УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001367-84 Судья Сизов И.А.
Дело № 33-3608/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 сентября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Санатулловой Ю.Р., Кабанова В.А.
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Дмитриева Владимира Алексеевича
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2025
года, по гражданскому делу № 2-1302/2025, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Дмитриева Владимира Алексеевича к Министерству социального
развития Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения
Ульяновской области о признании действий незаконными, о возложении обязанности
произвести перерасчет размера предоставляемой субсидии – отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой
Л.Г., пояснения Дмитриева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дмитриев В.А. обратился в суд с иском к Министерству
социального развития Ульяновской области, Областному государственному
казенному учреждению социальной защиты
населения Ульяновской области о признании действий незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет
размера предоставляемой субсидии.
Требования мотивировал тем, что является одиноко проживающим
пенсионером, ветераном труда федерального значения, получающим субсидию на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как ветерану труда, ему предоставляется мера социальной поддержки по
оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая включается в его
совокупный доход при исчислении размера субсидии, что снижает размер субсидии,
а то и вовсе лишает права ее предоставления. За разъяснением возникшей ситуации
неоднократно обращался в ОГКУСЗН Ульяновской области, в Министерство
социального развития Ульяновской области. Однако, полученные ответы не
содержали ссылок на конкретные нормы права. Только *** на его обращение от ***
был получен ответ Министерства социального развития Ульяновской области, со
ссылкой на нормы права. В ответе указано, что субсидия предоставляется в
соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005
№ 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг» (в редакции Правил, действующих до 24.09.2024). В соответствии с законом
Ульяновской области от 29.09.2015 № 132 – 3О «О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан в Ульяновской области», ему предоставлялась ежемесячная денежная
компенсация на оплату жилого помещения и включалась в его совокупный доход на основании подпункта «г»
пункта 34 Правил. Считает, что включение в совокупный доход, меры социальной
поддержки, в виде 50% компенсации вносимой платы за жилое помещение и
коммунальные услуги, является заведомо неправомерным.
По уточненным требованиям просил суд признать действия
ответчика, по включению в совокупный доход - меры социальной поддержки
ветеранам труда, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате
жилого помещения и коммунальных услуг незаконными; обязать ответчиков
произвести перерасчёт размера предоставляемой субсидии, без включения в
совокупный доход ежемесячной денежной компенсации за периоды: ***; и выплатить
недополученную сумму субсидий; взыскать с ответчика государственную пошлину в
сумме 4000 руб. (л.д.120).
Судом к участию в деле в качестве ответчика было привлечено
Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты
населения «Единый областной центр социальных выплат».
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Дмитриев В.А. не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что включение в
совокупный доход меры социальной поддержки в виде 50% компенсации вносимой
платы за жилое помещение и коммунальные услуги является заведомо неправомерным.
Компенсацией согласно Закона Ульяновской области №132-ЗО компенсируются
понесенные расходы, а согласно Закона Ульяновской области №217-ЗО
компенсируются предстоящие расходы, положения указанного закона определяют, что
компенсации выплачиваются гражданам до установленного ч.1 ст. 155 ЖК РФ срока
внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что доказывает, что
получаемая компенсация, как мера социальной поддержки ветерану труда, согласно
Закону №132-ЗО, отношения к пп. «г» п.34 Правил не имеет и включается
ответчиком необоснованно.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство
социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСЗН Ульяновской
области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без
удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу УОГКУ СЗН «Единый
областной центр социальных выплат» указывает, что в компетенцию учреждения не
входит осуществление функции перерасчета размера предоставляемой субсидии,
полномочия по принятию решения о назначении мер социальной поддержки возложены
на Областное государственное казенное
учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дмитриев В.А.,
проживает в жилом помещении, общей площадью ***, которое принадлежит ему на
праве собственности по адресу: ***, где он зарегистрирован с *** (л.д.47).
Истцу
присвоено звание «Ветеран труда», он является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов за
жилое помещение, коммунальные услуги с ноября 2017 года (50%).
При
расчете субсидии, ответчик учитывает ежемесячную денежную компенсацию на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемую истцу в соответствии с
Законом Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО «О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан в Ульяновской области» при расчете совокупного
дохода истца, на основании подпункта «г» пункта 34 Правил (в редакции Правил,
действовавших до 24 сентября 2024 года), на основании подпункта «б» пункта 34
Правил (в редакции, действующих с 25 сентября 2024 года).
Ссылаясь на то, что расчет субсидии производится не в
соответствии с действующим законодательством, Дмитриев В.А. обратился в суд с
настоящим иском.
Разрешая
спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании действий
незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет размера субсидии на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения
заявленных требований.
К
мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных
услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг (статьи 159,
160
Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки
(освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории
лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого
помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер,
способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами,
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый,
второй,
третий пункта
42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27
июня 2017 года № 22 «О некоторых
вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого
помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору
социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Статьей 159
Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По
смыслу статьи 159
Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное
возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из
бюджета соответствующего уровня.
Частью 1
статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются
гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной
площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера
регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого
по правилам части 6
данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально
допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений
государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам
найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники
жилых помещений (часть 2
статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии
предоставляются исполнительным органом субъекта Российской Федерации или
управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2
настоящей статьи, на основании их заявлений
с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3
статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При
определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы
собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные
стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета
субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов
граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг
устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2
настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением
(плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в
жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень
благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют
средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для
расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен,
тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета
платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального
стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для
собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета
платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального
размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим
Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые
для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных
услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных
нанимателей (часть 6
статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок
определения размера субсидий и порядок
их предоставления, перечень
прилагаемых к заявлению документов, условия
приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок
определения состава семьи получателя субсидии и исчисления
совокупного дохода такой семьи, а также особенности
предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации
может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем
перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155
настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7
статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный
орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение
самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного
информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о
предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные
сведения, не допускается. ( часть 7.1 статьи 159
Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во
исполнение статьи 159
Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила
предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее
также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг).
Пунктом 2
Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их
расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из
размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения,
используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально
допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом
ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов
уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению
среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Порядок
исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии предусмотрен разделом V
Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно
пункту 32
Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для
предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного
6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о
предоставлении субсидии.
До 25
сентября 2024 года, действовала редакция постановления Правительства Российской
Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии с которой подпунктом «г» пункта 34 было предусмотрено,
что совокупный доход семьи или одиноко
проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по
правилам, установленным Федеральным законом
«О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной
социальной помощи», с учетом: компенсаций на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан.
С 25
сентября 2024 года действует редакция Постановления, которой, при расчете
совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются
следующие виды доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, полученные в
денежной форме: пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты
по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера,
полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или)
законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов
местного самоуправления (пп. «б» п.34).
В соответствии с
ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке
и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления, могут предоставляться компенсации
расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств
соответствующих бюджетов.
Правительство
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» утверждает единый стандарт
предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предусмотренных
настоящей статьей, подлежащий соблюдению исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им
организациями, иными организациями при оказании таких услуг (ч.1.1 ст. 160
Жилищного кодекса РФ).
Компенсации
расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный
доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном
статьей 159
настоящего Кодекса (ч.2 ст.160 Жилищного кодекса РФ) .
В
соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 44 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах
рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения,
занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или
принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что субсидия на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если
их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя
из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения,
используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости
жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6
статьи 159 ЖКРФ, превышают величину, соответствующую максимально
допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи (часть 1
статьи 159 ЖК РФ). В совокупный доход семьи или одиноко проживающего
гражданина включаются, в том числе все предусмотренные системой оплаты труда
выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое
при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам
в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных
услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные
средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также
предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты,
за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета
доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5
и статьи 6
- 12
Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и
расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина
для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).
Компенсация
расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение
отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов,
связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств
соответствующих бюджетов (статья 160
ЖК РФ) (п. 45 постановления). Например, ежемесячная компенсация расходов на
оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам
боевых действий и др. (подпункт 4
пункта 1 статьи 13, подпункт 8
пункта 1 статьи 14, подпункт 5
пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ
«О ветеранах»).
Социальная
поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том
числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4
пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах»),
Меры
социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по
состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22
Федерального закона «О ветеранах»).
В
соответствии со ст. 3 Закона Ульяновской
области от 29.09.2015 №132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий
граждан в Ульяновской области» лицам, имеющим звание «Ветеран труда», при
достижении ими возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо в случае
назначения им в соответствии с Федеральным законом
от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой пенсии ранее
достижения этого возраста вне зависимости от прекращения осуществления ими
трудовой или иной оплачиваемой деятельности предоставляются следующие меры
социальной поддержки, в частности право на получение ежемесячной денежной
компенсации расходов, связанных с внесением платы за коммунальные услуги, в
размере 50 процентов указанной платы.
Как
указано выше, согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума
Верховного Суда Российской Федерации, в совокупный доход одиноко проживающего
гражданина включаются, в том числе денежные выплаты, предоставляемые гражданам
в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных
услуг.
Таким
образом, представленный ответчиком расчет субсидии, с которым согласился суд
первой инстанции, соответствует Правилам предоставления субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении
субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Довод
апелляционной жалобы, о том, что денежная компенсация на оплату жилого
помещения не должна включаться в его совокупный доход, основан на неверном
толковании норм права и подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, судом первой
инстанции к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Ульяновское
областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения
«Единый областной центр социальных выплат». В соответствии с Уставом
учреждения, осуществление функции перерасчета субсидии в его полномочия не
входит, данное учреждение не принимает решения о назначении субсидии на оплату жилых помещений и
коммунальных услуг, при таких обстоятельствах, решение суда в части
неразрешения исковых требований к данному ответчику подлежит отмене, с принятием
решения об отказе в удовлетворении исковых требований Дмитриева В.А. к
Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании действий
незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет размера
предоставляемой субсидии.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без
изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14
апреля 2025 года отменить в части неразрешния исковых требований к Ульяновскому
областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения
«Единый областной центр социальных выплат».
В удовлетворении требований Дмитриева Владимира Алексеевича
к Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной
защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании
действий незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет размера
предоставляемой субсидии отказать, в остальной части решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу Дмитриева Владимира Алексеевича
- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2025 года.