УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Зимина Н.Г.
Дело №7-769/2025
73RS0012-01-2025-000717-93
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
25 сентября 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Сайгин
Н.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника общества с ограниченной
ответственностью «ОСД-ТРАНС» - Гарипова Ильдара Фирдавесовича
на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора
по ЦФО от 25 июня 2025 года и
решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской
области от 24 июля 2025 года, вынесенные по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с
ограниченной ответственностью «ОСД-ТРАНС» (дело № 12-1-173/2025),
установил:
постановлением
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по
ЦФО № 10677481250639307597 от 25.06.2025 общество с ограниченной
ответственностью «ОСД-ТРАНС» (далее ООО «ОСД-ТРАНС») признано виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде
административного штрафа в размере 375 000 рублей.
Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от
24.07.2025 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник ООО «ОСД-ТРАНС» Гарипов И.Ф.
не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного
органа и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, производство
по делу прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что на момент рассмотрения дела вступил в законную силу Федеральный
закон от 07.07.2025 №209-ФЗ, в соответствии с которым ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ признана утратившей силу.
Ссылается на
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2023 №42-П, в
соответствии с которым районный суд должен был применить положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ.
Кроме того,
ссылается на Конвенцию Международной организации по законодательной метрологии,
согласно которой транспортные средства с наливными грузами не допускается
взвешивать методом частичной погрузки по осям или колесам, жидкости можно
взвешивать только путем полного погружения автомобиля-цистерны на платформу.
Подробно позиция
защитника ООО «ОСД-ТРАНС» Гарипова И.Ф. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения
правонарушения) была установлена административная ответственность, в том числе,
за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с
превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на
ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без
специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.12.21.5
КоАП РФ, предусматривавшая наказание в виде
административного штрафа в размере трехсот семидесяти пяти тысяч рублей.
Согласно п.23.1
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение
нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных
предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В силу п.23.5
Правила дорожного движения движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного
транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего
перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального
закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
Положения ст.3
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» определяют тяжеловесное транспортное
средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного
средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2
ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям
автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным
дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без
груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без
специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Допустимые масса,
нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства
установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении
Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Из материалов дела
следует, что 05.05.2025, 18:10:59 по адресу 31 км 740 м автодороги Димитровград
- Узюково – Тольятти, Ульяновская область, водитель,
управляя тяжеловесным транспортным средством ***, государственный
регистрационный номер ***, в составе 6-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 Правил
дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2060 «Об
утверждении Правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного
средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без
специального разрешения, согласно акту №2025050604535205 измерения параметров транспортного
средства превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда
на 12,05% (1,205 т) на ось №2 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с
нагрузкой 11,205 т на ось №2 при допустимой нагрузке 10,000 т на ось.
Собственником
данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации
транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «ОСД-ТРАНС».
Указанное нарушение
зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки,
видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской
номер 73543, свидетельство о поверке № С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка
действительна до 03.07.2025.
Вопреки доводам
жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении
в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ
установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,
предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо,
совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок
давности привлечения ООО «ОСД-ТРАНС» к административной ответственности
соблюдены.
Доводы о нарушении
процедуры взвешивания, поскольку перевозился жидкий груз, который в период транспортировки
меняет свое положение, что могло привести к повышенным нагрузкам на отдельные
оси грузового транспорта, со ссылкой на п. 3.1 «МР МОЗМ 134. Международная
рекомендация. Международная организация законодательной метрологии.
Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в
движении» несостоятельны и не свидетельствуют о незаконности обжалуемых актов,
поскольку указанные рекомендации не носят обязательного характера. При этом в
законодательстве Российской Федерации, регулирующем порядок весового и
габаритного контроля транспортных средств, не содержится особых указаний на то,
как именно должен взвешиваться жидкий груз и какие способы взвешивания должны
при этом использоваться.
Положениями п.77
«Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в
пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200, прямо
установлено, что размещение делимого груза на транспортном средстве
осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким
грузом и (или) нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не
превышали значения допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой
нагрузки на ось транспортного средства, согласно которым в соответствии с
данными Правилами
транспортное средство относится к тяжеловесным транспортным средствам.
Согласно Определению
Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2023 №778-О, приведенная
норма, обусловленная необходимостью сохранности автомобильных дорог, направлена
на исключение случаев, когда при перевозке делимого груза вследствие его произвольного
перемещения в кузове автомобиля возникало бы превышение допустимой нагрузки на
ось транспортного средства, что влекло бы причинение ущерба дорожному полотну.
Вместе с тем имеются
основания для изменения постановления и решения судьи.
Действия ООО
«ОСД-ТРАНС» квалифицированы по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ
(в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную
ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий
положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную
силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное
правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление
о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом
от 07.07.2025 №209-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях», вступившим в законную силу 18.07.2025, ч.2
ст.12.21.1 КоАП РФ признана утратившей силу.
Этим же Федеральным
законом от 07.07.2025 №209-ФЗ, абзац 1 ч.4 ст.12.21.1 КоАП
РФ изложен в следующей редакции: «движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов
транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров без
специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном
разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров, либо с
превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на
ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без
специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или
нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на
величину более 10, но не более 20 процентов, за исключением случаев,
предусмотренных ч.2 ст.12.21.5 настоящего Кодекса».
Таким образом, в
настоящее время ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ установлена
административная ответственность, в том числе, за движение тяжеловесного и
(или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы
транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на
величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, либо с
превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного
средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более
20 процентов.
Совершение данного
правонарушения влечет наложение административного штрафа на собственника
(владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что постановление о
назначении ООО «ОСД-ТРАНС» административного наказания в виде административного
штрафа исполнено до вступления постановления в законную силу, административный
штраф уплачен 23.07.2025 в размере 75% от суммы наложенного административного
штрафа в размере 281250 рублей.
В своем решении
судья районного суда не нашел оснований для переквалификации сославшись на
положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ и факт исполнения
постановления о назначении административного штрафа.
Вместе с тем, в
своем постановлении от
17.07.2023 №42-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с
запросом Костромского областного суда» Конституционный Суд РФ признал ч.2
ст.1.7 КоАП РФ не противоречащей Конституции
Российской Федерации в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому
смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что уплата
административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об
административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его
уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за
совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее
вступления в законную силу указанного постановления.
Поскольку санкция ч.4
ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от
07.07.2025 №209-ФЗ) является менее строгой, чем санкция ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения
правонарушения), то действия общества подлежат переквалификации на ч.4
ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от
07.07.2025 №209-ФЗ), с назначением административное наказания в виде
административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Оснований для
применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ либо для
иного снижения размера назначенного наказания не установлено.
В остальной части
состоявшиеся акты оставить без изменения.
Руководствуясь
статьями 30.3 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, судья
решил:
постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по
ЦФО от 25 июня 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 24 июля 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «ОСД-ТРАНС», изменить:
совершенное
обществом с ограниченной ответственностью «ОСД-ТРАНС» деяние
переквалифицировать с части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.12.2024
№490-ФЗ) на часть 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.07.2025
№209-ФЗ), с назначением административного наказания в виде административного
штрафа в размере 300 000 рублей.
В остальной части
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора
по ЦФО от 25 июня 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 24 июля 2025 года оставить без изменения,
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ОСД-ТРАНС» Гарипова
Ильдара Фирдавесовича – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Н.В. Сайгин