У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2025-002319-76
Судья Высоцкая А.В. Дело №
33а-3847/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
16 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Берхеевой Г.И.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карсукова Артема Владимировича на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 20 мая 2025 года по делу № 2а-1662/2025, которым постановлено:
административный
иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Карсукову
Артему Владимировичу о взыскании задолженности по единому налоговому счету удовлетворить.
Взыскать с Карсукова
Артема Владимировича, *** (паспорт гражданина РФ ***) в пользу Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по единому
налоговому счету в сумме 21 847,80 руб., в том числе: пени
за период с 05.03.2024 по 17.01.2025 в размере 21 847,80 руб.
Взыскать с Карсукова
Артема Владимировича, *** (паспорт гражданина ***) в доход бюджета
муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме
4000 руб.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
УФНС
России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к
Карсукову А.В. о взыскании задолженности по единому налоговому счету.
В
обоснование иска указало, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской
области состоит Карсуков А.В. *** за которым числится задолженность по единому
налоговому счету в общей сумме 22 759,80 руб., в том числе: транспортный
налог с физических лиц за 2023 год в размере 912 руб. пени за период с 05.03.2024
по 17.01.2025 в размере 21 847,80 руб.
В ходе судебного разбирательства
административный истец, применив льготу по транспортному налогу, произведя
перерасчет транспортного налога за 2014-2017 годы в сторону уменьшения,
констатировал погашение транспортного налога за 2023 год в сумме 912 руб.
Уточнив заявленные требования, административный истец просил взыскать с
Карсукова А.В. задолженность по ЕНС в общей сумме 21 847, 80 руб., состоящую из
пени за период с 05.03.2024 по 17.01.2025.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Карсуков
А.В. просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает на то, что
ксерокопии, представленные
УФНС России по Ульяновской области, несут лишь информационный характер и
не являются доказательством наличия каких-либо задолженностей.
В нарушение требования закона о бухгалтерском
учете в документах отсутствует подпись главного бухгалтера и печать.
Отмечает, что в ходе судебного заседания он
неоднократно заявлял отвод судье, рассматривающему дело. Отводы судьей были
разрешены без удаления в совещательную комнату путем вынесения определения в
протокольной форме.
В возражениях на апелляционную жалобу УФНС
России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового
Кодекса
Российской Федерации,
которые вводят институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.
В соответствии с п.2 ст.11.3 Налогового
Кодекса
Российской Федерации,
Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1) денежного выражения
совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого
налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый
счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых
взносов и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с п.8
ст.45 Налогового
Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм
денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на
едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его
перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым
взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги,
авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения
обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого
налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании
задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате
задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании
после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая
взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения
требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в
течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании
задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности,
взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая
взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Статьей 75
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в
установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности
по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о
налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате
включительно.
Как следует из материалов
дела, Карсуков А.В. состоит на
налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области.
Административный
ответчик является собственником имущества, признанного объектом
налогообложения: транспортного
средства марки *** государственный регистрационный номер ***, транспортный
налог за 2023 год начислен в сумме 912 руб.
В адрес
Карсукова А.В. направлено налоговое уведомление *** от 09.07.2024 о
необходимости уплаты налога не позднее 02.12.2024 (л.д. 13, 14).
Налогоплательщику налоговым органом было направлено требование об
уплате налога *** от 16.05.2023 в срок до 20.06.2023 задолженности, которое
исполнено не было в установленный в требовании срок (л.д. 15-16).
Транспортный налог в указанной сумме заявлен налоговым органом к
взысканию с Карсукова А.В. в составе единого налогового счета по настоящему административному
иску.
Ранее в отношении Карсукова А.В. в целях
принудительного взыскания вынесены постановления по ст. 47 НК РФ и судебные
акты по ст.48 НК РФ, в связи с просрочкой которых возникла задолженность по
пени.
На 05.03.2024
(момент начала исчисления пени) отрицательное сальдо ЕНС Карсукова А.В.
составляло 209 890,88 руб., в том числе совокупная обязанность по налогам, на
которую начислены пени – 134 393,47 руб., пени – 73 682,61 руб., штрафы – 1
814,80 руб.
Совокупная
обязанность по налогам в сумме 134 393,47 руб. состояла из задолженности:
- по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере:
за 2019 год (по
сроку уплаты – 31.12.2019) в суме 29 354,00 руб. (взысканы в порядке ст. 47 НК
РФ постановлением *** от 25.02.2020, на основании которого 02.03.2020
возбуждено исполнительное производство ***);
за 2020 год (по
сроку уплаты – 31.12.2020) в сумме 32 448,00 руб. (взысканы постановлением *** от
09.03.2021, на основании которого 15.03.2021 возбуждено исполнительное
производство ***);
за 2021 год (по
сроку уплаты – 10.01.2022) в сумме 32 448,00 руб. (взысканы постановлением ***
от 21.04.2022, на основании которого 27.04.2022 возбуждено исполнительное
производство ***
за 2022 год (по
сроку уплаты – 20.06.2022) в сумме 14 734,81 руб. (взысканы решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 04.07.2023 по делу № 2а-2261/2023.
На основании исполнительного документа, выданного по делу, 23.05.2024
возбуждено исполнительное производство ***);
- по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере:
за 2019 год (по
сроку уплаты – 31.12.2019) в суме 3 894,76 руб. (взысканы в порядке ст. 47 НК
РФ постановлением *** от 25.02.2020, на основании которого 02.03.2020
возбуждено исполнительное производство ***
за 2020 год (по
сроку уплаты – 31.12.2020) в сумме 8 426,00 руб. (взысканы постановлением ***
от 09.03.2021, на основании которого 15.03.2021 возбуждено исполнительное
производство ***);
за 2021 год (по
сроку уплаты – 10.01.2022) в сумме 8426,00 руб. (взысканы постановлением *** от
21.04.2022, на основании которого 27.04.2022 возбуждено исполнительное
производство ***);
За 2022 год (по
сроку уплаты – 20.06.2022) в сумме 3 749,90 руб. (взысканы решением Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 04.07.2023 по делу № 2а-2261/2023. На основании
исполнительного документа, выданного по делу, 23.05.2024 возбуждено
исполнительное производство ***);
- по транспортному
налогу за 2022 год (по сроку уплаты – 01.12.2023) в сумме 912,00 руб. (взыскан
судебным приказом *** от 08.04.2024, на основании которого 28.05.2024
возбуждено исполнительное производство ***).
В ходе рассмотрения дела произведен перерасчет транспортного налога за
2014-2017 годы в сторону уменьшения. В результате произведенного перерасчета за
счет образовавшейся переплаты задолженность по транспортному налогу за 2023 год
в сумме 912 руб. погашена.
На момент составления
заявления *** от 17.01.2025 для обращения к мировому судье за вынесением
судебного приказа задолженность по пени за период с 05.03.2024 по 17.01.2025
составляла 21 847,80 руб.
Мировым судьей 10.02.2025 вынесен судебный
приказ ***, который был отменен определением мирового судьи от 20.03.2025 в
связи с возражениями должника.
Согласно п. 4 ст. 48 НК РФ Рассмотрение дел
о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в
соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о
взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть
предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не
позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа.
17.04.2025 УФНС России по Ульяновской области
обратилось в суд с настоящим административным иском.
Таким образом, срок обращения в суд с
административным иском не пропущен.
Удовлетворяя заявленные требования налогового
органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик имеет задолженность
по обязательным платежам и санкциям, которая не оплачена; порядок и сроки
взыскания налога и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена
правильность расчета задолженности.
Судебная коллегия соглашается с выводами
районного суда, поскольку они основаны на представленных доказательствах,
оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального
права, регулирующего спорные правоотношения.
С выводами суда первой
инстанции судебная коллегия соглашается.
При отсутствии у суда первой инстанции доказательств
надлежащего исполнения обязанности по уплате пени, суд первой инстанции пришел
к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца.
Доводы
апелляционной жалобы со ссылкой на Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому подлежат
отклонению. Согласно ст.2 НК РФ властные отношения по установлению, введению и
взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации регулирует
законодательство о налогах и сборах.
Вопреки
доводам жалобы, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения,
судом первой инстанции не допущено.
Как
следует из материалов дела, Карсуковым А.В. был заявлен отвод судье, заявление
об отводе разрешено судьей в соответствии со ст.35 КАС РФ.
Административным ответчиком был заявлен
повторный отвод судье, который правомерно отклонен, поскольку согласно
положениям ч.3
ст.34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае
отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об
отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается. Из содержания
заявлений об отводе следует, что основаниями для заявленных отводов судьи в
ходе рассмотрения дела являлись выраженное административным ответчиком
несогласие с процессуальными действиями суда, как и при первоначальном отводе,
соответственно, оснований для повторного разрешения заявления об отводе,
заявленного по тем же основаниям, не имелось.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 20 мая 2025 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Карсукова Артема Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 18.09.2025.