Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности внести изменения в Проект планировки территории Заволжского района
Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 03.10.2025 под номером 121493, 2-я гражданская, о возложении обязанности внести изменения в Проект планировки территории Заволжского района МО Г. Ульяновск , предусматривающие размещение образовательного учреждения в микрорайоне Волжские кварталы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                           У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2025-001553-46

Судья Оленин И.Г.                                                                  Дело № 33а-3845/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                       16 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Заволжского района города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года по делу № 2а-1390/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании постановления временно исполняющего обязанности Главы города Ульяновска от 9 июня 2018 года *** о внесении изменений в Проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» в части исключения из проекта планировки и проекта межевания земельного участка объектов образования  незаконным, возложении обязанности внести изменения в Проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» размещение образовательного учреждения в микрорайоне «Волжские кварталы» (кадастровый квартал *** в соответствии с нормами градостроительного проектирования в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения прокурора Пушистова В.В., поддержавшего доводы представления, представителя административного ответчика                          администрации города Ульяновска – Утриванова Н.А., представителя заинтересованного лица АО СЗ «Железно Симбирск» - Козарез Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском в суд к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности внести изменения в проект.

В обоснование иска указал на то, что в ходе проверки исполнения ответчиками законодательства о градостроительной деятельности были выявлены факты незаконного внесения изменений в Проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск».

Постановлением администрации города Ульяновска от 25 мая 2012 года № 2388 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым количество мест в объектах детского дошкольного образования на 1000 человек должно составлять не менее 56, в объектах общего образования (включая объекты начального общего, основного общего и полного (среднего) общего образования) на 1000 человек - не менее 120.

В соответствии с пунктом 5.4 указанного постановления, для объектов социального назначения установлены следующие нормативы транспортной и пешеходной доступности (от дома): до детских дошкольных учреждений - не более 300 м, до общеобразовательных школ - не более 500 м.

Освоение территории «Волжские кварталы», насчитывающей 42 многоквартирных дома, в которых проживают 228 детей школьного возраста, осуществлялось на основании Проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением мэрии города Ульяновска от 26 июня 2009 года № 5046 который предусматривал возведение двух дошкольных учреждений и одной общеобразовательной организации.

Постановлением временно исполняющего обязанности Главы города Ульяновска от 9 июня 2018 года *** внесены изменения в вышеуказанный проект планировки и проект межевания земельного участка, в результате которых объекты образования (детский сад и школа) из проекта исключены.

При этом в настоящее время на территории «Волжские кварталы» действует лишь один детский сад на 280 мест (зачислено 308 детей). Наличие одного дошкольного учреждения не соответствует установленным требованиям законодательства, образовательные учреждения на вышеуказанной территории отсутствуют. Действующий проект не учитывает возросшую потребность Заволжского района города Ульяновска в объектах социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания, что свидетельствует о существенных нарушениях градостроительного законодательства и ущемлении прав несовершеннолетних на образование.

Административный истец просил признать незаконным постановление временно исполняющего обязанности Главы города Ульяновска от 9 июня 2018 года *** о внесении изменений в Проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» в части исключения из проекта планировки и проекта межевания земельного участка объектов образования. Возложить на ответчиков обязанность внести изменения в Проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск», предусматривающие размещение образовательного учреждения в микрорайоне «Волжские кварталы» (кадастровый квартал ***) в соответствии с нормами градостроительного проектирования в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц                     ООО Спецзастройщик «Железно Ульяновск», АО Спецзастройщик                             «Железно Симбирск», в настоящее время в связи со слиянием АО Спецзастройщик «Железно Симбирск».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование указывает на то, что доводы о пропуске срока исковой давности являются несостоятельными.

Так, в обоснование пропуска административным истцом срока исковой давности судом приняты во внимание доводы административного ответчика о полученном 18 июля 2024 года ответе на запрос прокуратуры Заволжского района города Ульяновска от 10 июля 2024 года в связи с проводимой проверкой.

Однако содержание указанного ответа на запрос не указывает о наличии сведений о нарушении закона и о несоответствии оспариваемого нормативного акта.

В возражениях на апелляционное представление ООО Спецзастройщик «Железно Ульяновск», администрация города Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

В судебное заседание кроме  прокурора Пушистова В.В., представителя административного ответчика - администрации города Ульяновска - Утриванова Н.А., представителя заинтересованного лица АО СЗ «Железно Симбирск» - Козарез Н.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия, с учетом положений статьей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок участия в административном деле прокурора регламентирован статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление временного исполняющего обязанности Главы города Ульяновска от              9 июня 2018 года *** о внесении изменений в Проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» в части исключения из проекта планировки и проекта межевания земельного участка объектов образования соответствует требованиям закона, было принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, в рамках установленной законом процедуры; административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав несовершеннолетних в связи с несоблюдением транспортной и пешеходной доступности до общеобразовательных учреждений.  

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением мэрии города Ульяновска от 26 июня 2009 года № 5046 утвержден Проект планировки территории Заволжского района города Ульяновска муниципального образования «город Ульяновск» (л.д.  30-45, 46-48).

10 ноября 2017 года на основании заявлений ООО «Запад-2» о внесении изменений в проекты планировки и межевания территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» (далее - в ППТ и ПМТ) администрацией города Ульяновска были приняты постановления ***                           «О принятии решения о подготовке проекта межевания территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» в части территории земельных участков общей площадью 25,24 га, расположенных в 7 и 10 строительных кварталах Заволжского района» и *** «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» в части территории земельных участков общей площадью 25,24 га, расположенных в 7 и 10 строительных кварталах Заволжского района, с целью исключения границ зон планируемого размещения объекта местного значения - общеобразовательной школы, изменения границ зон планируемого объекта местного значения - детского дошкольного учреждения, изменения границ и параметров планируемой жилой застройки (л.д.117-121).

4 апреля 2018 года постановлением администрацией города Ульяновска ***                        «О проведении публичных слушаний и формировании организационного комитета по подготовке публичных слушаний» принято решение об организации публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта постановления администрации города Ульяновска «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории и проекта межевания территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» в части территории земельных участков общей площадью 25,24 га, расположенных в 7 и 10 строительных кварталах Заволжского района, с целью исключения границ зон планируемого размещения объектов местного значения - общеобразовательной школы, изменения границ зон планируемого объекта местного значения - детского дошкольного учреждения, изменения границ и параметров планируемой жилой застройки в Заволжском районе г. Ульяновска», которое было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» от 6 апреля 2018 года *** и размещено на официальном сайте Ульяновской Городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 122-123).

На основании результатов проведенных 24 апреля 2018 года публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта внесения изменений в ППТ и ПМТ администрация города Ульяновска приняло постановление от 9 июня 2018 года                    *** «Об утверждении проекта несения изменений в проект планировки и проект межевания территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» (л.д. 124,153-154).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе установлением функциональных зон, определением планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из части  6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документации по планировке территории (пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 названной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (пункт 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пункте 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации имеются указания на то, что порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 названной статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 названной статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от                   18 декабря 2014 года № 210-30 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области в области градостроительной деятельности, в том числе: подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных районов, городских округов и поселений Ульяновской области, подготовка изменений в указанные документы, в том числе принятие решений о подготовке указанных документов и предложений о внесении в них изменений, за исключением организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, осуществляют уполномоченные Правительством Ульяновской области исполнительные органы Ульяновской области.

Как следует из подпункта 16 пункта части 2.1 статьи 32 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решение Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года № 119 «О принятии Устава муниципального образования «город Ульяновск», Глава администрации города принимает решение об утверждении документации по планировке территории.

Таким образом, выводы суда о том, что  оспариваемое постановление *** от                    9 июня 2018 года утверждено уполномоченным органом в установленном законом порядке, является законным и обоснованным, в отношении проекта были проведены публичные слушания, в результате которых утвержден проект планировки территории, о чем имелись публикации в газете «Ульяновск сегодня» от                                   6 апреля 2018 года *** и размещено на официальном сайте Ульяновской Городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В данной части решение суда административным истцом не оспаривается.

Кроме того, судом установлено и следует из материалов дела,  что из расчёта                   ООО «Простор» (разработчик проекта), произведенного на основе демографических данных, количество населения при реализации проекта будет составлять 5154 человек, в том числе 189 детей дошкольного возраста и 468 детей школьного возраста).

Согласно проекту количество мест в проектируемом детском саде на 280 мест достаточно для расчётного числа детей, которые будут проживать в рассматриваемых кварталах.

Строительство общеобразовательной школы в границах проектируемой территории не было предусмотрено, поскольку на территории, прилегающей к району комплексной жилой застройки, располагаются муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения «Средняя школа № 50 имени Д.С. Сухорукова»                  (б-р Фестивальный, д. 4), «Средняя школа № 69 имени А.А. Туполева»                                 (б-р Фестивальный, д. 18).

В 2016-2017 учебных годах численность обучающихся школы № 50 составила,                    573 человек при проектной мощности здания в соответствии с действующими СанПиН 2.4.2.2821-10 - 730 человек, численность обучающихся школы № 69 - 647 человек при проектной мощности здания 840 человека.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент внесения изменений в ППТ и ПМТ школы № 50 и № 69 имели возможность принять детей школьного возраста из строящегося микрорайона, что также правомерно было учтено судом при вынесении оспариваемого решения.

На основании заявления ООО СЗ «Железно Ульяновск» постановлением администрации города Ульяновска от 16 июля 2020 года № 1094 утверждён проект внесения изменений в документацию по планировке территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» в отношении 10-го квартала, ограниченного проспектами Столыпина, Зырина, ул. Генерала Кашубы.

Численность населения в рассматриваемом элементе составляет 4558 человек.

В данный момент в микрорайонах жилого комплекса «Волжские кварталы» и «Дивный сад» Заволжского района проживает 707 человек - население в возрасте от 0 до 18 лет, из них: 479 детей в возрасте от 0 до 7 лет; 228 детей обучаются в общеобразовательных организациях.

Администрацией города Ульяновска для обучающихся, проживающих в микрорайоне «Волжские кварталы», организован подвоз.

Действующей документацией по планировке территории Заволжского района города Ульяновска не нарушаются права детей дошкольного возраста.

Судом установлено, что на момент внесений изменений в ППТ и ПМТ отсутствовала необходимость в общеобразовательном учреждении, администрацией города Ульяновска, параллельно с осуществлением подвоза обучающихся до общеобразовательных организаций, ведётся работа по размещению общеобразовательной организации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что административным истцом не представлены доказательства нарушения прав несовершеннолетних, в том числе в связи с несоблюдением транспортной и пешеходной доступности до общеобразовательных учреждений.

Суд правомерно не принял во внимание доводы административного иска о том, что после завершения строительства многоквартирных домов численность населения будет составлять 5154 человек, из которых дошкольного возраста - 300 человек, школьного возраста - 468 человек, не влияют на законность оспариваемого постановления, поскольку проект планировки территории, подготовленный                      ООО «Простор», был рассчитан, как следует из материалов дела, именно на 468 детей школьного возраста.

Как установлено судом, в настоящее время строительство многоквартирных домов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером *** Расстояние от планируемого размещения школы на земельном участке с кадастровым номером *** до земельных участков                     «Волжские кварталы», в том числе ***, на которых ведется строительство многоквартирных домов, соответствует нормативам градостроительного проектирования (не более 500 метров).

Администрацией города Ульяновска 7 августа 2024 года утверждён план мероприятий «Дорожная карта» по выполнению работ по образованию земельного участка с целью строительства общеобразовательного учреждения на земельном участке с кадастровым номером *** (л.д. 155-156). В июле 2024 года указанный земельный участок размежеван, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером *** Также ведется работа по внесению изменений в Генеральный план в части отображения функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки на земельном участке с кадастровым номером ***

При планируемом администрацией города Ульяновска на земельном участке с кадастровым номером *** размещении школы будут соблюдены нормативы градостроительного проектирования транспортной и пешеходной доступности для школьников микрорайона строящихся домов масштабно-инвестиционного проекта «Волжские кварталы», что подтверждаются данными с сайта «Публично - кадастровая карта».

Расстояние от многоквартирных домов, расположенных в микрорайоне «Волжские кварталы», до земельного участка с кадастровым номером ***, на котором планируется размещение школы, не больше, чем расстояние от свободной от застройки территории земельного участка, принадлежащего на праве аренды ООО Спецзастройщик «Железно Ульяновск».

Таким образом, выводы суда о том, что  возложение на администрацию города Ульяновска обязанности предусмотреть в документации по планировке территории Заволжского района города Ульяновска размещение образовательного учреждения в микрорайоне «Волжские кварталы» является преждевременным, обоснованны.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При этом суд правомерно исходил из того, что Проект планировки территории соответствует генеральному плану города Ульяновска, поскольку судом установлено, что Генеральным планом города Ульяновска в указанном микрорайоне предусмотрено размещение всего одного детского сада на 280 мест.

Поскольку оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением формы, процедуры, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования, соответствует общеправовому критерию формальной определенности, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административного иска не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Вместе с тем, в силу предписаний части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В связи с этим выводы суда в части пропуска административным истцом срока для обращения в суд являются ошибочными, однако это не влияет на правильность принятого решения.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Заволжского района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 сентября 2025 года.