УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2025-000246-16
Судья Жучкова
Ю.П.
Дело № 33-3484/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 2
сентября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Панкрушиной Е.Г.
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской
области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2025
года, по гражданскому делу № 2-1-183/2025, по которому постановлено:
Исковые требования Шеджу Эльмиры Абдулбариевны (***) удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Шеджу Эльмиры
Абдулбариевны в период с *** 1986 года по 14 июня 1990 года!% по адресу: ***
Заслушав доклад судьи Федоровой
Л.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шеджу Э.А. обратилась в суд с
иском, уточненным в ходе судебного заседания,
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) об
установлении факта проживания на территории зоны с льготным
социально-экономическим статусом.
Требования мотивировала тем, что
*** она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении
пенсии по старости в связи с проживанием
(работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с
Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ответчиком *** по ее заявлению было принято
решение ***, которым ей в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности
проживания (работы) в зоне со льготным социально-экономическим статусом,
которая, по мнению ответчика, составляет всего 1 год 11 месяцев 12 дней. Свою
позицию ОСФР по Ульяновской области обосновывает тем, что справка ***, согласно
которой она была зарегистрирована по месту жительства: ***, с *** по ***, а
также с *** по *** опровергается копией домовой книги дома №***, в которой
отсутствуют сведения о ее проживании в данном доме с родителями до достижения
16-летнего возраста. Кроме того, по мнению ОСФР по Ульяновской области, ею не
были предоставлены иные документы, подтверждающие проживание, работу в зоне с
льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что решение ответчика является незаконным, так как
имеются предусмотренные законом основания для
назначения ей досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным
социально-экономическим статусом. Так, юридически значимым для рассматриваемого
вопроса является факт её проживания и (или) работы в *** в период с *** по ***,
который подтверждается справкой ***, согласно которой она была зарегистрирована
по месту жительства по адресу: ***, в периоды с *** по ***, с *** по ***. Кроме
этого, согласно справке *** она обучалась в ***, находящейся по адресу: ***, в
период с *** по ***. Записи в домовой книге дома *** по *** подтверждают факт того, что ее родители проживают в ***, достигнув 16-летнего
возраста, *** она прописалась в том же доме. Таким образом, из домовой книги
следуют периоды ее проживания в *** с *** по ***, с *** до ***, с *** по ***.
Из ее трудовой книжки усматриваются периоды работы ***, входящие в юридически
значимый период, с *** по *** – ***, с *** по *** - ***. Таким образом
полагает, что имеющая значение для рассматриваемого дела продолжительность ее
проживания (работы) в зоне с льготно-экономическим статусом составляет - с ***
по *** (4 года 5 месяцев 13 дней), с *** по *** (1 год 9 месяцев 24 дня, всего
же 6 лет, 3 месяца 7 дней).
По уточненным требованиям
просила суд установить факт постоянного проживания
Шеджу Э.А. в период с *** по *** по адресу: *** (л.д.138).
Рассмотрев по существу
заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В
обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения суд первой
инстанции не принял во внимание, что согласно представленной копии домовой
книги ***, отсутствует проживание Шеджу (***) Э.А., с родителями до достижении
16 летнего возраста, запись о регистрации Шеджу (***) Э.А. усматривается только
с *** по ***. Считает, что факт обучения истца в зоне с льготным
социально-экономическим статусом не дает ей право на снижение пенсионного
возраста, поскольку отсутствует документальный факт регистрации в ***.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены
Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют
лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с
учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).
Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам,
пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости
назначается с уменьшением возраста, установленного статьей
8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по
состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями
30 – 37 настоящего Закона.
По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию
составлял для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного
Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию
на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не
более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная
величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35
настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или
проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению (далее – Перечень документов).
В подпункте «б» пункта 18 Перечня документов
предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии
по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим
в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных
Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы
документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания)
или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения,
предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное
проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения,
предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца,
документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту
жительства).
В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает
факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или
имущественных прав граждан и организаций.
Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие
юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином
порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности
восстановления утраченных документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, *** Шеджу Э.А., *** года рождения
обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от
15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным
социально-экономическим статусом.
Решением ОСФР
по Ульяновской области *** Шеджу Э.А. отказано в назначении пенсии по старости
со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом. По сведениям пенсионного органа продолжительность работы истицы в
зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 1 год 11 месяцев 12
дней ***, что не дает Шеджу Э.А. право на снижение пенсионного возраста по ст.
34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1
(л.д.16-19).
Периоды обучения в *** с *** по *** исключен из периода
постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения. Кроме того,
пенсионным органом указано, что согласно представленным документам отсутствует
факт проживания истицы в указанной зоне с родителями до достижения 16 летнего
возраста, регистрация усматривается только с *** по ***.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истица просила
установить факт постоянного ее проживания в период с *** по *** в ***
Разрешая спор и
удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил
из доказанности факта проживания Шеджу Э.А. в периоды с *** по *** в
зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном
применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам
дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в
судебном решении.
В соответствии со статьей 27 Конституции
Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской
Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где
гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от
25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 указанного Закона, а
также пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от
17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в
пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за
регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания
вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином
Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей
перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанных норм права следует, что регистрация или
отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием к
реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской
Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
28.12.1991 № 237-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации
от 05.04.1993 № 557-р, определен Перечень населенных пунктов,
относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включено ***
(утратило силу с 01.02.1998).
В соответствии со свидетельством о рождении *** *** Э.А. (***
Шеджу) родилась *** в ***, ее родителями значатся *** (л.д.13).
Согласно справке ***
Шеджу (***) Э.А. действительно обучалась в *** с ***, школа находилась и
находится по адресу*** (л.д.48).
При документировании по достижении возраста паспортом *** ***
по достижении 16-летнего возраста в заявлении о выдаче паспорта по форме ***
истица указывала своим адресом проживания адрес своих родителей: *** (л.д.127).
Допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетеля ***
суду поясняла, что истицу знает давно, вместе посещали детский сад, затем
учились *** в одном классе с *** по *** годы. Истица проживала с родителями по
адресу: р*** Аналогичные пояснения дала свидетель *** Показания свидетелей согласуются с
материалами дела и обоснованно приняты судом первой инстанции во внимание.
Таким образом, совокупностью представленных доказательств
как письменных, так и объяснениями истца и показаниями свидетелей,
подтверждается факт постоянного проживания Шеджу Э.А. в спорный период в ***.
В связи с этим, изложенные в апелляционной жалобе Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области доводы об отсутствии надлежащих доказательств проживания истца в спорный
период на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, являются
несостоятельными, так как противоречат материалам дела.
Доводы жалобы о том, что период проживания не может
подтверждаться справкой об обучении в средней школе, судебной коллегий
отклоняется, так как по общему правилу, установленному ст. 20 Гражданского
кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних является
место жительства их законных представителей – родителей.
Поскольку в спорный период *** Шеджу Э.А. находилась в
возрасте 13-17 лет, обучалась в средней школе, по месту проживания своих
родителей, оснований полагать, что она проживала не в *** совместно с
родителями, а в другом месте, не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику в
обоснование своих доводов несостоятельна, так как обстоятельства по каждому
конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и
решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с
учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела,
а также проверке законности вынесенных актов, суды не связаны с выводами других
судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых
норм.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14
мая 2025 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования РФ по Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Карсунский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2025 года.