Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ
Документ от 11.09.2025, опубликован на сайте 15.09.2025 под номером 121165, Админ. 2 пересмотр, ст.17.14 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пиунова Е.В.                                                                                Дело № 7-698/2025

73RS0002-01-2025-003701-13

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                         11 сентября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Хайбуллов И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 23 мая 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 июля 2025 года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № 12-925/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 23.05.2025 администрация г.Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. 

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07.07.2025 указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления №911/25/98073-АП от 23 мая 2025 года указано, что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное статьей 17.14 КоАП РФ - нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов по вышеуказанному исполнительному производству. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что взыскание штрафов связано с невозможностью исполнения решений судов из-за дефицита средств бюджета. Администрация города Ульяновска неоднократно направляла обращения в Ульяновскую Городскую Думу и Губернатору Ульяновской области о выделении финансирования. Получены ответы, что указанным вопросам уделяется первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и судебную практику Верховного Суда РФ, на отсутствие надлежащего финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.

Также ссылается на ст.1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо не обязано доказывать свою невиновность.

Указывает, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом, в структуру которого входит Управление жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя, администратора и получателя средств местного бюджета. При этом осуществление общего руководства и контроля за формированием перечня объектов капитального ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск» возложено на заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской инфраструктуры). В связи с изложенным считает, что в постановлении судебным приставом-исполнителем не установлена субъективная сторона административного правонарушения.

Утверждает, что при вынесении постановления судебным приставом-исполнителем в нарушение принципов всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела не была дана оценка документам и письменным пояснениям, данным представителем администрации города Ульяновска, данным при составлении протокола, и бремя доказывания невиновности в совершении административного правонарушения возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности, что повлекло нарушение презумпции невиновности администрации города Ульяновска.

По состоянию на 10.06.2025 на исполнении в отделах Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области находятся 316 исполнительных производства. Общая потребность в денежных средствах на исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов составляет более             5 миллиардов рублей и более 1,1 миллиарда рублей на исполнение решений судов в сфере дорожного хозяйства.

Указывает, что судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования: о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения суда.

Ссылаясь на то, что администрацией города Ульяновска в установленный в требовании срок о представлении документов, подтверждающих исполнение решения суда либо документов, подтверждающих действия направленные на исполнение решения суда был дан письменный ответ, а также исходя из того, что в адрес администрации города Ульяновска фактически вынесены требования, обязывающие выполнить одни и те же действия, направленные на исполнение решения суда и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, считает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.

Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска Болотиной Е.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска верно квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся, в том числе, в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 06.09.2011 на мэрию г.Ульяновска обязанности произвести капитальный ремонт кровли с заменой деревянной обрешетки, системы центрального отопления жилого дома *** г. Ульяновска (л.д. 13-14).

27.01.2012 возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 15).

16.02.2012 в отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 17).

25.04.2025 в адрес администрации города Ульяновска судебным приставом исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП  России вынесено требование о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа в срок до 09 часов 00 минут 12.05.2025, которое получено администрацией 28.04.2025 (л.д. 18).

Согласно данному требованию должником подлежали предоставлению:

Должностной регламент на начальника Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска;

Приказ на начальника Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска;

Нормативно-правовой документ (при наличии) о распределении обязанностей в администрации г. Ульяновска;

Копии проектно-сметных документов на производство вышеуказанных работ по капитальному ремонту кровли с заменой деревянной обрешетки, системы центрального отопления жилого дома *** г. Ульяновска;

Договоры/акты выполненных работ по капитальному ремонту кровли с заменой деревянной обрешетки, системы центрального отопления жилого дома 16 по ул. Октябрьская г. Ульяновска;

Письма/запросы на выделение денежных средств на исполнение решения суда, а также ответы на них;

Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности за 2025-2027 г.г. администрации г. Ульяновска и Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска;

План финансово-хозяйственной деятельности на 2023 и 2024 г.г., 2025-2027гг., а также результаты исполнения;

Копии обращений Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска с приложением реестра вышеуказанного исполнительного производства, направленные в Ульяновскую Городскую думу о выделении финансирования на вышеуказанные расходы и ответы на них.

В установленный срок требование судебного пристава-исполнителя от 25.04.2025 в полном объеме исполнено не было.

По данному факту 13.05.2025 судебным приставом-исполнителем в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 20).

Как указано выше, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 23.05.2025 администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07.07.2025 указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления №911/25/98073-АП от 23 мая 2025 года указано, что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное статьей 17.14 КоАП РФ - нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов по вышеуказанному исполнительному производству. В остальной части постановление оставлено без изменения.

С учетом непринятия администрацией города Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению требования судебного пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь должником по исполнительному производству, допустила нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа в установленный срок.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение в полном объеме законного требования судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства в установленный срок, не представлено.

К уважительным причинам неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией города Ульяновска законного требования судебного пристава-исполнителя, в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам жалобы запрошенные документы и письменные пояснения в адрес судебного пристава в полном объеме не направлялись.

Доводы жалобы о том, что судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения суда подлежат отклонению.

В силу ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право совершения действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе предоставлено право запрашивать необходимые сведения об исполнении решения суда и мерах, предпринятых должником для исполнения судебного решения, получать объяснения и иную информацию в рамках исполнительного производства.

В настоящем случае требование о предоставлении запрашиваемой судебным приставом-исполнителем информации и документации не выходит за пределы полномочий судебного пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается конкретного исполнительного производства и направлена на создание условий для полного и своевременного исполнения требований исполнительного документа.

О невозможности исполнения данного требования судебного пристава-исполнителя администрация города Ульяновска не сообщала. До истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем, какой-либо ответ на требование от администрации города Ульяновска не поступал, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы о том, что имеются основания для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ отклоняются, поскольку администрация города Ульяновска является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые, достаточные и своевременные меры, направленные на получение бюджетного финансирования и исполнение решения суда в установленные сроки.

Доводы жалобы о том, что при отсутствии бюджетных средств у органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от ответственности, основаны на неверном толковании закона, поскольку должником по рассматриваемому исполнительному производству является администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.

По этим же основаниям отклоняются доводы жалобы о том, что при наличии профильных подразделений администрация города Ульяновска не может являться надлежащим субъектом ответственности.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 23 мая 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 июля 2025 года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                             И.Р. Хайбуллов