным, но в связи с реорганизацией
и заменой правопреемником его следует изменить, заменив административного
ответчика ГУЗ «Рязановская участковая больница» на ГУЗ «Новомайнская участковая
больница».
Определяя сроки
исполнения судебного акта, судебная коллегия считает разумным их установить для
Министерства здравоохранения Ульяновской области в части обеспечения финансирования
мероприятий по оборудованию ФЗП системой
оповещения и управления эвакуацией при
совершении или угрозе совершения террористического акта до 01.06.2026, для ГУЗ «Новомайнская участковая больница» в
части оборудования – в течение в течение 6 месяцев со дня поступления
финансирования.
При наличии объективных обстоятельств,
препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, административные
ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением в порядке,
предусмотренном ст.189
КАС РФ.
Доводы представителя ГУЗ «Новомайнская
участковая больница» о внесении изменений Постановлением Правительства РФ от
15.08.2025 № 1226 в Требования, касающиеся организации видеонаблюдения, не
затрагивают доводы апелляционного представления. Разрешение этих доводов
возможно путем направления в суд первой инстанции заявления о разъяснении
решения, об изменении способа, порядка его исполнения.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 25 апреля
2025 года отменить в части отказа в
удовлетворении требований прокурора Мелекесского района Ульяновской области к
ГУЗ «Новомайнская участковая больница», Министерству здравоохранения
Ульяновской области о признании незаконным бездействия по необеспечению
финансирования и необорудованию системой оповещения и управления
эвакуацией при совершении или угрозе
совершения террористического акта, возложении обязанности по обеспечению
финансирования и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией при совершении или угрозе совершения террористического
акта.
Принять в этой части
новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным
бездействие ГУЗ «Новомайнская участковая больница», Министерства
здравоохранения Ульяновской области по необеспечению финансирования мероприятий
по оборудованию ФЗП в *** ФЗП в с. Бирля, расположенного по адресу: ***; ОВОП в
с. Дивный, расположенного по адресу: ***; ФЗП в с. Куликовка, расположенного по
адресу: ***; ФЗП в с.
Аллагулово, расположенного по адресу: *** ФЗП в с. Приморское, расположенного
по адресу: ***; ФЗП в с. Чувашский Сускан, расположенного по адресу: ***,
расположенного по адресу: *** системой
оповещения и управления эвакуацией при
совершении или угрозе совершения террористического акта.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области в срок до 01.06.2026 обеспечить финансирование
мероприятий по оборудованию ФЗП в с. Александровка, расположенного по
адресу: *** ФЗП в с. Бирля, расположенного по адресу: *** ОВОП в с. Дивный,
расположенного по адресу: ***; ФЗП в с. Куликовка, расположенного по адресу: ***;
ФЗП в с. Аллагулово, расположенного по адресу: ***; ФЗП в с. Приморское,
расположенного по адресу: ***, расположенного по адресу: *** ФЗП в с. Степная Васильевка, расположенного
по адресу: *** системой оповещения и управления эвакуацией при совершении или угрозе совершения
террористического акта.
Обязать ГУЗ «Новомайнская
участковая больница» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования из
Министерства здравоохранения Ульяновской области осуществить мероприятия по
оборудованию ФЗП в с. Александровка, расположенного по адресу: *** ФЗП в с.
Бирля, расположенного по адресу: Мелекесский район, с. Бирля, ул. Гагарина, д.27; ОВОП в
с. Дивный, расположенного по адресу: *** ФЗП в с. Куликовка, расположенного по
адресу: ***, расположенного по адресу: ***, расположенного по адресу: ***
расположенного по адресу: ***, расположенного по адресу: *** системой
оповещения и управления эвакуацией при
совершении или угрозе совершения террористического акта.
В остальной части
решение изменить, заменив административного ответчика ГУЗ «Рязановская
участковая больница» на ГУЗ «Новомайнская участковая больница».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 05.09.2025.