УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бокач Е. Б.
Дело № 7-657/2025
73RS0003-01-2025-002466-76
Р
Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
11 сентября
2025 года
Судья Ульяновского областного
суда Буделеев В.Г.,
при ведении протокола
помощником судьи Штукатуровым С.В.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по жалобе *** на определение и.о. заместителя прокурора
Железнодорожного района г.Ульяновска от 12 мая 2025 года об отказе в
возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в
отношении должностного лица Агентства государственного и жилищного надзора
Ульяновской области и решение судьи Железнодорожного районного суда города
Ульяновска от
24 июня 2025 года (дело № 12-769/2025),
установил:
определением и.о. заместителя
прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска от 12.05.2024 отказано в
возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.61
КоАП РФ, в отношении должностного лица Агентства государственного и жилищного
надзора Ульяновской области.
Не согласившись с данным
определением, *** обратился в суд с жалобой об отмене указанного определения.
Решением судьи Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 24.06.2025 определение оставлено без
изменения.
В жалобе, направленной в
Ульяновский областной суд, *** не соглашается с вынесенными по делу
определением и.о. заместителя прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска и
решением судьи районного суда, просит их отменить, обязав прокуратуру района
вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В
обоснование доводов жалобы указывает на то, что
сотрудником прокуратуры неверно истолкованы признаки оскорбления,
содержащиеся в диспозиции ст.5.61 КоАП РФ, в том числе неверная оценка дана
понятию «неприличной формы выражения».
В этой
связи, со ссылкой на ряд правовых позиций высших судебных инстанций полагает, что в действиях сотрудника Агентства
государственного и жилищного надзора Ульяновской области содержится состав
рассматриваемого правонарушения, поскольку оскорбление – это, в том числе,
слова инвективной лексики, употребление которых нарушает нормы общественной
морали, общепринятые в данном социуме представления о приличии и неприличии.
При этом
полагает, что в зависимости от занимаемой должности, в действиях *** может
содержаться состав правонарушения, предусмотренный ч.1 либо ч.4 ст.5.61 КоАП
РФ.
Подробно позиция *** изложена
в жалобе.
Изучив доводы жалобы,
проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме,
заслушав ***, поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.5.61
КоАП РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица,
выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и
нравственности форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати
тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот
тысяч рублей.
Частью 4 данной статьи
установлено, что оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или
муниципальную должность либо должность государственной гражданской или
муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных
обязанностей), влечет наложение административного штрафа в размере от
пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного
года.
Из материалов дела
усматривается, что 11.04.2025 в прокуратуру Железнодорожного района
г.Ульяновска поступило обращение *** о привлечении заведующего хозяйством
Агентства государственного и жилищного надзора Ульяновской области к
административной ответственности по ст.5.61 КоАП РФ «Оскорбление», поскольку
указанное лицо, по мнению автора жалобы,
не менее двух раз оскорбило ***, унизив его честь и достоинство.
12.05.2025 по результатам
проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска по
данному обращению, и.о. заместителя прокурора Железнодорожного района
г.Ульяновска вынесено определение об отказе в возбуждении дела об
административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.61 КоАП РФ, в отношении
должностного лица Агентства государственного и жилищного надзора Ульяновской
области в связи с отсутствием в его действиях
состава указанного административного правонарушения.
Решением судьи Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 24.06.2025 определение прокурора оставлено
без изменения.
При настоящем рассмотрении
жалобы прихожу к выводу о том, что несогласие *** с оценкой установленных
обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является,
поскольку в силу ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, 24.1, 26.1 КоАП РФ вопрос о виновности
лица в совершении административного правонарушения подлежит выяснению только
при производстве по делу об административном правонарушении и в пределах срока
давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП
РФ истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности
является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном
правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.4.5
КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за
совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.61 КоАП
РФ, составляет 90 календарных дней, и к моменту рассмотрения настоящей жалобы
указанный срок истек.
В силу положений ст.4.5 и п.6
ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по истечении сроков давности привлечения к административной
ответственности обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого
отказано в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращено производство
по такому делу, недопустимо.
При этом должность главного
специалиста департамента правового, финансового и административного
обеспечения Агентства государственного и
жилищного надзора Ульяновской области не является должностью государственной гражданской
службы, поскольку учреждена с целью обеспечения деятельности Агентства.
Соответственно рассматривать
деяние главного специалиста департамента правового, финансового и
административного обеспечения Агентства государственного и жилищного надзора Ульяновской
области с точки зрения наличия в его действиях состава административного
правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.61 КоАП РФ, по которой срок давности
привлечения к административной ответственности составляет один год, правовых
оснований не имеется.
При таких обстоятельствах
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.1 -
30.9 КоАП РФ, судья
решил:
определение и.о. заместителя
прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска от 12 мая 2025 года об отказе в
возбуждении дела об административном правонарушении и решение судьи Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 24
июня 2025 года, вынесенные в отношении должностного лица Агентства
государственного и жилищного надзора Ульяновской области оставить без
изменения, жалобу *** – без удовлетворения.
Решение суда вступает в
законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г.
Буделеев