Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периодов работы в специальный стаж
Документ от 23.09.2025, опубликован на сайте 01.10.2025 под номером 121405, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, дающей право для назначения досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью, взыскании судебных расходов, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2025-001111-76

Судья Грачева Т.Л.                                                                          Дело № 33-3836/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    23 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1203/2025                       по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 апреля 2025 года, по которому постановлено:

исковые требования Сергеевой Ларисы Геннадьевны удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Сергеевой Ларисе Геннадьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019; с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в льготном исчислении.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Сергеевой Ларисы Геннадьевны уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Сергеева Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 12.07.2024 Сергеева Л.Г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 23.12.2024 № *** ей отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды работы с 02.07.1998 по 13.08.2007 – в должности медицинской сестры эндоскопического кабинета, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** (в настоящее время – ***). Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 26.02.2005, с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.201 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 – нахождение в служебных командировках, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 – дни, предоставленные донорам в периоды работы в должности главной медицинской сестры в ***. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, она полагает, что переименование медицинского учреждения не должно нарушать ее пенсионные права.

Сергеева Л.Г. просила суд включить в специальный стаж в календарном исчислении период работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, а также с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 – служебные командировки в периоды работы, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 – дни, предоставляемые донорам в периоды работы, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права. В спорные периоды работы истца действовали Списки от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781, которые не предусматривали право лиц, работающих в должности медицинских сестер в эндоскопическом отделении и главных медицинских сестер, на льготное исчисление стажа. Согласно Списку от 29.10.2002 № 781 правом на льготное исчисление стажа в эндоскопическом отделении пользуются только оперирующие врачи – специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших. Сергеева Л.Г. занимала должность медицинской сестры, а с 01.01.2002 – главной медицинской сестры, что подтверждается льготно-уточняющей справкой от 11.07.2024                                               № ***. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Сергеевой Л.Г. периоды ее работы в *** (после переименования – государственное учреждение здравоохранения ***) представлены страхователем с кодом особых условий труда – 27-ГД, то есть лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах, что означает календарное исчисление стажа. При этом представленные страхователем индивидуальные сведения истцом оспорены не были. Судом первой инстанции не мотивировано, на каком основании суд пришел к выводу о праве истца на льготное исчисление стажа, ссылки на нормативные акты не приведены. В нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцу незаконно включены периоды, совпадающие по времени, а именно с 09.02.2005 по 11.02.2005 и с 24.02.2005 по 26.02.2005. В решении ОСФР по Ульяновской области от 23.12.2024 № *** данные периоды указаны в общем периоде с 02.07.1998 по 13.08.2007 как нахождение Сергеевой Л.Г. в командировках, а не выделены отдельно как самостоятельные периоды.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ  право на страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, при наличии величины  индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21,0                                   в 2021 году.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013              № 400-ФЗ срок назначения пенсии зависит от даты, на которую выработан требуемый  медицинский стаж.

Так, при выработке медицинского стажа продолжительностью 30 лет в                2021 году пенсия будет назначена через 36  месяцев, в 2022 году – через                                 48 месяцев, в 2023 и последующие годы – через 60 месяцев со дня, на который  выработана требуемая продолжительность медицинского стажа (приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ).        

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014                 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

– список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

– Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

– Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и                            санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

– Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.07.2024                   Сергеева Л.Г., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 43-45).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 23.12.2024 года № *** Сергеевой Л.Г. отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа – 30 лет (л.д. 13-15).

При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды:

– с 02.07.1998 по 13.08.2007 (09-01-12) – в должности медицинской сестры эндоскопического кабинета, с 01.01.2002 – в должности главной медицинской сестры в *** (в настоящее время – *** не предусмотрено Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781, страхователем сведения о стаже работы представлены общими условиями труда без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Кроме того, с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005 Сергеева Л.Г. находилась в служебных командировках,

– с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.201 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 – нахождение в служебных командировках,

– с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 – дни, предоставленные донорам в периоды работы в должности главной медицинской сестры в ***.

Сергеева Л.Г. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 30.09.1999.

На дату обращения в пенсионный орган (12.07.2024) у Сергеевой Л.Г. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, но продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составила 23 года 3 месяца 5 дней при требуемой – 30 лет.

Из записей трудовой книжки истца следует (л.д. 12):

– 01.12.1993 Сергеева Л.Г. принята на должность медицинской сестры эндоскопического кабинета в ***,

– 01.01.2002 назначена на должность главной медицинской сестры ***,

– 01.07.1998 *** переименован в ***,

– 01.08.2007 *** переименован в ***,

– работает по настоящее время.

Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорных периодов в специальный стаж работы незаконным, Сергеева Л.Г. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж в льготном исчислении заявленных периодов работы, суд исходил из того, что должность истца (медицинская сестра, главная медицинская сестра) и наименование учреждения предусмотрены соответствующими Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить Сергеевой Л.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019; с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в льготном исчислении.

В отношении указанных периодов подлежат применению Списки от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно), от 06.09.1991 № 464 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно).

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Выделение законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.

В Перечнях должностей врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, работа в которых дет право засчитать 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, содержащихся в Правилах от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, Списках от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, льготное исчисление специального стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев) предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, операционных медицинских сестер, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров постановлено считать 1 год работы в этих должностях и подразделениях за 1 год и 6 месяцев.

Право лиц, работающих в должностях медицинских сестер в эндоскопическом отделении и главных медицинских сестер, на льготное исчисление стажа Списками от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, от 06.09.1991 № 464 не предусмотрено.

Перечень должностей по указанным Спискам является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Доказательств того, что Сергеева Л.Г. в заявленные периоды выполняла работу в должности операционной медицинской сестры в течение полного рабочего дня каждый день, в материалы дела не представлено.

Льготно-уточняющая справка, выданная работодателем, также не содержит данных о выполнении истцом медицинской деятельности в должностях и подразделениях, работа в которых дает право на применение к указанным периодам льготного порядка исчисления – как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, в соответствии с Правилами от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, от 06.09.1991 № 464  (л.д. 62).

Согласно отзыву *** заявленные периоды работы, нахождения в командировке, дни, предоставляемые донорам, подлежат включению Сергеевой Л.Г. в календарном исчислении (л.д. 86-87).

Учитывая, что Сергеева Л.Г. занимала должности медицинской сестры, главной медицинской сестры, которые согласно Правилам и Спискам от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, от 06.09.1991 № 464 не входят в перечень должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», спорных периодов в льготном исчислении (1 год работы за                 1 год 6 месяцев) у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку период нахождения работника в командировке законодателем приравнивается к выполнению работником по направлению работодателя своей трудовой функции за пределами постоянного рабочего места, нахождение истца в командировках непосредственно связано с выполнением функции медицинского работника, в указанные периоды Сергеева Л.Г. продолжала состоять с работодателем в трудовых отношениях, за ней сохранялась средняя заработная плата, отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд, периоды нахождения в служебных командировках с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005,           с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009,             с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.201 по 09.04.2011,                с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, 26.04.2017 по 29.04.2017,                   с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 подлежат учету при подсчете специального стажа в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Вопреки доводам ответчика, дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха, в силу положений статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации,  Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней», подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.

Таким образом, дни, предоставленные Сергеевой Л.Г. как донору в период ее трудовой деятельности, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015,                    с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017,               с 20.12.2017 по 20.12.2017 также подлежат учету при подсчете специального стажа для назначения страховой пенсии по старости.

Принимая во внимание приведенные нормы пенсионного законодательства, периоды работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 по 13.08.2007 в должности главной медицинской сестры в ***, включая периоды нахождения в командировке с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, а также периоды нахождения в командировке с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019, и дни, предоставляемые донорам в период работы, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017, следует включить Сергеевой Л.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в календарном исчислении (1 год работы за 1 год).

Ссылка ответчика на то, что наименование учреждения – *** не предусмотрено Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781, судебная коллегия отклоняет.

Из устава медицинского учреждения следует, что целью его создания является осуществление дальнейшего развития и совершенствования специализированной лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам войн, лицам, приравненным к ним по льготам, а также лицам старше трудоспособного возраста, проживающих на территории Ульяновской области и за ее пределами (л.д. 119-122).

Сергеева Л.Г. с 01.12.1993 работала в должности медицинской сестры, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры ***, то есть осуществляла  деятельность, связанную непосредственно с охраной здоровья населения.

Несмотря на  смену названия учреждения с 02.07.1998 (***»), в котором она работала, должностные и функциональные обязанности медицинского персонала данного учреждения, как и самой Сергеевой Л.Г., не менялись независимо от переименования учреждения, поскольку указанное учреждение фактически являлось госпиталем.

При этом работодателем подтверждено право работника на включение периодов работы, нахождения в командировке, дней, предоставляемых донорам в период работы, в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах решение суда следует отменить в части возложения на ответчика обязанности включить истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», заявленные в льготном исчислении с принятием в отмененной части нового решения о включении периодов работы в специальный стаж в календарном исчислении.

Принимая во внимание результата рассмотрения спора, требования                      статьи  98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца обоснованно взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение суда в остальной части является правильным и отмене по доводам апелляционной части не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                            9 апреля 2025 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить Сергеевой Ларисе Геннадьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019; с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в льготном исчислении, принять в отмененной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) включить Сергеевой Ларисе Геннадьевне (СНИЛС ***) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, включая периоды нахождения в командировке с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, а также периоды нахождения в командировке с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019, и дни, предоставляемые донорам в период работы, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в календарном исчислении (1 год работы за 1 год).

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев     со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2025