Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсационная выплата
Документ от 23.09.2025, опубликован на сайте 15.10.2025 под номером 121643, 2-я гражданская, об обязании произвести единовременную компенсационную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0024-02-2025-000037-89

Судья         Шапарева И. А.                                                                      Дело № 33-3849/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской  области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2025 года, по гражданскому делу               № 2-2-78/2025, по которому постановлено:

 

Исковые требования Манохина Андрея Владимировича к ГУЗ  «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт», Министерству    здравоохранения Ульяновской  области   о  возложении   обязанности   подачи  заявки   на  включение  в  реестр должностей  медицинских работников,  заключении договора  и  выплате   единовременной  компенсации,  удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Новоульяновская  городская больница им. А.Ф. Альберт» подать заявку в Министерство здравоохранения  Ульяновской  области  на  включение  в  реестр должностей,   при  замещении которых осуществляются  единовременные  компенсационные    выплаты на  2025   год, -   должности   ***   поликлинического  отделения ГУЗ «НГБ  им.  А.Ф.  Альберт».

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области заключить  договор  о  предоставлении Манохину Андрею  Владимировичу   единовременной    компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., в соответствии с  Постановлением Правительства Российской  Федерации   от   26.12.2017  года  №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и выплатить Манохину Андрею Владимировичу    единовременную  компенсационную  выплату.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Государственное учреждение здравоохранения «Новоульяновская  городская больница им. А.Ф. Альберт» Карповой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  пояснения представителя Манохина А.В. – Любавиной Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Манохин А.В. обратился в  суд  с  иском   к  ГУЗ  «Новоульяновская  городская    больница  им.  А.Ф. Альберт» (далее ГУЗ «НГБ  им  А.Ф. Альберт»), Министерству здравоохранения  Ульяновской  области   о  возложении  обязанности  подачи  заявки  на  включение  в  реестр должностей медицинских  работников,  заключении  договора  и  выплате   единовременной  компенсации.

Требования мотивировал тем,  что  с  ***   он  трудоустроен  в  ГУЗ «Новоульяновская  городская больница им  «А.Ф.  Альберт»  на  должность ***    поликлиники   на  ***   ставку    на  условиях    полного  рабочего    дня,  что    подтверждается   трудовым  договором  ***   на  неопределенный срок!%. *** он обратился в Министерство здравоохранения Ульяновской области с заявлением о выплате ему единовременной    компенсационной выплаты,  предусмотренной  Постановлением   Правительства   РФ  от 26.12.2017 №1640. *** Распоряжением  Министерства  здравоохранения    Ульяновской области №*** ему было отказано в  предоставлении   единовременной  компенсационной  выплаты в  размере 1 000 000 руб. по причине отсутствия    должности  ***   поликлиники   в  программном    реестре  должностей   на  2024 год. Реестром, утвержденным Министерством здравоохранения Ульяновской  области от *** « ***   на 2024 год предусмотрены 3 должности врачей, при замещении которых   осуществляется единовременная  компенсационная  выплата  в  размере 1 000 000 руб.: врач- хирург хирургического отделения,  травмотолог- ортопед поликлиники, врач- педиатр участковой поликлиники. То есть  ГУЗ «Новоульяновская  городская    больница  им.  А.Ф. Альберт»   не  подавала    заявку   о  включении   в  программный   реестр   должностей   должности  ***    поликлиники. Полагает   действия    ГУЗ «Новоульяновская городская  больница  им.  А.Ф. Альберт»   о  непредставлении   заявки   в  Министерство   здравоохранения    о  включении   в  программный    реестр    должностей - должности *** поликлиники незаконными и  необоснованными, нарушающими его права на получение единовременной   компенсационной выплаты. Соответственно, распоряжение Министерства здравоохранения Ульяновской области №*** об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. полагает  незаконным  и   нарушающим   его  права   на получение единовременной компенсации, в связи с  чем  он  вынужден  обратиться  в  суд.

Истец          просил обязать Государственное учреждение здравоохранения   «Новоульяновская  городская больница  им.  А.Ф. Альберт»  подать  заявку  в  Министерство здравоохранения  Ульяновской  области  на  включение   в  реестр    должностей, при замещении которых осуществляются единовременные   компенсационные выплаты на 2025 год, - должности ***   поликлинического  отделения ГУЗ «НГБ  им.  А.Ф.  Альберт»; обязать Министерство    здравоохранения  Ульяновской   области   заключить  договор  о  предоставлении Манохину Андрею  Владимировичу  единовременной    компенсационной  выплаты   в  размере 1 000 000 руб., в соответствии с Постановлением Правительства    Российской  Федерации от 26.12.2017 №1640 «Об  утверждении государственной программы    Российской  Федерации «Развитие здравоохранения»  и  выплатить Манохину Андрею  Владимировичу  единовременную  компенсационную  выплату.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской   области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что принятие решения о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты является дискреционным полномочием Министерства здравоохранения Ульяновской области. Суд, обязав Министерство заключить договор и выплатить Манохину А.В. единовременную компенсационную выплату, фактически заменил собой орган исполнительной власти, нарушив принцип разделения властей. Полагает, что судом не была применена норма материального права, подлежащая применению. Подпунктом «а» пункта 5 Правил установлено требование выполнения всех условий, включая «Выполнение трудовой функции на должности, включённой в программный реестр должностей». Суд установил, что должность *** поликлиники не была включена в реестр на 2024 год, какие-либо заявки на внесение изменений в реестр должностей не подавались, при этом проигнорировал правовое последствие указанного, а именно: отсутствие оснований для обязательной выплаты и, следовательно, отсутствие обязанности Министерства заключать договор. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом было установлено, что приказом *** в штатное расписание ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф.Альберт» внесено изменение - заменена *** ставка *** отделения на *** ставку *** поликлиники. При этом из материалов дела следует, что штатная единица *** поликлиники по состоянию на 01.04.2024 была занята специалистом ***, находящейся в ***. Суд не дал оценки тому, что вакантной должности, подлежащей включению в реестр, на момент формирования реестра (01.04.2024) не существовало, а внесение изменений в штатное расписание приказом от *** не является основанием для ретроспективного внесения должности в программный реестр.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, *** Манохин А.В. обратился с заявлением на имя руководителя ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф.Альберт» о приеме на работу в  *** поликлиники  на  должность  ***  на ***  ставку    с  ***  (л.д. 42, т.1).

Приказом  *** Манохин А.В. принят на  работу с  ***     на должность *** поликлиники в  кабинет  **  поликлиники   на основное место работы, полная занятость, заключен  трудовой  договор  *** (л.д. 32, 40-41, т.1).

*** ГУЗ «НГБ им. А.Ф. Альберт» в адрес Министерства  здравоохранения  Ульяновской области был направлен пакет документов на ***    поликлиники Манохина А.В., в том числе заявление на предоставление   единовременной   компенсационной   выплаты   в  размере 1 000 000  рублей (л.д. 35, т.1).

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области №***   от *** ему было отказано в предоставлении единовременной  компенсационной  выплаты  в  размере 1 000 000   рублей  по  причине   отсутствия    должности ***  поликлиники  в  программном  реестре  должностей  на  2024 год (л.д. 26, т.1).

Истец, полагая отказ в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным,  указывая, что при трудоустройстве на работу в  ГУЗ «НГБ им. А.Ф. Альберт» на указанную должность он вправе претендовать на  компенсационную выплату по программе «Земский доктор», обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об  удовлетворении требований Манохина А.В.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, установлены в приложении № 5.

Согласно п. 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», условиями предоставления субсидии являются наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил (далее - единовременная компенсационная выплата), в следующих размерах: 1,5 млн. рублей для врачей врачебных амбулаторий, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения; в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

Согласно п. 6 данных Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику однократно по одному из оснований, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил.

Из содержания пункта 6 Правил следует, что федеральный законодатель различает основания, при которых единовременная компенсационная выплата должна быть выплачена медицинскому работнику и основания, когда уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты.

В подпункте «а» пункта 5 Правил содержатся основания для обязательной выплаты: 1) наличие гражданства Российской Федерации, 2) отсутствие неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), 3) прибытие (переезд) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, 4) заключение трудового договора с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, 5) выполнение трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил.

Согласно п. 3 Правил критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Утвержденный уполномоченным органом программный реестр должностей на очередной финансовый год представляется в Министерство здравоохранения Российской Федерации до 1 апреля текущего финансового года.

Примерным перечнем должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программным реестром должностей) в числе должностей специалистов с высшим медицинским образованием (врачи - специалисты) предусмотрен врач-хирург.

На  территории   Ульяновской  области    единовременные    компенсационные  выплаты    в  размере   от   0.5   млн    до 1.5  млн     медицинским    работниками   предоставляются   в  соответствии  с  Постановлением  Правительства  Ульяновской  области    от 08.11.2018  № 546- П  «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Ульяновской области».

Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Ульяновской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Манохина А.В., суд первой инстанции исходил из содержания Программы «Развитие здравоохранения» предусматривающей, что медицинские работники, переехавшие на работу в сельскую местность, где имеется нуждаемость в соответствующих специальностях врачей, имеют право претендовать на заключение договора на получение единовременной компенсационной выплаты с органами здравоохранения субъекта Российской Федерации, и данному праву работника корреспондирует обязанность будущего работодателя предоставить в орган здравоохранения субъекта сведения о вакантных должностях в соответствующем медицинском учреждении, нуждаемость ГУЗ «НГБ им. А.Ф. Альберт» во враче- хирурге поликлиники  подтверждена, в том  числе  приказом от  *** ***, при таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что в целях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» по повышению качества и доступности медицинской помощи, по ликвидация дефицита медицинских работников,  ГУЗ «НГБ  им.  А.Ф.  Альберт»  обязано было подать в Министерство здравоохранения Ульяновской области сведения о вакантной должности *** поликлиники для включения в программный реестр должностей, в данном случае бездействие ответчика нарушает права истца.

Судом установлено, что истец прибыл на работу в ГУЗ «НГБ им.  А.Ф.  Альберт», заключил трудовой договор на условиях полного рабочего дня, был принят на должность *** поликлиники.

Истец обосновывал свои требования тем, что при устройстве на работу в ГУЗ «НГБ  им.  А.Ф.  Альберт»  на вакантную должность ему обещали выплату по программе «земский доктор» в связи с переездом на работу в данный населенный пункт. Однако заявку на выплату в Министерство здравоохранения Ульяновской области больница не подала.

Из пояснений стороны ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что на данную выплату имеют права и другие врачи их лечебного учреждения, таким образом, в отношении истца нарушается принцип равноправия граждан, закрепленный ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, когда при наличии одних и тех же оснований, но в зависимости от воли работодателя, не связанной с наличием объективных обстоятельств (отсутствие вакантных должностей) одни работники имеют преимущества перед другими.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная  Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, предусматривает, что достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач, в том числе, повышения качества и доступности медицинской помощи, обеспечения устойчивости системы здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развития системы социально-гигиенического мониторинга.

В рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №  204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется ликвидация дефицита медицинских работников, повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.

В рамках Программы предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

В государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» отражены, в частности, мероприятия по развитию первичной медико-санитарной помощи, модернизации первичного звена здравоохранения и другие.

Именно для решения задач, указанных в Программе, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение № 5).

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований соглашается, поскольку они сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела, юридически значимые обстоятельства установлены верно.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что вакантной должности, подлежащей включению в реестр на момент формирования реестра (01.04.2024) не существовало, а внесение изменений в штатное расписание приказом *** не является основанием для внесения должности в программный реестр, не влечет отмену решения суда.  Как правильно указал суд первой инстанции  реестр формируется Министерством здравоохранения Ульяновской области из приоритетной потребности медицинских организаций в медицинских работниках, что следует из отзыва ответчика и представленных ответов Министерства.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда первой  инстанции не опровергают и несоблюдение принципа разделения властей не подтверждают.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения    Ульяновской  области  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 октября 2025 года.