УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001111-76
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-3836/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
23 сентября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Леонченко А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1203/2025 по
апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 9 апреля 2025 года, по которому постановлено:
исковые требования
Сергеевой Ларисы Геннадьевны удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области включить Сергеевой Ларисе Геннадьевне в специальный стаж, дающий право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом
20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с
02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с
01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, с
09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по
02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с
23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по
09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с
26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по
21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019; с 10.08.2015 по 10.08.2015, с
03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по
07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в льготном
исчислении.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Сергеевой
Ларисы Геннадьевны уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Сергеева Л.Г. обратилась в суд с
исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о
включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения
страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 12.07.2024 Сергеева
Л.Г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном
назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области
от 23.12.2024 № *** ей отказано в досрочном установлении страховой пенсии по
старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на
соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды
работы с 02.07.1998 по 13.08.2007 – в должности медицинской сестры
эндоскопического кабинета, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры
в *** (в настоящее время – ***). Кроме того, в специальный стаж не засчитаны
периоды с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 26.02.2005, с 01.11.2007 по
02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с
23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.201 по
09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с
26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по
21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 – нахождение в служебных командировках,
с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по
08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с
20.12.2017 по 20.12.2017 – дни, предоставленные донорам в периоды работы в
должности главной медицинской сестры в ***. Не соглашаясь с решением
пенсионного органа, она полагает, что переименование медицинского учреждения не
должно нарушать ее пенсионные права.
Сергеева Л.Г. просила суд включить в специальный стаж в
календарном исчислении период работы с 02.07.1998 в должности медицинской
сестры эндоскопического отделения, с 01.01.2002 в должности главной медицинской
сестры в *** по 13.08.2007, а также с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по
26.02.2005, с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с
16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по
19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с
04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по
01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 – служебные
командировки в периоды работы, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по
03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с
23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 – дни, предоставляемые
донорам в периоды работы, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате
государственной пошлины в размере 3000 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование
жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм
материального права. В спорные периоды работы истца действовали Списки от
06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781, которые не
предусматривали право лиц, работающих в должности медицинских сестер в
эндоскопическом отделении и главных медицинских сестер, на льготное исчисление
стажа. Согласно
Списку от 29.10.2002 № 781 правом на льготное исчисление стажа в
эндоскопическом отделении пользуются только оперирующие врачи – специалисты
всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, операционные
медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших. Сергеева Л.Г. занимала
должность медицинской сестры, а с 01.01.2002 – главной медицинской сестры, что
подтверждается льготно-уточняющей справкой от 11.07.2024
№ ***. Согласно
выписке из индивидуального лицевого счета Сергеевой Л.Г. периоды ее работы в ***
(после переименования – государственное учреждение здравоохранения ***)
представлены страхователем с кодом особых условий труда – 27-ГД, то есть
лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах, что означает
календарное исчисление стажа.
При
этом представленные страхователем индивидуальные сведения истцом оспорены не
были. Судом первой
инстанции не мотивировано, на каком основании суд пришел к выводу о праве истца
на льготное исчисление стажа, ссылки на нормативные акты не приведены. В нарушение части 1
статьи 13 Федерального закона от
28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости,
истцу незаконно включены периоды, совпадающие по времени, а именно с 09.02.2005
по 11.02.2005 и с 24.02.2005 по 26.02.2005. В решении ОСФР по Ульяновской области от
23.12.2024 № *** данные периоды указаны в общем периоде с 02.07.1998 по
13.08.2007 как нахождение Сергеевой Л.Г. в командировках, а не выделены отдельно как самостоятельные
периоды.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии регулируется Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от
28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на
страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60 лет
(соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего
Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи,
при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 21,0 в 2021 году.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ срок назначения пенсии зависит
от даты, на которую выработан требуемый
медицинский стаж.
Так, при выработке медицинского стажа
продолжительностью 30 лет в
2021 году пенсия будет назначена через 36 месяцев, в 2022 году – через 48 месяцев, в
2023 и последующие годы – через 60 месяцев со дня, на который выработана требуемая продолжительность
медицинского стажа (приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с
применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим
при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации
принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное
обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1
данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения, применяются:
– список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;
– Список должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», –
для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по
31.12.2001 включительно;
– Список профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых
по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с
применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного
постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
– Перечень учреждений, организаций и должностей,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к
постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для
учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
12.07.2024 Сергеева
Л.Г., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением
о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(л.д. 43-45).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 23.12.2024 года № ***
Сергеевой Л.Г. отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности
специального стажа – 30 лет (л.д. 13-15).
При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды:
– с 02.07.1998 по 13.08.2007 (09-01-12) – в
должности медицинской сестры эндоскопического кабинета, с 01.01.2002 – в
должности главной медицинской сестры в *** (в настоящее время – *** не
предусмотрено Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002
№ 781, страхователем сведения о стаже работы представлены общими условиями
труда без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Кроме того, с 09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005 Сергеева
Л.Г. находилась в служебных командировках,
– с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по
19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с
18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.201 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по
20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017
по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 –
нахождение в служебных командировках,
– с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по
03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с
23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 – дни, предоставленные
донорам в периоды работы в должности главной медицинской сестры в ***.
Сергеева Л.Г. зарегистрирована в качестве застрахованного
лица в системе обязательного пенсионного страхования 30.09.1999.
На дату обращения в пенсионный орган (12.07.2024) у
Сергеевой Л.Г. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного
коэффициента, но продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
составила 23 года 3 месяца 5 дней при требуемой – 30 лет.
Из записей трудовой книжки истца следует (л.д. 12):
– 01.12.1993 Сергеева Л.Г. принята на должность медицинской
сестры эндоскопического кабинета в ***,
– 01.01.2002 назначена на должность главной медицинской
сестры ***,
– 01.07.1998 *** переименован в ***,
– 01.08.2007 *** переименован в ***,
– работает по настоящее время.
Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорных периодов в
специальный стаж работы незаконным, Сергеева Л.Г. обратилась в суд с настоящим
исковым заявлением.
Удовлетворяя
исковые требования в части включения в специальный стаж в льготном исчислении
заявленных периодов работы, суд исходил из того, что должность истца
(медицинская сестра, главная медицинская сестра) и наименование учреждения
предусмотрены соответствующими Списками должностей и учреждений, дающих право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом
20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой
инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности
включить Сергеевой Л.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с
02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с
01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, с
09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по
02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с
23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по
09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с 26.04.2017
по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по 21.04.2018, с
11.10.2019 по 12.10.2019; с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по
03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с
23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в льготном исчислении.
В отношении указанных периодов подлежат применению Списки от 29.10.2002 № 781, от
22.09.1999 № 1066 (для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно), от 06.09.1991 № 464 (для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999
включительно).
Согласно
подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №
781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются
в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения
льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам,
работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях
по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж
работы как 1 год и 6 месяцев.
В
соответствии с пунктом 3
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, врачам
и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных
подразделениях согласно приложению,
1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев при условии занятости в
соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Выделение законодателем
определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности
более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в
льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с
повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их
профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.
В Перечнях
должностей врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения,
работа в которых дет право засчитать 1 год работы за 1 год и 6 месяцев,
содержащихся в Правилах от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, Списках
от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, льготное исчисление
специального стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев)
предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований,
операционных медицинских сестер, включая старших, отделений хирургического
профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
согласно приложению.
В
соответствии с абзацем 3
пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» врачам-хирургам
всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат)
хирургического профиля стационаров постановлено считать 1 год работы в этих должностях
и подразделениях за 1 год и 6 месяцев.
Право лиц, работающих в должностях медицинских сестер в
эндоскопическом отделении и главных медицинских сестер, на льготное исчисление
стажа Списками от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, от 06.09.1991 № 464
не предусмотрено.
Перечень должностей
по указанным Спискам является исчерпывающим и расширительному толкованию не
подлежит.
Доказательств того,
что Сергеева Л.Г. в заявленные периоды выполняла работу в должности
операционной медицинской сестры в течение полного рабочего дня каждый день, в
материалы дела не представлено.
Льготно-уточняющая справка, выданная
работодателем, также не содержит данных о выполнении истцом медицинской
деятельности в должностях и подразделениях, работа в которых дает право на
применение к указанным периодам льготного порядка исчисления – как 1 год работы
за 1 год и 6 месяцев, в соответствии с Правилами
от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, от 06.09.1991 № 464 (л.д.
62).
Согласно
отзыву *** заявленные периоды работы,
нахождения в командировке, дни, предоставляемые донорам, подлежат включению
Сергеевой Л.Г. в календарном исчислении (л.д. 86-87).
Учитывая, что
Сергеева Л.Г. занимала должности
медицинской сестры, главной медицинской сестры, которые согласно Правилам и
Спискам от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, от 06.09.1991 № 464 не входят в перечень должностей врачей и
среднего медицинского персонала, работа которых засчитывается в стаж работы,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6
месяцев, правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», спорных периодов в
льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку период нахождения работника в
командировке законодателем приравнивается к выполнению работником по
направлению работодателя своей трудовой функции за пределами постоянного
рабочего места, нахождение истца в командировках непосредственно связано с
выполнением функции медицинского работника, в указанные периоды Сергеева Л.Г.
продолжала состоять с работодателем в трудовых отношениях, за ней сохранялась
средняя заработная плата, отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд,
периоды нахождения в служебных командировках с 09.02.2005 по 11.02.2005, с
24.02.2005 по 26.02.2005, с
01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по
18.02.2009, с 23.04.2010 по
23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.201 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с
04.09.2015 по 09.09.2015, 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017,
с 18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019 подлежат учету при
подсчете специального стажа в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вопреки
доводам ответчика, дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха, в силу
положений статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона
от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», разъяснений,
содержащихся в письме
Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке
зачета в специальный трудовой стаж донорских дней», подлежат включению в
специальный стаж в том же порядке, что и соответствующая профессиональная
деятельность.
Таким
образом, дни, предоставленные Сергеевой Л.Г. как донору в период ее трудовой
деятельности, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015,
с 06.10.2016 по 07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 также
подлежат учету при подсчете специального стажа для назначения страховой пенсии
по старости.
Принимая во внимание приведенные нормы пенсионного
законодательства, периоды работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры
эндоскопического отделения, с 01.01.2002 по 13.08.2007 в должности главной медицинской
сестры в ***, включая периоды нахождения в командировке с 09.02.2005 по
11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, а также периоды нахождения в
командировке с 01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с
16.02.2009 по 18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по
19.10.2010, с 07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015
по 09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с
18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019, и дни, предоставляемые
донорам в период работы, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по
03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с
23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017, следует включить
Сергеевой Л.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона «О страховых пенсиях», в календарном исчислении (1 год
работы за 1 год).
Ссылка ответчика на то, что наименование учреждения – *** не
предусмотрено Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781,
судебная коллегия отклоняет.
Из устава медицинского учреждения следует,
что целью его создания является осуществление дальнейшего развития и
совершенствования специализированной лечебно-диагностической и
медико-социальной помощи ветеранам войн, лицам, приравненным к ним по льготам,
а также лицам старше трудоспособного возраста, проживающих на территории
Ульяновской области и за ее пределами (л.д. 119-122).
Сергеева Л.Г. с 01.12.1993 работала в должности медицинской
сестры, с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры ***, то есть
осуществляла деятельность, связанную непосредственно
с охраной здоровья населения.
Несмотря на смену
названия учреждения с 02.07.1998 (***»), в котором она работала, должностные и
функциональные обязанности медицинского персонала данного учреждения, как и
самой Сергеевой Л.Г., не менялись независимо от переименования учреждения,
поскольку указанное учреждение фактически являлось госпиталем.
При этом работодателем подтверждено право
работника на включение периодов работы, нахождения в командировке, дней,
предоставляемых донорам в период работы, в специальный стаж в соответствии с
пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в
календарном исчислении.
При таких обстоятельствах решение суда
следует отменить в части возложения на ответчика обязанности включить истцу в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О
страховых пенсиях», заявленные в льготном исчислении с принятием в отмененной
части нового решения о включении периодов работы в специальный стаж в
календарном исчислении.
Принимая во внимание результата рассмотрения
спора, требования
статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в
пользу истца обоснованно взысканы расходы по уплате государственной пошлины в
размере 3000 руб.
Решение суда в остальной части является
правильным и отмене по доводам апелляционной части не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 апреля 2025 года
отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить
Сергеевой Ларисе Геннадьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с
02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения, с
01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007, с
09.02.2005 по 11.02.2005, с 24.02.2005 по 26.02.2005, с 01.11.2007 по
02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по 18.02.2009, с
23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с 07.04.2011 по
09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по 09.09.2015, с
26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с 18.04.2018 по
21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019; с 10.08.2015 по 10.08.2015, с
03.09.2015 по 03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по
07.10.2016, с 23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в льготном
исчислении, принять в отмененной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479)
включить Сергеевой Ларисе Геннадьевне (СНИЛС ***) в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды
работы с 02.07.1998 в должности медицинской сестры эндоскопического отделения,
с 01.01.2002 в должности главной медицинской сестры в *** по 13.08.2007,
включая периоды нахождения в командировке с 09.02.2005 по 11.02.2005, с
24.02.2005 по 26.02.2005, а также периоды нахождения в командировке с
01.11.2007 по 02.11.2007, с 13.12.2008 по 19.12.2008, с 16.02.2009 по
18.02.2009, с 23.04.2010 по 23.04.2010, с 18.10.2010 по 19.10.2010, с
07.04.2011 по 09.04.2011, с 17.05.2012 по 20.05.2012, с 04.09.2015 по
09.09.2015, с 26.04.2017 по 29.04.2017, с 30.10.2017 по 01.11.2017, с
18.04.2018 по 21.04.2018, с 11.10.2019 по 12.10.2019, и дни, предоставляемые
донорам в период работы, с 10.08.2015 по 10.08.2015, с 03.09.2015 по
03.09.2015, с 08.10.2015 по 08.10.2015, с 06.10.2016 по 07.10.2016, с
23.11.2017 по 23.11.2017, с 20.12.2017 по 20.12.2017 в календарном исчислении
(1 год работы за 1 год).
В остальной части решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через
Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
26.09.2025