УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001725-77
Судья Киреева
Р.Р. Дело № 33-3626/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 9
сентября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
Председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 22 апреля 2025 года, по гражданскому
делу № 2-1566/2025, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Кузоватовского района
Ульяновской области в интересах Дорофеевой Александры Анатольевны удовлетворить
частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479)
обеспечить Дорофееву Александру Анатольевну, *** года рождения, (***)
техническим средством реабилитации: тростью опорной, регулируемой по высоте с
устройством противоскольжения 1 шт.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) в
пользу Дорофеевой Александры Анатольевны, *** года рождения, (***) в счет
компенсации морального вреда 4 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании
компенсации морального вреда в большем размере - отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился
в суд с иском в интересах Дорофеевой А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее ОСФР по
Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническим средством
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что согласно индивидуальной
программе реабилитации инвалида, Дорофеева А.А. является *** и нуждается в
трости опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения 1 шт. Дорофеева
А.А. до настоящего времени не обеспечена вышеуказанным средством реабилитации,
собственные денежные средства на самостоятельное приобретение ТСР у истца
отсутствуют, в связи с этим она не воспользовалась правом на компенсацию. Сроки
предоставления технических средств реабилитации Отделением Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области нарушены. Таким
образом, право на своевременное получение *** Дорофеевой А.А. технического
средства реабилитации грубо нарушено, что повлекло обоснованное обращение в
прокуратуру района. Невыполнение Отделением Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области возложенных на него
обязанностей по обеспечению истца бесплатным жизненно необходим техническим
средством реабилитации свидетельствует о существенном нарушении права инвалида
на бесплатную помощь и является незаконным.
Прокурор просил суд обязать Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить
Дорофееву А.А., *** года рождения, техническим средством реабилитации: тростью
опорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения 1 шт. Взыскать
с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области в пользу Дорофеевой А.А., *** года рождения, в счет
компенсации морального вреда 5000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было
привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными
органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных
контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в
соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на
получение технических средств реабилитации осуществляется только после
конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда
государственного контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации. По заявлению от *** в соответствии с *** от *** Дорофеева А.А.
была поставлена на учет в качестве нуждающегося в обеспечении тростью опорной,
регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения. Сформировать
направление на получение необходимой трости не представилось возможным, по
причине отсутствия у ОСФР по Ульяновской области действующего государственного
контракта. С целью обеспечения в 2025 году в единой информационной системе в
сфере закупок размещались запросы
ценовых предложений для заключения контракта на поставку соответствующих
технических средств реабилитации. Просит принять во внимание, что, в случае
непредставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине ТСР в
соответствии с ИПРА, его право на обеспечение ТСР за счет средств федерального
бюджета уполномоченным органом могло быть реализовано путем выплаты денежной
компенсации за самостоятельно-приобретенное ТСР (до 01.01.2025) либо путем
формирования электронного сертификата. С заявлением на выплату компенсации за
самостоятельно приобретенные ТСР или на формирование электронного сертификата
на приобретение ТСР Дорофеева А.А. в Отделение не обращалась. Таким образом, в
рамках действующего законодательства Отделением приняты все меры для
обеспечения инвалида ТСР. Незаконного бездействия со стороны Отделения не
допущено. Требования о взыскании компенсации морального вреда фактически
направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на
обстоятельствах невозможности Отделения своевременного обеспечения инвалида
ТСР, поименованного в иске, то есть иск вытекает из имущественных отношений.
Таким образом, право на обеспечение техническими средствами реабилитации
относится к имущественным правам. Компенсация морального вреда в отношении
имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор
Кузоватовского района Ульяновской области просит решение оставить без
изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Дорофеева А.А., *** года рождения, является *** (л.д.13-14), ей
разработана индивидуальная программа реабилитации *** к протоколу ***, в
которой указано на необходимость обеспечения *** таким ТСР как трость опорная,
регулируемая по высоте с устройством противоскольжения (л.д.19-22).
Заявление Дорофеевой А.А. об обеспечении указанным ТСР
принято ответчиком ***. При этом направление на получение трости опорной,
регулируемой по высоте с устройством противоскольжения ей выдано не было.
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции
Дорофеева А.А. указанным техническим средством реабилитации обеспечена не была.
Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение
об их частичном удовлетворении, суд
исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения
Дорофеевой А.А. положенным ей техническим средством реабилитации, и, учитывая
нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими
средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для
взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными
выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении
юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм
материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции
Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации
инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидом технических
средств реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий,
получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее –
Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту
пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в
исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида
(ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с
заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее –
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Доказательств своевременного обеспечения Дорофеевой А.А.
техническим средством реабилитации: тростью опорной, регулируемой по высоте с
устройством противоскольжения на основании индивидуальной программы
реабилитации *** к ***, не представлено.
Предпринятые меры по обеспечению истца техническим средством
реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умалять права
инвалида на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации,
необходимым ввиду состояния здоровья.
Предусмотренные законом варианты обеспечения истца
техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на
соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по
обеспечению инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о
возложении на ответчика ОСФР по Ульяновской области обязанности по обеспечению
Дорофеевой А.А. тростью опорной, регулируемой по высоте с устройством
противоскольжения.
В отсутствие реального обеспечения истца спорным техническим
средством реабилитации на момент вынесения обжалуемого решения принятие
ответчиком мер в целях обеспечения истца техническим средством реабилитации не
влечет отмену либо изменение решения суда.
Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на
то, что непредставление технического средства реабилитации произошло по
объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право
истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в
зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное
означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит
положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в
области социальной защиты.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
истца на своевременное обеспечение его техническим средством реабилитации,
пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации, может порождать
право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что
социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами
и личными неимущественными правами.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении Дорофеевой А.А. полагающимся ей техническим средством реабилитации
существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом ее
индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и
физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации,
свидетельствует о социальной незащищенности инвалида и является основанием для
компенсации морального вреда.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий
жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с
этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.
Учитывая приведенные обстоятельства, характер имеющегося у
Дорофеевой А.А. заболевания, нуждаемость инвалида в техническом средстве
реабилитации, его необеспечение техническим средством реабилитации на момент
вынесения решения суда, период нарушенного права, степень вины ответчика, не
исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца
как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также
принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов
сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в
размере 4000 руб.
Определенный судом первой инстанции размер компенсации
морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению
не подлежит.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие причинно‑следственной
связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными
страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате
виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание,
так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 апреля 2025 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 18 сентября 2025 года.