Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения
Документ от 22.08.2025, опубликован на сайте 15.09.2025 под номером 121136, 2-я гражданская, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Гельвер Е. В.                                                                73RS0008-01-2024-000745-11

Дело №33-480/2025 (33-6364/2024)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Тудияровой С.В., Старостиной И.М.,

при секретаре Староверовой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 октября 2024 года по гражданскому делу №2-1-481/2024, по которому постановлено:

исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к Леонтьевой Наталье Яковлевне, Леонтьеву Николаю Федоровичу об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тудияровой С.В., объяснения помощника прокурора Атянина В.Н., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, обратился в суд с исковым заявлением к Леонтьевой Н.Я., Леонтьеву Н.Ф. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.

Требования мотивированы тем, что с 26 апреля 2022 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону Леонтьева Н.Я. является собственником земельных участков с кадастровым номером *** общей площадью 942,7 га, а также с кадастровым номером *** общей площадью 804,6 га, расположенных по адресу: ***», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером *** обременен правом аренды, зарегистрированным за Леонтьевым Н.Ф.

Указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 1747,3 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находившегося в собственности Леонтьева Ф.Н., на основании договора купли – продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 21 июня 2019 года, заключенном между муниципальным учреждением администрация муниципального образования «Инзенский район» и Леонтьевым Ф.Н.

Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** заключен на основании постановления Главы администрации муниципального образования «Инзенский район» от 20 мая 2019 года №482 о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Согласно информации, предоставленной Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области, земельные участки с кадастровыми номерами *** пересекают земли лесного фонда с кадастровым номером *** общей площадью 2156 га по адресу: ***, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций ООО «Родники».

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано на основании свидетельства о государственной регистрации права, о чем в ЕГРН 19 декабря 2008 года сделана соответствующая запись.

Границы Инзенского лесничества установлены в соответствии со ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 25 марта 2022 года №295 «Об установлении границ Инзенского лесничества в Ульяновской области» с описанием координат характерных точек границ.

Согласно письменным и графическим материалам, представленным Ульяновским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» от 24 мая 2024 года *** земельный участок с кадастровым номером *** имеет пересечение с землями лесного фонда площадью 8 403 302 кв.м, земельный участок с кадастровым номером *** имеет пересечение с землями лесного фонда площадью 7661 664 кв.м.

Предоставление в собственность организациям и физическим лицам земельных участков лесного фонда не предусмотрено действующим законодательством. Действия по образованию земельных участков с кадастровыми номерами *** совершены с нарушением требований лесного законодательства, нарушают охраняемые законом интересы Российской Федерации.

Просил истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Леонтьевой Н.Я. часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 8 403 302 кв.м, вошедшую в границы земель лесного фонда в кварталах *** Инзенского лесничества Ульяновской области; признать отсутствующим право аренды Леонтьева Н.Ф. на часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 8 403 302 кв.м, вошедшую в границы земель лесного фонда в кварталах *** Инзенского лесничества Ульяновской области; истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Леонтьевой Н.Я. часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 7 661 664 кв.м, вошедшую в границы земель лесного фонда в кварталах *** Инзенского лесничества Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Инзенского района Ульяновской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Инзенского района Ульяновской области, ППК Роскадастр по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит отменить решение суда, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что требования заявлены в отношении зарегистрированного права на земельные участки, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке производства в суде общей юрисдикции, что согласуется со сложившейся судебной практикой.

Основанием для оставления без удовлетворения искового заявления явилось нарушение сроков исковой давности. В связи с чем указанное определение незаконно и необоснованно, подлежит отмене.

В возражениях на апелляционную жалобу Леонтьева Н.Я. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

На основании п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской (далее - ГПК РФ) решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Обращаясь с иском в суд, прокурор в обоснование требований указал на то, что действия по образованию земельных участков с кадастровыми номерами *** совершены с нарушением требований лесного законодательства, нарушают охраняемые законом интересы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении указанных земельных участков проведены кадастровым инженером Чижовой О.Ю. Однако судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер Чижова О.Ю. привлечена не была.

С учетом изложенного, определением от 4 февраля 2025 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по апелляционному представлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 октября 2024 года по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена кадастровый инженер Чижова О.Ю.

Непривлечение к участию в деле лица, чьи права и обязанности затрагиваются разрешением настоящего спора, является существенным нарушением норм гражданского процессуального права и безусловным основанием для отмены решения.

Суду апелляционной инстанции представлены уточненные исковые требования, согласно которым прокурор просил истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Леонтьевой Н.Я. земельные участки с кадастровыми номерами ***  сформированных на землях государственного лесного фонда; признать отсутствующим право собственности Леонтьевой Н.Я. на земельные участки с кадастровыми номерами ***; признать отсутствующим право аренды Леонтьева Н.Ф. на земельный участок с кадастровым номером *** признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами ***,  местоположение: ***» как на земли лесного фонда, что будет являться основанием для внесения сведений в ЕГРН о прекращении прав ответчика в отношении указанных земельных участков (т.4 л.д.149-151).  

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Дело рассмотрено в пределах уточненных исковых требований (ст.196 ГПК РФ).

Проверив материалы гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционного представления, поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определена компетенция органов в отношении земельных участков, которые дифференцированы в том числе исходя из принадлежности земель к определенной категории.

В соответствии с пп.1, 5 п.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда.

В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статья 8 ЗК РФ закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.

В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании пп.2 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Согласно ч.2 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности земельных участков из состава земель лесного фонда.

Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ч.3 ст.70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В силу ч.6 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Статьей 47 указанного Федерального закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Следовательно, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства, а сведения о его границах определяются на основании материалов лесоустройства и данным государственного лесного реестра.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года №1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

Как указано в ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно абзацу первому п.36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со ст.301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, значимыми по делу обстоятельствами являются установление нахождения земельного участка ответчика в границах земельного участка лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, предметом исследование являются вопросы формирования спорного земельного участка, о компетенции администрации Инзенского района Ульяновской области в части распоряжения спорным земельным участком, законности возникновения прав ответчика и его добросовестности.

Из материалов дела следует, что распоряжением Главы администрации Инзенского района *** от 6 июля 1990 года «О передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование в связи с реорганизацией сельхозформирований» ООО «Родники» переданы участки лесного фонда СПК «Сюксюмский» площадью 2156 га (т.1 л.д.248-249).

9 июля 1999 года между Инзенским лесхозом Комитетом по лесу и ООО «Родники» заключен договор о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда общей площадью 2156 га, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций для осуществления землепользования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов сроком на 49 лет (дата возвращения 9 июля 2048 года) (т.1 л.д.250-251).

ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» представлены материалы лесоустройства ООО «Родники» 2001 года, 2013 годов, таксационные описания, планшеты, тематическая карта (т.3 л.д.9-84), лесохозяйственный регламент Инзенского лесничества (т.3 л.д.119), филиалом ППК «Роскадатср» копии проекта перераспределения земель и материалов оценки сельскохозяйственных угодий СПК «Сюксюмский»  от 1994 года (т.3 л.д.199).

Границы Инзенского лесничества Ульяновской области (реестровый номер границы (***) установлены на основании приказа «Об установлении границ Инзенского лесничества в Ульяновской области» *** от 25 марта 2022 года.

Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 21 560 000 кв.м, категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - защитные леса, расположенном по адресу: *** дата присвоения кадастрового номера 26 ноября 2010 года. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (т.1 л.д.47-52, 245-247).

Границы земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. 19 декабря 2008 года на земельный участок зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией.

В ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка содержится запись об ограничении прав и обременениях в виде аренды от 22 августа 2014 года, срок действия с 19 декабря 2008 года по 8 июля 2048 года, на основании договора аренды лесного участка от 25 ноября 2008 года ***, дата регистрации 19 декабря 2008 года; договора уступки прав и обязанностей от 15 августа 2014 года, дата регистрации 22 августа 2014 года; дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25 ноября 2008 года *** от 4 сентября 2014 года, дата регистрации 10 сентября 2014 года; дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25 ноября 2008 года *** ***, выдан 15 ноября 2018 года; дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25 ноября 2008 года ***, выдан 5 октября 2018 года.

При заключении договора аренды лесного участка *** от 25 ноября 2008 года арендатором выступало ООО «Родники» в лице генерального директора Леонтьева Ф.Н. (т.3 л.д.156-164).

По указанному договору в аренду был передан во временное пользование лесной участок, ранее находящийся во владении сельхозорганизации, площадью 2156 кв.м, местоположение: *** Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №1 (границы лесного участка определены на карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора).

Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 17 473 420 кв.м (границы установлены), категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, расположенном по адресу: ***, внесены в ЕГРН 6 декабря 2004 года (имеет статус «архивный»).

Постановлением администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 19 февраля 2014 года земельному участку с кадастровым номером *** присвоена категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» (т.4 л.д.141).

11 июня 2014 году Леонтьеву Ф.Н. постановлением администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области предоставлен в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 17 473 420 кв.м с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: *** сроком на пять лет (т.1 л.д.86).

В связи с чем 11 июня 2014 года с Леонтьевым Ф.Н. был заключен договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером *** (т.1 л.д.87-93).

6 мая 2019 года указанный договор аренды земельного участка от 11 июня 2014 года был расторгнут по соглашению сторон (т.1 л.д.98-99). 

Постановлением администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 20 мая 2019 года земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 17 473 420 кв.м, расположенный по адресу: ***», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, предоставлен Леонтьеву Ф.Н. в собственность за плату без проведения торгов (т.1 л.д.100-101).

21 июня 2019 года между администрацией муниципального образования «Инзенский район» и Леонтьевым Ф.Н. был заключен договор купли – продажи указанного земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена (т.1 л.д.103-106). 

Земельный участок с кадастровым номером *** был снят с кадастрового учета 23 сентября 2019 года в связи с образованием земельных участков-с кадастровым номером *** площадью 9 427 160 кв.м, категорией земель-земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, расположенном по адресу: *** сведения внесены в ЕГРН 23 сентября 2019 года (т.1 л.д.17-25).

Границы вышеуказанного земельного участка установлены на основании межевого плана от 9 сентября 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Чижовой О.Ю. (т.2 л.д.135-155).

По сведениям ЕГРН 26 апреля 2022 года на земельный участок зарегистрировано право собственности за Леонтьевой Н.Я. В отношении указанного земельного участка содержится запись об ограничении прав и обременениях в виде аренды от 22 февраля 2024 года на основании договора аренды здания с последующим выкупом от 19 февраля 2024 года, арендатор Леонтьев Н.Ф., арендодатель Леонтьева Н.Я., срок действия с 19 февраля 2024 года по 19 февраля 2029 года.

Земельный участок с кадастровым номером *** был снят с кадастрового учета 23 сентября 2019 года также в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером *** площадью 8 046 260 кв.м, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, расположенном по адресу: *** сведения внесены в ЕГРН 23 сентября 2019 года (т.1 л.д.28-37).

Границы вышеуказанного земельного участка установлены на основании межевого плана от 9 сентября 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Чижовой О.Ю. (т.2 л.д.135-155).

По сведениям ЕГРН 26 апреля 2022 года на земельный участок зарегистрировано право собственности за Леонтьевой Н.Я.

После смерти Леонтьева Ф.Н. (20 сентября 2021 года) Леонтьева Н.Я., как пережившая супруга, с 25 апреля 2022 года стала собственником земельных участков с кадастровыми номерами *** (т.1 л.д. 166 - 170).

19 февраля 2024 года между Леонтьевой Н.Я. (арендодатель) и Леонтьевым Н.Ф. (арендатор) был заключен договор аренды с последующим выкупом земельного участка с кадастровым номером  *** площадью 9 427 160 кв.м сроком на 5 лет (с 19 февраля 2024 года по 19 февраля 2029 года) (т.1 л.д.171-172).

Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области им (Министерством) было выявлено пересечение земельных участков категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами *** с землями лесного фонда – квартала 1*** ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций ООО «Родники» Инзенского лесничества Ульяновской области (площадь пересечения 1747,3 га).

Вышеуказанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером ***, права на который первоначально зарегистрированы 2 июля 2019 года. Земельные участки *** и *** пересекают земли лесного фонда с кадастровым номером *** общей площадью 2156 га по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ООО «Родники», квартал ***, категория земель – земли лесного фонда. На земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и ограничение права в виде аренды сроком за 8 июля 2048 года за Леонтьевой Н.Я. с видом разрешенного использования защитные леса (т.1 л.д.40-41).

Из ответа Ульяновского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» на обращение Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что филиал осуществил графическое совмещение границ земель лесного фонда -  земельного участка с кадастровым номером *** с границами земельных участков с кадастровыми номерами ***. Графическое совмещение границ земельного участка осуществлялось с границей Инзенского лесничества Ульяновской области.

Также границы земельных участков с кадастровыми номерами *** имеют пересечения с границей Инзенского лесничества Ульяновской области, внесенной в сведения ЕГРН с реестровым номером *** согласно данных публичной кадастровой карты (т.1 л.д.53-85).

Согласно выписке из ЕГРИП Леонтьева Н.Я. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 15 октября 2021 года, основной вид деятельности – лесозаготовки, дополнительный вид деятельности, в том числе смешанное сельское хозяйство, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами, торговля розничная пиломатериалами в специализированных магазинах (т.1 л.д.222-226).

Леонтьев Н.Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14 февраля 2024 года, основной вид деятельности – распиловка и строгание древесины, дополнительный вид деятельности, в том числе смешанное сельское хозяйство (т.1 л.д.227-230).

По ходатайству прокурора, в связи с необходимостью установления юридически значимых обстоятельств, к которым относятся: каковы фактические, юридические границы земельных участков Леонтьевой Н.Я. с кадастровыми номерами ***; соответствуют ли фактические границы земельного участка границам этого участка согласно сведениям ЕГРН, правоустанавливающим документам, материалам межевания; имеются ли наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером ***; в случае наложения, каковы причины наложения и способы устранения; из каких земель сформировались земельные участки с кадастровыми номерами *** - из земель лесного фонда или сельскохозяйственного назначения, определением судебной коллегии по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено АНО «Научно – исследовательский институт судебной экспертизы».

Согласно заключению эксперта *** от 30 июня 2025 года однозначно определить местоположение фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами *** не представляется возможным (т.1 л.д.2-72).

Сведения о местоположении юридических границ (по результатам межевания) земельных участков Леонтьевой Н.Я. с кадастровыми номерами *** содержатся в выписках ЕГРН от 11 июня 2025 года.

Согласно местоположению юридических границ, осмотренные части земельных участков с кадастровыми номерами *** на местности представляют собой лесной массив (сосна, береза, осина, тополь и другие).

Определить соответствуют ли фактические границы исследуемых земельных участков границам данных участков согласно сведениям ЕГРН, правоустанавливающим документам, материалам межевания, не представляется возможным.

При сопоставлении границ земельных участков Леонтьевой Н.Я. с кадастровыми номерами *** (по результатам межевания) с границами Инзенского лесничества Ульяновской области (реестровый номер границы ***), установленными на основании приказа «Об установлении границ Инзенского лесничества в Ульяновской области» *** следует, что наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером ***, имеется.

Причины наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером *** – внесение в ЕГРН сведений о земельном участке площадью 2156 га, расположенном по адресу: Ульяновская ***» (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) на основании свидетельства о постоянном бессрочном пользовании *** от 9 июля 1999 года (правообладатель ООО «Родники»). Данное свидетельство отсутствует в реестровом деле на земельный участок с кадастровым номером ***, имеются ссылки в кадастровых паспортах от 2009 и 2014 гг.

По плану земель совхоза «Сюксюмский», изготовленному УФ ВИСХАГИ в 1993 году, земельные участки с кадастровыми номерами ***4 расположены в границах леса, передаваемого в государственную собственность.

Устранить наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** на земельный участок с кадастровым номером *** возможно путем исключения из ЕГРН координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами ***

Эксперт отмечает, что на момент экспертного исследования в сведения о местоположении границ Инзенского лесничества Ульяновской области (реестровый номер границы ***) внесены изменения.

По данным публичной кадастровой карты от 18 июня 2025 года наложения границ Инзенского лесничества на земельные участки с кадастровыми номерами *** устранены.  

Сведения о земельном участке с кадастровым номером *** (категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: защитные леса), площадью 2156 га, по адресу: *** в ЕГРН актуальные, ранее учтенные, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией) выписка из ЕГРН от 29 июня 2025 года).

Следовательно, на момент экспертного исследования противоречия в сведениях государственных реестров не устранены.

Земельные участки с кадастровыми номерами *** (ранее земельный участок ***) сформированы из земель лесного фонда.

Проведенная по делу экспертиза соответствует требованиям, предъявляемым законодательством, является допустимым доказательством и не противоречит совокупности других добытых судом и представленным сторонами доказательствам, проведена компетентными специалистами в данной области, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы.

Таким образом, указанное выше заключение экспертизы соответствует ст.86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При этом эксперт *** которая в установленном порядке была предупреждена об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в судебном заседании в суде апелляционной инстанции выводы своего заключения поддержала. Пояснила, что при производстве экспертизы ею был дан анализ всем представленным документам, в связи с чем она пришла к выводу, что на местности земельный участок с кадастровым номером ***, в результате раздела которого образовались два земельных участка – ***, и земельный участок с кадастровым номером *** это один и тот же земельный участок. Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером *** до уточнения границ имел такую же площадь, как и земельный участок *** – 2156 га. В связи с чем произошла двойная регистрация. Один и тот же земельный участок учтен в землях лесного фонда и в землях сельхозназначения. Спорные земельные участки не соответствуют виду разрешенного использования, поскольку на них произрастает лесной массив. На данных земельных участков выполнено несколько раз лесоустройство. При сопоставлении карт было установлено, что на данных земельных участках не было сельхозугодий. Спорные земельные участки изначально были отображены как лесной массив, в связи с чем не являлись сельхозугодиями. Лесные массивы всегда находились в пределах границ совхоза. Имеется проект перераспределения земель Инзенского района, Сюксюмский от 2000 года. Первый проект лесоустройства датирован 2001 года. Вместе с тем, есть Инзенский лесной фонд, и есть леса, которые раньше находились в пользовании сельхозпредприятий.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 года №16-П, которым добросовестным приобретателем применительно к недвижимому имуществу в контексте п.1 ст.302 ГК РФ в его конституционно-правовом смысле в правовой системе Российской Федерации является приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что это лицо знало об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявило должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могло узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.

Так из исследовательской части заключения следует, что при сопоставлении схемы расположения лесного участка в договоре аренды от 25 ноября 2008 года, планшетов ООО «Родники» Инзенского лесничества от 2013 года с границами Инзенского лесничества Ульяновской области (реестровый номер границы ***) следует, что границы земельного участка с кадастровым номером *** установлены в ЕГРН в составе границ Инзенского лесничества (т.4 л.д.36).

Осмотренные контура (части) земельных участков с кадастровыми номерами *** на местности не огорожены, представляют собой лесной массив. На момент экспертного осмотра на исследуемых земельных участках произрастают лесные культуры: сосна, береза, осина, тополь и другие.

19 декабря 2008 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок (защитные леса) с кадастровым номером ***, площадью 2156 га, адрес: ***

По результатам межевания от 2013 года границы земельного участка с кадастровым номером *** (в результате раздела на два земельных участка ***) уточнены в 2013 году на землях лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, что подтверждается договорами от 9 июля 1999 года, от 25 ноября 2008 года *** проектом перераспределения земель КСХП «Сюксюмский» Инзенского района от 2000 года, материалами лесоустройства и местоположением границ Инзенского лесничества Ульяновской области (реестровый номер границы ***) (т.4 л.д.39).

Уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером *** произошло за счет того, что при межевании учтены не все лесные земли, переданные по договорам от 9 июля 1999 года, от 25 ноября 2008 года.

Таким образом, произошел двойной кадастровый учет (в категориях земель: земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда) и регистрация прав на земельный участок площадью 2156 га.

Установлены нарушения при образовании спорных земельных участков ответчиков и наличие пересечений их с землями лесного фонда.

Как уже указывалось выше при заключении договора аренды лесного участка *** от 25 ноября 2008 года арендатором выступало ООО «Родники» в лице *** Леонтьева Ф.Н. (т.3 л.д.156-164). По указанному договору в аренду был передан во временное пользование лесной участок, ранее находящийся во владении сельхозорганизации, площадью 2156 кв.м, местоположение: ***

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами *** (ранее земельный участок ***) сформированы из земель лесного фонда, спорные земельные участки полностью пересекаются с земельным участком с кадастровым номером *** (произошел двойной кадастровый учет), в отсутствие согласия уполномоченного органа на распоряжение федеральной собственностью. Следовательно, спорный земельный участок незаконно выбыл из собственности Российской Федерации, оснований полагать, что Леонтьева Н.Я. является добросовестным приобретателем не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в интересах Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области подлежат удовлетворению в части истребования в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Леонтьевой Н.Я. земельных участков с кадастровыми номерами ***, площадью 9 427 160 кв.м, и ***, площадью 8 046 260 кв.м, сформированные на землях государственного лесного фонда; признании отсутствующим права собственности Леонтьевой Н.Я. на земельные участки с кадастровым номерами ***; признании отсутствующим права аренды Леонтьева Н.Ф. на земельный участок с кадастровым номером  *** площадью 9 427 160 кв.м. Апелляционное определение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о регистрации права собственности Леонтьевой Н.Я. на земельные участки с кадастровыми номерами *** местоположение: ***

Вместе с тем, при установленных обстоятельствах, оснований для признания права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами  ***, местоположение: *** как на земли лесного фонда не имеется, поскольку как уже указывалось выше земельный участок с кадастровым номером ***, в результате раздела которого образовались два земельных участка – ***, и земельный участок с кадастровым номером *** это один и тот же земельный участок. Произошел двойной кадастровый учет (в категориях земель: земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда).

Доводы стороны ответчика о том, что в силу положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.6, 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, являются несостоятельными, поскольку было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами *** (ранее земельный участок ***) сформированы из земель лесного фонда, спорные земельные участки полностью пересекаются с земельным участком с кадастровым номером ***. В данном случае приоритет имеют сведения ГЛР, согласно которым границы земельного участка лесного фонда установлены.

Доводы стороны ответчика о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером *** внесены в ЕГРН только 26 ноября 2010 года, границы указанного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, являются несостоятельными, поскольку согласно выписке из ЕГРН сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Разрешая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.  

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу разъяснений, данных в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу п.1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (в частности ч.1 ст.45 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Согласно п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).

Учитывая изложенное, юридически значимым обстоятельством при разрешении ходатайства о применении срока исковой давности является установление момента, когда о нарушении процедуры определения границ земельного участка, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого прокурор обратился с исковым заявлением - Российская Федерация в лице уполномоченного органа по распоряжению землями лесного фонда.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение п.1 ст.200 ГК РФ сформулировано таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела (определения от 16 июля 2015 года №1681-О, от 29 марта 2016 года №516-О, от 26 мая 2016 года №1010-О, от 25 октября 2016 года №2309-О и др.).

Из материалов дела следует, что Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обратилось в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру с просьбой принять меры для защиты законных прав Российской Федерации в отношении земельного лесного фонда (т.1 л.д.40-41). Приложенные  к данному обращению документы, согласно которым было выявлено пересечение земельных участков  с кадастровыми номерами *** пересекают земли лесного фонда с кадастровым номером *** общей площадью 2156 га по адресу: *** ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций ООО «Родники», датированы 24 апреля 2024 года (т.1 л.д.40-52).

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области стало известно о нарушении прав в апреле 2024 года. Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд 21 августа 2024 года (т.1 л.д.115), в связи с чем срок исковой давности в данном случае не пропущен.

Экспертным учреждением заявлено ходатайство о взыскании стоимости судебной экспертизы в размере 182 250  руб.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая изложенное, следует взыскать в пользу АНО «Научно – исследовательский институт судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы с Леонтьевой Н.Н., Леонтьева Н.Ф. в размере 182 250 руб., по  91 125 руб. с каждого.

На основании вышеизложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 октября 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в интересах Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области удовлетворить частично.

Истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Леонтьевой Натальи Яковлевны (***) земельные участки с кадастровыми номерами ***, площадью 9 427 160 кв.м, и *** площадью 8 046 260 кв.м, сформированные на землях государственного лесного фонда.

Признать отсутствующим право собственности Леонтьевой Натальи Яковлевны на земельные участки с кадастровым номерами ***

Признать отсутствующим право аренды Леонтьева Николая Федоровича (***) на земельный участок с кадастровым номером  ***, площадью 9 427 160 кв.м.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о регистрации права собственности Леонтьевой Натальи Яковлевны  на земельные участки с кадастровыми номерами *** местоположение: ***

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Леонтьевой Натальи Николаевны, Леонтьева Николая Федоровича в пользу АНО «Научно – исследовательский институт судебной экспертизы» расходы по проведению экспертизы в размере 182 250 руб., по  91 125 руб. с каждого.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 сентября 2025 года.