УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0012-02-2025-000023-88
Судья Гуляев
С.А.
Дело
№ 33-3599/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 9 сентября 2025
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной
О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре
Мустафина А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-31/2025 по апелляционной
жалобе Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2025 года,
с учетом определения того же суда от 5 мая 2025 года об исправлении описки, по
которому постановлено:
исковые требования прокурора
Новомалыклинского района Ульяновской области
к государственному учреждению здравоохранения «Новомалыклинская районная
больница», Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании права на социальную выплату и
обязании включить данные в реестр работников, имеющих право на социальную
выплату, удовлетворить частично.
Обязать ГУЗ
«Новомалыклинская районная больница»
(ИНН 7312001683) направить в отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области документы для назначения и выплаты специальной социальной выплаты,
предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования», Филипповой Светлане Андреевне, *** года рождения
(паспорт ***), за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 включительно.
В исковых требованиях прокурора к Министерству
здравоохранения Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с
исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения
«Новомалыклинская районная больница» (далее – ГУЗ «Новомалыклинская РБ»),
Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к направлению
документов для назначения и выплаты специальной социальной выплаты.
Исковые требования
мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ГУЗ
«Новомалыклинская РБ» законодательства, регулирующего предоставление социальной
выплаты отдельным категориям медицинских работников, в ходе которой выявлены
нарушения прав Филипповой
С.А. на назначение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по
29.02.2024. В соответствии с должностными
обязанностями Филиппова С.А. выполняет работу в ГУЗ «Новомалыклинская РБ» в
должности *** (подготавливает дезинфекционные растворы, препараты, инвентарь
для проведения работ по дезинфекции, передает данные подготовленные растворы
санитарам больницы, уборщице, также самостоятельно проводит работы по
дезинфекции постельных комплектов больницы (матрасы, одеяла, подушки), ведет
специальные учетные журналы по учету химикатов для дезинфекции.
Кроме того, она имеет
соответствующую квалификацию «***». Указанные обстоятельства явились основанием
для внесения 14.11.2024 в ГУЗ «Новомалыклинская РБ» представления об устранении
нарушений закона, которое оставлено без удовлетворения. Филиппова С.А. имеет
право на получение специальной социальной выплаты, установленной подпунктом «д»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568
«О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования». Однако указанная выплата ей установлена не была.
Истец просил обязать ГУЗ
«Новомалыклинская РБ», Министерство здравоохранения Ульяновской области
направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты специальной
социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» Филипповой С.А. за период с
01.01.2023 по 29.02.2024 включительно.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области, территориальный фонд обязательного
медицинского страхования по Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР
по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое
решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что должностные обязанности Филипповой С.А. не подпадают под
требования подпункта «е» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568, в связи с чем ГУЗ «Новомалыклинская РБ» не
должно включать ее в перечень работников, имеющих право на получение спорной
выплаты. Отмечает, что Филиппова С.А. с 04.06.2018 занимает должность ***,
которая относится к среднему медицинскому персоналу, первичную медико-санитарную помощь по
поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью она не оказывает,
не работает с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, не имеет среднего
медицинского образования.
В соответствии с
положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее
– ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1
статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Согласно абзацу пятому
части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации
работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной
платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и
качеством выполненной работы.
Понятие заработной платы сформулировано в части первой
статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с
которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от
квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой
работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного
характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты).
Из положений пункта 5 части 1 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические
работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со
спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также
конкретными результатами деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной
поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет
соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных
ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне
установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования, а также утверждены «Правила
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» (далее – Правила).
В силу подпункта «д»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на
правоотношения, возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается
специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных
и участковых больниц.
Из пункта 2 Правил следует, что специальная
социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные
должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по
уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также
вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации,
соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная
социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских
организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для
получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют
ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты (далее – реестр).
Реестр в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного
лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая
интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации организацией с использованием
информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей
деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом
на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного
взаимодействия.
В случаях, когда в 1 квартале 2023 года
специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему
право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она
подлежит выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня
возникновения права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568).
Как установлено
судом и следует из материалов дела, с 02.07.2016 Филиппова С.А. принята на
работу в ГУЗ «Новомалыклинская РБ»,
04.06.2018 переведена на должность *** (л.д. 16-22).
В соответствии с должностными обязанностями ***,
утвержденными главным врачом ГУЗ «Новомалыклинская РБ» 01.01.2014, Филиппова
С.В. в должности *** выполняет работу по подготовке дезинфекционных растворов,
препаратов, инвентаря для проведения работ по дезинфекции, передает данные
подготовленные растворы санитарам больницы, уборщице, также самостоятельно
проводит работы по дезинфекции постельных комплектов больницы (матрасы, одеяла,
подушки), ведет специальные учетные журналы по учету химикатов для дезинфекции.
С должностными обязанностями Филиппова С.А. ознакомлена (л.д. 15).
Приказом
Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» определены должностные обязанности *** и требования к
квалификации – среднее профессиональное образование по профилю выполняемой
работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее
образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной
деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
В 1986 году Филипповой С.А. получено среднее
профессиональное образование «***», а
в дальнейшем получено дополнительное профессиональное образование с присвоением
квалификации «***» (л.д. 23-26, 31).
Согласно
сведениям ОСФР по Ульяновской области отзыва и ГУЗ «Новомалыклинская РБ» Филипповой С.А. специальная
социальная выплата по постановлению Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568 за период с 01.01.2023 по
29.02.2024 не назначалась (л.д. 30, 55).
По обращению Филипповой С.В. прокуратурой Новомалыклинского
района Ульяновской области проведена проверка соблюдения ГУЗ «Новомалыклинская
РБ» законодательства, регулирующего предоставление социальной выплаты отдельным
категориям медицинских работников.
Согласно штатным расписаниям на 2022 – 2023 годы и на 2024
год, утвержденным главным врачом ГУЗ «Новомалыклинская РБ» и согласованным с
Министерством здравоохранения Ульяновской области, должность *** отнесена к
должностям среднего медицинского персонала, которые содержатся за счет бюджета.
По результатам
проведенной в 2024 году проверки прокуратурой района выявлены нарушения в
деятельности ГУЗ «Новомалыклинская РБ», в связи с чем 14.11.2024 главному врачу
ГУЗ «Новомалыклинская РБ» внесено представление об устранении нарушений
федерального законодательства, которое осталось без исполнения (л.д.
27-29, 30).
Ссылаясь на неисполнение обязанности по
включению Филипповой С.А. в реестр
работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,
установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 за период с 01.01.2023 по
29.02.2024, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворения исковые
требования, суд первой инстанции исходил из того, что Филиппова С.А. имеет необходимое в целях назначения
специальной социальной выплаты среднее профессиональное с учетом переподготовки
медицинское образование, должность *** в ГУЗ «Новомалыклинская
РБ» отнесена к должностям, которые определены
в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских
работников и фармацевтических работников», истец относится к
категории медицинских работников, для которых предусмотрена мера дополнительной
государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления
ежемесячной специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда
первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального
права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу
доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.
В пункте 3 Разъяснений по применению
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования», утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н (далее
– Разъяснения), указано, что должности медицинских работников, а также
должности руководителей медицинских организаций и их заместителей, определены в
номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских
работников и фармацевтических работников».
Пунктом 1.4
номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников,
являющейся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 20.12.2012 № 1183н (пункт 9.28 приказа Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 205н), установлено, что должность *** относится к
должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием
(средний медицинский персонал).
В пункте 4 Разъяснений указано, что при
осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что
специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в
подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных, районных и
участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их
филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.
ГУЗ «Новомалыклинская РБ» является
медицинской организацией – районной больницей, входящей в государственную
систему здравоохранения Ульяновской области и участвующей в реализации базовой
программы обязательного медицинского страхования.
Филиппова С.А.
имеет необходимое в целях назначения специальной социальной выплаты среднее
профессиональное с учетом переподготовки медицинское образование, то есть
специальное медицинское образование для работы в должности ***, занимает
соответствующую должность в районной больнице, входящей в государственную
систему здравоохранения Ульяновской области и участвующей в реализации базовой
программы обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного суд первой инстанции
правомерно сделал вывод о том, что истец относится к категории медицинских
работников, которым установлена специальная социальная выплата на основании
подпункта «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на
правоотношения, возникшие с 01.01.2023) за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.
При этом верно отметил, что каких-либо
дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты медицинским
работникам районных больниц, должности которых определены в указанной выше
номенклатуре, не предусмотрено. Не содержится таких условий и в Разъяснениях
Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, утвержденных приказом
Минздрава России от 10.03.2023 № 99н.
Принимая во
внимание, что Филиппова С.А. в период
с 01.01.2023 по 29.02.2024 имеет право
на получение социальной выплаты согласно подпункту «д» пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на
правоотношения, возникшие с 01.01.2023 и действующие до 01.03.2024) как специалист со средним медицинским образованием
центральных районных, районных и участковых больниц, без каких-либо ограничений
и условий, на
ГУЗ «Новомалыклинская РБ» правильно возложена обязанность включить
данные об истце в реестр работников, имеющих право на получение спорной
специальной социальной выплаты за указанный период.
Поскольку в соответствии с Правилами
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения, участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования, специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе
данных медицинских организаций, к которым не относится Министерство
здравоохранения Ульяновской области, правовых оснований для удовлетворения
исковых требований к ответчику Министерству здравоохранения Ульяновской области
у суда первой инстанции не имелось.
Доводы
апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и
процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были
предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления,
а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной
субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных
обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося
судебного акта не влияют.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 20
марта 2025 года, с учетом определения того же суда от 5 мая 2025 года об
исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Мелекесский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 12.09.2025