У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2025-001828-59
Судья Шабинская
Е.А.
Дело № 33а-3807/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
9 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Берхеевой Г.И.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 25 апреля 2025 года по делу № 2а-1571/2025, которым
постановлено:
административные исковые
требования Звонаревой Зинаиды Николаевны к Министерству имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области от 27 декабря 2024 года ***
об отказе в представлении земельного участка без проведения торгов.
Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области передать в собственность
Звонаревой Зинаиде Николаевне за плату в
размере 1 575 690 руб. 35 коп.
(50 % от кадастровой стоимости) без проведения торгов земельный участок
площадью 290 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу:
Российская Федерация, Ульяновская область, ***
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя Звонаревой З.Н. – Арбузовой
О.Э., считающей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Звонарева З.Н.
обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения незаконным, о
передаче земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Требования
мотивировала тем, что она является арендатором земельного участка с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: ***, категории земель: земли населенных
пунктов, вид разрешенного использования:
огородничество, площадью 290 кв.м на основании договора аренды от 26 ноября 2024 года.
Указанный земельный
участок с условным номером *** ранее был
предоставлен ей постановлением
администрации г. Ульяновска от 22 сентября
2015 года ***, утверждена схема земельного участка. Земельный участок
был поставлен на кадастровый учет, проведено
его межевание. Все кадастровые работы проведены за счет собственных
средств административного истца.
В 2022 году она
обращалась с заявлением о выкупе земельного участка без проведения торгов, на
что ей предложено выкупить земельный участок за 2 177 021 руб. 30 коп.
25 декабря 2024 года
она повторно обратилась с заявлением о
предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов,
но 27 декабря 2024 года получила от
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области решение
об отказе в удовлетворении ее заявления.
Причиной отказа послужил тот факт, что земельный участок с кадастровым номером ***
расположен в территориальной зоне Ж4 – зоне застройки многоэтажными жилыми
домами, в которой вид разрешенного использования «ведение огородничества»
отсутствует в числе основных и условно разрешенных видов разрешенного
использования. Таким образом, она получила два противоречащих письма.
Просила признать
незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 27 декабря 2024 года *** об отказе в
представлении земельного участка без проведения торгов; обязать
административного ответчика передать ей в собственность за плату в размере 1 575 690 руб. 35 коп.
без проведения торгов земельный участок площадью 290 кв.м с кадастровым номером
***, расположенный по адресу: ***
К участию в деле в качестве заинтересованных
лиц привлечены администрация г. Ульяновска, Управление муниципальной
собственностью администрации г. Ульяновска,
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, ППК
«Роскадастр», Управление Росреестра по Ульяновской области, Матвеев В.О.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда
первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении заявленных требований.
В обосновании жалобы указывает на то, что
судом первой инстанции не было учтено
то, что постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2024 года № 1483 «О
внесении изменений в постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 года №
629» подпункт «а» пункта 1 был дополнен таким обязательным условием для выкупа
земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения
огородничества», как наличие в установленных правилами землепользования и
застройки, градостроительных регламентах испрашиваемого вида разрешенного
использования земельного участка применительно к территориальной зоне, в
границах которого расположен земельный участок.
Учитывая тот факт, что в территориальной зоне
Ж4, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером ***
отсутствует вид разрешенного использования «для ведения огородничества»,
участок не может быть предоставлен в собственность.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего,
если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при
рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия
(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные
интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных
интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных
правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие
оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок
принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия)
в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания
предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание
оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия)
нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность
доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи,
возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3
и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо,
наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие
оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено
судом и следует из материалов дела, за
Звонаревой З.Н. зарегистрировано право общей долевой собственности в размере *** долей на земельный участок с
кадастровым номером ***, площадью 1411 кв.м, расположенный по адресу: *** и
право общей долевой собственности в
размере 54/100 доли на расположенный на нем жилой дом (л.д.
42-43, 46-47).
Постановлением
администрации г. Ульяновска от 22 сентября 2015 года *** Звонаревой З.Н.
предоставлен в аренду земельный участок, площадью 290 кв.м, с условным номером ***
по адресу: *** земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –
огородничество (л.д. 32).
26 ноября 2015
года вышеуказанный земельный участок
поставлен на кадастровый учет, присвоен
кадастровый номер *** (л.д. 18-19).
Письмом от 20 июня
2022 года Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области Звонарева З.Н. уведомлена о возможности приобретения используемого ею по договору
аренды земельного участка, предназначенного для огородничества, в собственность
за плату без проведения торгов по стоимости 2 177 021 руб. 30 коп.
(л.д. 31).
26 ноября 2024 года
между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и
Звонаревой З.Н. заключен договор аренды
***, в соответствии с которым административному истцу передан в аренду
земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу:
Ульяновская область, ***, прилегающий к земельному участку по ***, категория
земель: земли населенный пунктов, разрешенное использование: огородничество,
площадью 290 кв.м, на срок с 15 ноября 2024
года по 14 ноября 2029 года (л.д. 26-28).
25 декабря 2024 года
Звонарева З.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением о
предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Решением
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 27
декабря 2024 года *** Звонаревой З.Н. отказано в предоставлении в собственность
земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного Кодекса
Российской Федерации, указав на то, что
испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 –
зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в которой вид разрешенного
использования – «ведение огородничества» отсутствует в числе основных и условно разрешенных видов разрешенного
использования (л.д. 30).
Разрешая
административный спор и принимая решение об удовлетворении административного
иска заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации,
требованиями статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон № 58-ФЗ), подпункта «а»
пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях
регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а
также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды
земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой
платы» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 629), пришел
к выводу о том, что решение административного ответчика требованиям
законодательства не соответствует, а нахождение испрашиваемого земельного
участка в территориальной зоне, для которой градостроительным регламентом не
предусмотрен основный вид разрешенного использования земельных участков
«ведение огородничества», не препятствует продаже указанного земельного участка
без проведения торгов.
Оснований не согласиться с указанными
выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они
являются правильными, основанными на применимых нормах действующего
законодательства, установленных фактах, подтвержденных исследованными
доказательствами.
Согласно пункту 1
статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев,
предусмотренных пунктом 2
данной статьи.
В пункте 2
статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации приведены
случаи, при которых продажа земельных участков осуществляется без проведения
торгов.
Согласно статье 20
Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации» особенности регулирования земельных
отношений в 2022 годах устанавливаются федеральными законами.
Порядок предоставления земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения
торгов установлен статьей 39.17
Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона
№ 58-ФЗ, законодатель делегировал Правительству Российской Федерации право
самостоятельно устанавливать особенности предоставления земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе
дополнительно определять случаи предоставления таких земельных участков без
проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков,
при этом критерии и особенности предоставления таких земельных участков в
законе не определил и фактически передал решение этого вопроса на усмотрение
Правительства Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации № 629 установлено, что в 2022 - 2024 годах
наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом
Российской Федерации, допускается продажа без проведения торгов земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и
земельного участка, государственная собственность на который не разграничена,
предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами
садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации),
производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду,
при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2
Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках
государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства
Российской Федерации при использовании такого земельного участка, а также при наличии в установленных правилами
землепользования и застройки градостроительных регламентах испрашиваемого вида
разрешенного использования земельного участка применительно к территориальной
зоне, в границе которой расположен земельный участок (подпункт «а»
пункта 1).
Таким образом, Правительством Российской
Федерации в рамках антикризисных мер, направленных на поддержку
социально-экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации,
предоставлено право гражданам выкупить без проведения торгов земельный участок,
находящийся в государственной или муниципальной собственности, либо
государственная собственность на который не разграничена, предназначенный, в
том числе, для ведения огородничества для собственных нужд, и предоставленный
ему в аренду при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в
рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях
законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного
участка.
Из содержания оспариваемого решения
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 27
декабря 2024 года, следует, что административному истцу отказано в
предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по причине
того, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность
обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет
права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом достоверно
установлено, что площадь испрашиваемого административным истцом в собственность
земельного участка составляет 290 кв.м, указанный земельный участок
Звонарева З.Н. использует
с 2015 года под огородничество на основании постановления администрации
г. Ульяновска от 22 сентября 2015 года *** и
договора аренды земельного участка от 26 ноября 2024 года, заключенного
с административным ответчиком. При этом,
документов, подтверждающих какие-либо
нарушения со стороны административного
истца по использованию земельного участка, не представлено.
Вопреки доводам
жалобы со ссылкой на постановление Правительства РФ от 2 ноября 2024 года № 1483 «О внесении
изменений в постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 года № 629»,
которым подпункт «а» пункта 1 дополнен
таким условием для выкупа земельных участков, как наличие в
установленных правилами землепользования и застройки, градостроительных
регламентах испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка
применительно к территориальной зоне, в границах которого расположен земельный
участок, нахождение вышеуказанного земельного участка в территориальной зоне Ж4
не опровергает выводы суда первой инстанции
о наличии у административного истца права на получение земельного участка в собственность за плату
без проведения торгов.
Суд первой
инстанции обоснованно указал на то
обстоятельство, что на момент утверждения постановлением администрации г.
Ульяновска от 10 августа 2021 года №
1166 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город
Ульяновск», спорный земельный участок с кадастровым номером *** уже был поставлен на кадастровый учет, имел вид
разрешенного использования «огородничество» и предоставлен в аренду как в 2015
году, так и в 2024 году с указанным
целевым использованием. Условия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации № 629 для
предоставления земельного участка в собственность за плату без торгов со стороны административного истца соблюдены.
Определяя плату за испрашиваемый земельный
участок в размере
1 575 690 руб. 35 коп., суд первой инстанции верно руководствовался установленной его
кадастровой стоимостью (3 151 380 руб. 70 коп.), а также пунктом 5
части 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в государственной
собственности Ульяновской области, а также земельного участка, государственная
собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи
такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено
федеральными законами, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской
области от 16 июля 2015 года № 333-П, согласно которому цена земельного участка
определяется в размере, равном 50 процентам кадастровой стоимости земельного
участка, предназначенного для ведения огородничества для собственных нужд и
переданного в аренду гражданину, если такой земельный участок расположен, в том
числе, в пределах городской черты муниципального образования «город Ульяновск».
Приведенные выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и
объективном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 84 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального
и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не
имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 25 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2025 года.