Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании объекта недвижимости бесхозяйным, возложении обязанности провести мероприятия
Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 23.09.2025 под номером 121344, 2-я гражданская, об обязании провести мероприятия по сносу и вырезки веток зеленых насаждений, произрастающих на территории зеленой зоны, расположенной между улицами Победы и Волжской, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Определение

Документ от 29.04.2025, опубликован на сайте 14.05.2025 под номером 118752, 2-я гражданская, об обязании провести мероприятия по сносу и вырезки веток зеленых насаждений, произрастающих на территории зеленой зоны, расположенной между улицами Победы и Волжской ( о возвращении апелляционной жалобы), определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2024-006819-43

Судья Русакова И. В.                                                                             Дело №33-3488/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                    2 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Тудияровой С.В., Маслюкова П.А., 

при секретаре Мустафиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 20 ноября 2024 года по делу №2-3645/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании объекта недвижимости бесхозяйным, возложении обязанности провести мероприятия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - детского игрового комплекса, расположенного в сквере между улицами ***.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск»  исполнить мероприятия согласно требованиям ГОСТ Р 523012013. Национальный стандарт Российской Федерации от 24 июня 2013 года «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»: осуществлять контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт (п.6); установить информационные таблички и доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации неисправности и поломке оборудования (п.7.5); ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования: обустроить ударопоглощающее покрытие по всей зоне приземления игрового оборудования (п.4.3.22.2); устранить в зоне приземления горки препятствие в виде корней дерева (п.4.3.25.6); защитить выступающие концы болтовых соединений оборудования игрового комплекса (п.4.3.9); установить перила с левой стороны лестницы игрового комплекса (п.п.4.3.22.1, 4.3.22.4) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» провести мероприятия по сносу (3 шт.) и вырезке веток (41 шт.) зеленых насаждений, произрастающих на территории зеленой зоны, расположенной между улицами ***.

Заслушав доклад судьи Тудировой С.М., объяснения помощника прокурора Пушистова В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании объекта недвижимости бесхозяйным, возложении обязанности провести мероприятия. 

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения администрацией МО «город Ульяновск» требований законодательства при реализации полномочий по признанию объектов бесхозяйными, исполнение требований законодательства о муниципальной собственности, а также законодательства o благоустройстве, по результатам которой на территории Заволжского района г.Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером *** выявлен бесхозный объект – детский игровой комплекс, расположенный в сквере между улицами ***

В ходе проверки установлено, что вышеуказанный объект в муниципальную собственность не принимался, в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник указанного объекта недвижимости не определен, никто не следит за его техническим состоянием. В результате бездействия ответчика по принятию его в муниципальную собственность имеется угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц в ходе эксплуатации указанного оборудования.

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска просил обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - детского игрового комплекса, расположенного в сквере между улицами ***; исполнить мероприятия согласно требованиям ГОСТ Р 523012013. Национальный стандарт Российской Федерации от 24 июня 2013 года «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»: осуществлять контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт (п.6); установить информационные таблички и доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации неисправности и поломке оборудования (п.7.5); ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования: обустроить ударопоглощающее покрытие по всей зоне приземления игрового оборудования (п.4.3.22.2); устранить в зоне приземления горки препятствие в виде корней дерева (п.4.3.25.6); защитить выступающие концы болтовых соединений оборудования игрового комплекса (п.4.3.9); установить перила с левой стороны лестницы игрового комплекса (п.п. 4.3.22.1, 4.3.22.4) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; провести мероприятия по сносу (3 шт.) и вырезке веток (41 шт.) зеленых насаждений, произрастающих на территории зеленой зоны, расположенной между улицами ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение суда является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального и материального права.

Считает необоснованным вывод суда о том, что администрацией города Ульяновска не исполнены обязанности по обращению с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

Также полагает необоснованным вывод суда о наличии у администрации города Ульяновска обязанности по оборудованию и техническому обслуживанию детского игрового комплекса. Согласно материалам дела, указанный объект в реестре муниципальной собственности не числится, на учете в ЕГРН не состоит.

В Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск» четко определена зона ответственности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по благоустройству - объекты, находящихся в собственности органов местного самоуправления и в их владении. К исключительной компетенции органов местного самоуправления относится благоустройство и содержание объектов и элементов благоустройства, находящихся в их собственности и владении, в том числе на прилегающих территориях (инженерные сети, малые архитектурные формы, зеленые насаждения и др.).

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у администрации города Ульяновска обязанности по содержанию данного детского игрового комплекса.

Кроме того, в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Ульяновск» (утвержден решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года №***) администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральные законами и законами Ульяновской области.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Следовательно, проведение каких-либо мероприятий по оборудованию и техническому обслуживанию детского игрового комплекса - имущества, не являющегося муниципальной собственностью, противоречит гражданскому законодательству и считается нецелевым использованием бюджетных денежных средств.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения администрацией МО «город Ульяновск» требований законодательства при реализации полномочий по признанию объектов бесхозяйными, исполнение требований законодательства о муниципальной собственности, а также законодательства o благоустройстве, по результатам которой на территории Заволжского района г.Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером *** выявлен бесхозный объект – детский игровой комплекс, расположенный в сквере между улицами ***

Указанная детская игровая площадка в реестре муниципальной собственности не числится (л.д.30-32).

Согласно акту осмотра, составленному 10 июля 2024 года должностным лицом прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска, в ходе осмотра детского игрового комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, имеются зеленые насаждения, произрастающие на территории зеленой зоны, расположенной между улицами ***, которые по результатам предварительного осмотра нуждаются в проведении мероприятий по сносу (3 шт.) и вырезке веток (41 шт.) (л.д.18).

Как следует из ответа и.о. Главы города Ульяновска на представление прокурора Заволжского района г.Ульяновска об устранении нарушений закона в сфере распоряжения и управления муниципальным имуществом в части содержания детского игрового комплекса, расположенного в сквере между улицами *** специалистами администрации города Ульяновска осуществлен осмотр указанного объекта, в результате которого установлено, что детский игровой комплекс расположен на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***. Данный земельный участок является муниципальной собственностью и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению жилищно – коммунального хозяйства администрации города Ульяновска. Администрацией города Ульяновска организована работа по признанию бесхозяйным указанного детского игрового комплекса и его приему в муниципальную собственность (л.д.11-17).

Администрацией города Ульяновска на указанной детской площадке устранена путем закрашивания нецензурная лексика, площадка ограждена оградительной лентой, на площадке размещена информация о недопустимости использования оборудования. Специалистами администрации города Ульяновска проведен визуальный осмотр земельных насаждений, произрастающих на территории зеленой зоны, расположенной между улицами ***. По результатам осмотра предварительно выявлены зеленые насаждения, в отношении которых возможно проведение мероприятий по сносу (3 шт.) и вырезке веток (41 шт.). Инициирована процедура получения порубочного билета. 

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.218, 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24 февраля 2021 года №20, установив, что указанный детский игровой комплекс в муниципальную собственность не принят, в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник данного объекта недвижимости не определен, пришел к выводу, что непринятие мер, направленных на постановку вышеуказанного детского игрового комплекса на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости может повлечь угрозу жизни и здоровья пребывающих в данном сквере граждан, в том числе несовершеннолетних, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами, считает их верными, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Статьей 226 ГК РФ предусмотрено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п.2 настоящей статьи (п.1).

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (п.2).

Главой 33 ГПК РФ предусмотрена процедура признания движимой вещи бесхозяйной.

В соответствии с ч.1 ст.290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Согласно ч.1 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п.25 ч.1 ст.16).

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Ульяновск» (утвержден решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года №119) администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральные законами и законами Ульяновской области.

Решением Ульяновской Городской Думы от 24 февраля 2021 года №20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск» (далее – Правила).

В п.1.2 Правил предусмотрено объекты благоустройства - территории города Ульяновска, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга, площадки для выгула и дрессировки собак, площадки автостоянок, парковки (парковочные места), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, улицы (в том числе пешеходные) и дороги, парки, скверы, иные зеленые зоны, площади, набережные и другие территории, технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов;

малые архитектурные формы - сооружения, предназначенные для архитектурно-ландшафтной организации и благоустройства территории и дополняющие основную застройку: памятники и скульптурные композиции, высота которых не превышает 25 м, элементы монументально-декоративного оформления, в том числе декоративные и игровые скульптуры, мемориальные доски, фонтаны, плескательные и декоративные бассейны, глубина которых не превышает 0,5 м, памятные знаки, детские и спортивные площадки (комплексы), иное спортивное и игровое оборудование, площадки отдыха, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, ворота, навесы, перголы, садово-парковые сооружения, мостики, скамейки, беседки, цветочницы, вазоны, урны, лестницы, пандусы, балюстрады, решетки, велопарковки, расположенные в границах земель общего пользования;

элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п.3.1 Правил благоустройство города Ульяновска, в том числе прилегающих территорий, осуществляется администрацией города Ульяновска, ее отраслевыми (функциональными), территориальными органами и структурными подразделениями.

Разрешая иск прокурора, суд установил, что орган местного самоуправления проявил бездействие и не принимал мер к установлению бесхозяйственным спорного имущества, в связи с чем признал правомерным обращение прокурора с настоящим иском, направленным на преодоление бездействия органа местного самоуправления в решении правовой судьбы имущества детского игрового комплекса, размещенного на территории *** на земельном участке с кадастровым номером *** в сквере между улицами *** и фактически используемого жителями города в целях, реализация которых относится к компетенции органа местного самоуправления.

Вывод о том, что спорное имущество отвечает установленным ст.225 ГК РФ критериям бесхозяйности, сделан на основании совокупной оценки представленных суду доказательств.

Администрация города в спорных правоотношениях представляет интересы жителей города, а не собственные интересы как самостоятельного субъекта права. В течение длительного периода времени правомочия собственника, предусмотренные ст.209 ГК РФ, никто не осуществляет.

При этом согласно ответу администрации города Ульяновска о рассмотрении представления прокурора Заволжского района г.Ульяновска об устранении нарушений закона в сфере распоряжения и управления муниципальным имуществом в части содержания детского игрового комплекса, расположенного в сквере между улицами *** данный земельный участок является муниципальной собственностью и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению жилищно – коммунального хозяйства администрации города Ульяновска. Администрацией города Ульяновска организована работа по признанию бесхозяйным указанного детского игрового комплекса и его приему в муниципальную собственность.

Из анализа п.3 ст.225 ГК РФ следует, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно на администрацию города Ульяновска возложена обязанность провести мероприятия по оборудованию и техническому обслуживанию детского игрового комплекса. Выводы суда в этой части полно изложены в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, исследованным доказательствам.

Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, поскольку выводы суда не опровергают, сводятся к субъективному толкованию норм права и переоценке доказательств, оцененных судом в соответствии со ст.67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 20 ноября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2025 года.