Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 26.08.2025, опубликован на сайте 18.09.2025 под номером 121263, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-008062-62               Судья Царапкина К.С.                                                                       Дело № 33-3399/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   26 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Коненковой Л.Г.,

при секретаре Синчуговой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 февраля 2025 года по гражданскому делу № 2-469/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Куртяковой Ильвиры Гайсовны удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области *** в части отказа Куртяковой Ильвире Гайсовне в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Куртяковой Ильвире Гайсовне досрочную страховую пенсию по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 05.11.2023.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Куртякова И.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее также – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что *** обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она имеет *** детей и достигла возраста *** лет. Решением ответчика *** ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что ее дети *** родились на территории *** и отсутствует факт воспитания детей до достижения ими возраста 8 лет на территории Российской Федерации.

Полагает, что указанное решение ответчика является незаконным, поскольку положения пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержат условия о том, что дети должны быть рождены на территории Российской Федерации. С *** она проживает в ***, с *** имеет регистрацию по адресу: *** С *** осуществляла трудовую деятельность на территории Ульяновской области. *** в *** у неё родился *** ребенок – ***

Просила признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской области *** об отказе ей в назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 05.11.2023.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

Кроме того, *** суд отказал в удовлетворении исковых требований Куртяковой Э.Г. о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области № *** об отказе Куртяковой Э.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона ль 08.12.2013 № 400-ФЗ.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, не обжалуя дополнительное решение, не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Решением от *** Куртяковой И.Г. было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимых условий для установления пенсии: требуемого количества детей, рожденных на территории Российской Федерации.

Отмечает, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, прибывших из *** осуществляется договором между Российской Федерации и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ***.

Согласно свидетельству о рождении *** детей, *** детей истицы рождены и воспитаны на территории *** и не могут быть учтены при определении ее права на досрочную страховую пенсию по старости. Также установлено, что продолжительность страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации Куртяковой И.Г. составляет 19 лет 5 месяцев 29 дней, при требуемом 15 лет. Полагает, что у истицы отсутствует право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ в связи с отсутствием факта рождения *** детей воспитании их до достижения ими возраста 8 лет, на территории Российской Федерации и отсутствием требуемой величины ИПК.

В возражениях на апелляционную жалобу Куртякова И.Г. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что *** Куртякова И.Г., ***, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она имеет *** детей и достигла возраста *** лет.

Решением ОСФР по Ульяновской области *** Куртяковой И.Г. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием факта воспитания детей *** до достижения ими возраста 8 лет на территории Российской Федерации (РСФСР) (л.д. 41).

Ранее Куртякова И.Г. обращалась к ответчику с аналогичным заявлением *** (л.д. 42-44) и решением от *** ей также было отказано в назначении пенсии по тем же основаниям (л.д. 39об.-40).

Не согласившись с решениями ответчика, Куртякова И.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассматривая спор, суд руководствовался положениями статей 3, 8, 12, 14, 22, 32, 36  Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приказом Минтруда Российской Федерации от 04 августа 2021 года № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» и пришел к выводу, что Куртякова И.Г., родившая *** детей и воспитавшая их до достижения ими возраста 8 лет, имеющая достаточный индивидуальный пенсионный коэффициент, приобрела право на назначение страховой пенсии по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.11.2023, то есть с момента достижения возраста 57 лет.

С данными выводами судебная коллегия соглашается ввиду нижеследующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Закон о страховых пенсиях, Закон № 400-ФЗ).

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ).

Согласно положениям статьи 8 Закона о страховых пенсиях по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При этом частью 3 статьи 35 данного федерального закона предусмотрено, что с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30.

Пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).

Куртякова И.Г. достигла возраста 57 лет ***.

Согласно свидетельств о рождении Куртякова И.Г. является матерью *** детей, а именно: *** которые рождены на территории ***, и *** рожденного на территории Российской Федерации (л.д. 8-10).

Таким образом, факт рождения у истца *** детей доказан.

В ходе рассмотрения дела установлено, что *** Куртякова И.Г. была трудоустроена в ***. С указанного времени она проживает в ***. *** у неё родился *** ребенок – ***

По сведениям ОСФР по Ульяновкой области продолжительность страхового стажа Куртяковой И.Г. составляет 19 лет 5 месяцев 19 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (***) составляет 31,035 (л.д. 93).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 8, 35 Закона № 400-ФЗ и приложений № 3 и № 4 к названному Закону, право на страховую пенсию по старости в 2023 году имеют женщины, родившие трех детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, достигшие возраста 57 лет, при наличии у них страхового стажа, не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее также - ИПК, коэффициент) не ниже  25,8.

При этом вопреки доводам ответчика, при назначении пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях место рождения детей (территория Российской Федерации или иностранного государства) значения не имеет, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации.

Судебной коллегией отклоняются доводы ответчика со ссылкой на положения Договора между Российский Федерацией и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (подписанного в г. Душанбе 15.09.2021).

Данные доводы ответчика противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий (определение от 01.03.2001 № 49-О; постановление от 15.06.1998 № 18-П).

При этом судебная коллегия полагает, что положения Договора между Российской Федерацией и *** *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021 в данном деле не применимы, так как трудовой стаж Куртяковой И.Г. протекал до *** год на территории ***, входивший на тот момент в состав единого государства – СССР, а после *** года на территории РСФСР и Российской Федерации. Гражданства *** Куртякова И.Г. не приобретала.

Кроме того, юридически значимый период общественно-полезной деятельности Куртяковой И.Г. - рождения и воспитание *** детей имел место задолго до заключения Договора между Российской Федерацией и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, следовательно, его положения не могут ущемлять ее права, возникшие ранее.

Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции в целом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 февраля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.09.2025.