УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-008852-20 Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33-3537/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 сентября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Коненковой Л.Г.
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно - коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
21 января 2025 года, по гражданскому делу № 2-540/2025, по которому
постановлено:
исковые требования
Кабальновой Александры Викторовны удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
обеспечить Кабальнову Александру Викторовну специализированным
благоустроенным жилым помещением по договору
найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».
Заслушав доклад судьи Федоровой
Л.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кабальнова (***) А.В. обратилась в суд с иском к
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что относится к категории лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на
предоставление жилого помещения в Ульяновской области, однако, до настоящего
времени не обеспечена жилым помещением.
Просила обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области обеспечить специализированным
благоустроенным жилым помещением по договору
найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Ульяновской
области, Министерство финансов Ульяновской области, ОГКУ Центр управления
недвижимым имуществом Ульяновской области.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области не соглашается с вынесенным решением, просит его отменить и принять
новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном
объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что Министерством жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области принимаются исчерпывающие меры
для реализации возложенных на него полномочий по обеспечению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей-сирот. Невозможность обеспечения истца жилым помещением по достижении
возраста 18 лет является следствием недостаточности выделяемого на данные цели
финансирования. При этом ответчиком приняты исчерпывающие меры по обеспечению
истца жилым помещением. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
признается, вместе с тем реальная возможность обеспечить истца жилым помещением
имеется только в 2025 финансовом году.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов
дела и установлено судом первой инстанции, Кабальнова (***) А.В., *** года рождения
относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
*** (л.д.6-8).
*** Сатдинова А.В. была включена в список детей-сироти и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области (л.д.9). До настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено. ***
В связи с длительным периодом непредставления жилого
помещения Кабальнова А.В. обратилась в
суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса
Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми
помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №
159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной
поддержки лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
– лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте
до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без
попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным
федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной
поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 Федерального
закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным
в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце
первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с
действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством
(статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ) и являются
расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением
дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных
учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации
(статья 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой
(попечительством) на территории Ульяновской области, регулируются Законом
Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» (действовавшим до 01.01.2023 года), Законом Ульяновской
области от 20.12.2022
№ 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
место жительства которых находится на территории Ульяновской области,
благоустроенными жилыми помещениями», которыми предусмотрено, что
специализированные жилые помещения предоставляются данной категории лиц, по их
заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия
(статья 5 указанных законов).
Специализированные жилые помещения предоставляются
детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в
соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О
предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области» (часть 2 статьи 6 Закона Ульяновской области от
20.12.2022 № 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, место жительства которых находится на территории
Ульяновской области, благоустроенными жилыми помещениями»).
В соответствии со статьей 9 Закона Ульяновской области
от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» жилые
помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений
по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2)
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным; 3) лицам, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно
реализовано.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Кабальновой
А.В. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О
предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области».
Судебная коллегия считает, что выводы суда о возложении на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение
специализированного жилищного фонда соответствуют требованиям закона.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в
жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого
помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей
нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками
жилых помещений.
Истец ни собственником жилого помещения, ни нанимателем
жилого помещения по договору социального найма, которые соответствуют
предъявляемым к жилым помещениям требованиям, или членом семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма не является.
Правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения ответчиком не выполнены.
При этом материалами дела подтверждено наличие у Кабальновой
А.В. нереализованного права на однократное получение благоустроенного жилого
помещения жилищного фонда по договору социального найма, предоставляемого в
соответствии с вышеприведенными положениями закона.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточного
финансирования не могут служить основанием для отказа в предоставлении жилья
истице, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которой данная мера социальной поддержки гарантирована законом.
Исходя из наличия у истицы соответствующего статуса и права
на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого
помещения из специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции
обоснованно возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обязанность по восстановлению нарушенных прав
истицы по обеспечению жилым помещением.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21
января 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно -
коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11
сентября 2025 года.