Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Социальная выплата
Документ от 23.09.2025, опубликован на сайте 15.10.2025 под номером 121648, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2025-001911-47

Судья         Берхеева А.В.                                                                            Дело № 33-3822/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  23 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Лейкиной Светланы Александровны, Пимановой Зили Касымовны, Мягковой Ольги Николаевны, Кузьминой Ольги Владимировны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 мая                     2025  года, по гражданскому делу № 2-1287/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Лейкиной Светланы Александровны (***), Пимановой Зили Касымовны (***), Мягковой Ольги Николаевны (***), Кузьминой Ольги Владимировны (***) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН 7329028362) о признании права на получение специальной социальной выплаты,  понуждению к предоставлению реестра, удовлетворить частично.

Признать за Лейкиной Светланой Александровной, Пимановой Зили Касымовной, Мягковой Ольгой Николаевной,  Кузьминой Ольгой Владимировной право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024 года.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства направить реестры (документы) в  Отделение Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для  осуществления выплаты специальной социальной выплаты Лейкиной Светлане Александровне, Пимановой Зили Касымовне, Мягковой Ольге Николаевне,  Кузьминой Ольгой Владимировне за период с 01.03.2024 с в соответствии с выполняемой ими работой в соответствующие периоды.

В удовлетворении требований о признании права на получение специальной социальной выплаты, и направления реестров за период с 01.01.2023 по 28.02.2024 отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Лейкиной С.А., Пимановой З.К., Мягковой О.Н., Кузьминой О.В. – Суворовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы истцов,   судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Лейкина С.А., Пиманова З.К., Мягкова О.Н., Кузьмина О.В.  обратились в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждению к предоставлению реестра.

Требования мотивировали тем, что они работают в *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России: Лейкина С.А.  с *** в должности ***, Пиманова З.К. с *** в должности ***, Мягкова О.Н. с *** в должности ***, Кузьмина О.В. с *** в должности ***. В соответствии с п.п. «д» и «з» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568  они имеют право на получение с 01.01.2023 по  настоящее время социальной выплаты, назначаемой  среднему и младшему медицинскому персоналу.  Однако работодателем сведения в отношении них в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата за период с 01.01.2023 по настоящее время  не выплачивалась.

Просили признать за ними право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023; обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестры) в отношении истцов для назначения и выплаты им специальной социальной выплаты  за период с 01.01.2023.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом было установлено, что Лейкина С.А. с *** переведена в *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в ***. Пиманова 3.К., Мягкова О.Н., Кузьмина О.В. работают там же в качестве ***.

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, должность Лейкиной С.А. относится к среднему медицинскому персоналу, а должности Пимановой 3.К., Мягковой О.Н. и Кузьминой О.Н. - к младшему медицинскому персоналу. Основными трудовыми обязанностями сотрудника *** являются прием и очистка медицинских изделий, упаковка, комплектация и загрузка в стерилизаторы. Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности в центральном *** в основные трудовые обязанности сотрудников не входит оказание медицинской помощи. Также, помещение ***, которое является непосредственным местом трудовой деятельности истцов, не предназначено для оказания медицинской помощи.

В апелляционной жалобе Лейкина С.А., Пиманова 3.К., Мягкова О.Н., Кузьмина О.Н.  не соглашаются с решением суда,  в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждении к предоставлению реестра за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, считают его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просят его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В обосновании жалобы, указывают, что в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, исполняя свои обязанности в должности *** в *** ФГБУ ФНКЦИРиО ФМБА России, они, в силу своих должностных обязанностей выполняли работы по стерилизации инструмента, перевязочных материалов, спецодежды как для отделений стационара, так и для поликлиник и дневного гинекологического стационара, а, следовательно, они участвовали в оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в том числе по базовой и территориальной программе ОМС. Указанное место работы с 01.01.2023 являлось основным местом работы истцов, *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориальному признаку прикрепленному населению ***. Всем врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу поликлиник *** ФГБУ ФНКЦИРиО ФМБА России, для которых, в том числе истцы осуществляла услуги по стерилизации, специальная социальная выплата была назначена и выплачивалась с 01.01.2023 года в соответствии с подпунктами «б», «е», «и», «з» пункта 2 Постановления Правительства № 2568 от 31.12.2022. Таким образом, истцы в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, относились к среднему и младшему персоналу и имели право на получение специальной социальной в соответствии с подпунктами «д», «з»  пункта 2 Постановления Правительства № 2568 от 31.12.2022 соответственно занимаемой должности.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Из положений пункта 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011                  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022                         № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, а также утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – Правила).

В силу подпунктов «д», «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц (п.»д»); младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц (п. «з»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 01.09.2024, внесены изменения в абзац 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, согласно которым с 01.01.2023 специальная социальная выплата установлена медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 подпункты «д», «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 также изложены в новой редакции: средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р (п. «д»); младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р (п. «з»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Согласно пункту 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Из пункта 2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее – реестр).

Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.

В случаях, когда в 1 квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Лейкина  С.А. состоит в трудовых отношениях  в должности *** *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА с ***. Пиманова З.К. состоит в  трудовых отношениях в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА с ***. Мягкова О.Н. состоит в трудовых отношениях в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА с ***. Кузьмина О.В. состоит в трудовых отношениях в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА с ***.

Лейкина С.А., Пиманова З.К., Мягкова О.Н., Кузьмина О.В., полагая, что   имеют право на специальную социальную выплату в соответствии с подпунктами «д», «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 за период с 01.01.2023 по настоящее время, обратилась в суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования и признавая за истцами право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственной медицинской организацией на территории г. Димитровграда Ульяновской области, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению г. Димитровграда Ульяновской области, с 01.03.2024 вследствие внесенных в подпункт «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изменений право на специальную социальную выплату возникло у среднего медицинского персонала центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального                    медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.  и младшего медицинского персонала центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р.

Признание за истцами права на получение специальной социальной выплаты с 01.03.2024 послужило основанием для возложения на ФГБУ ФНКЦРиО                ФМБА России обязанности направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестр) для назначения и производства специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.03.2024.

При этом в удовлетворении исковых требований о признании права на специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 по 28.02.2024 судом первой инстанции отказано, поскольку занимаемые истцами должности не входили в перечень лиц, имеющих право на дополнительную социальную поддержку, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, до 01.03.2024.

С выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании за истцами права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023 по 28.02.2024 и производных требований о понуждении направить документы (реестр) в отношении медицинских работников для производства спорной выплаты судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д.225-242, т.1) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2 устава).

Предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований (пункт 3.2 устава).

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное                      медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями (пункт 5 Положения).

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и                       медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Принцип невозможности распространения действия вновь принятых правовых положений на ранее возникшие отношения закреплен в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Придание обратной силы закону относится к исключительной прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую норму на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения в действие, т.е. придать закону обратную силу, при этом либо в тексте закона, либо в правовом акте о порядке его вступления в силу содержится специальное указание о таком действии во времени.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в законную силу со дня его официального опубликования (21.03.2024) и распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2024 (за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением).

Принимая во внимание, что Правительство Российской Федерации предусмотрело право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 путем внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343, в котором обратная сила постановления распространяется на правоотношения только с 01.03.2024, правовых оснований для признания за истцами права на получение спорной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 у суда первой инстанции не имелось.

То обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, не влечет назначение истцам специальной социальной выплаты с 01.01.2023 по 28.02.2024, поскольку истцы не относятся к медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, а также оказывающим первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющему диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Доказательств оказания истцами первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (как указано в части 6 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») в материалы дела не представлено.

Учитывая, что в период с 01.01.2023 по 28.02.2024 истцы не относились ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части у суда первой инстанции не имелось.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о признании за  Лейкиной С.А., Пимановой З.К., Мягковой О.Н. и Кузьминой О.В.  права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024.

Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены в статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», к которым отнесено обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

Базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь,  в том числе в случаях новообразования (пункт 2 части 8 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Согласно положениям части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:                                1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается                          врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011                    № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Исходя из совокупности приведенных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, законодатель предоставляет меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты при наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть медицинским работником (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность должна соответствовать должностям, определенным в номенклатуре должностей; 2) медицинский работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования; 3) в должностные обязанности медицинских работников непосредственно входит оказание медицинской помощи.

В данном случае обстоятельством, подлежащим проверке, является установление того, оказывалась ли истцами с 01.03.2024 медицинская помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Между тем таких обстоятельств по настоящему делу не усматривается.

Как следует из материалов дела, Лейкина С.А. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в качестве ***, ее трудовые функции определены трудовой инструкцией, в соответствии с п.2.1, 2.2 должностной инструкции *** обеспечивает бесперебойную работу центрального стерилизационного отделения, обеспечивает рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЦСО, а также технического персонала, для чего составляет графики работы и отпусков, ведет и своевременно (в установленные сроки) подает в бухгалтерию табель учета рабочего времени, обеспечивает своевременное замещение медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу, контролирует работу медицинских сестер и санитарок, немедленно устраняет выявленные недостатки в работе, контролирует ежегодное прохождение диспансеризации сотрудниками ЦСО (л.д.103-105, т.1). Таким образом, Лейкина С.А. осуществляя должностные обязанности по основному месту работы в должности *** не относится к категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования или территориальных программ обязательного медицинского страхования, кроме того, в ее должностные обязанности  не входит оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара, также она не работает с врачами, которые перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 как имеющие право на специальную социальную выплату.

Истцы Пиманова З.К., Мягкова О.Н., Кузьмина О.В.  состоят в  трудовых отношениях с ответчиком в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА.

В соответствии с должностными обязанностями должны знать и неукоснительно выполнять требования руководящих документов, регламентирующих правила санитарно-противоэпидемического режима при организации сбора, временного хранения, транспортировки и обеззараживания отходов различных классов опасности в учреждении, ежедневно контролировать наличие необходимого дневного запаса одноразовой упаковочной тары, дезинфицирующих средств и других расходных материалов, используемых при обращении с отходами, знать места первичного и промежуточного сбора отходов в подразделении, правила эксплуатации технологического оборудования, применяемую технологию обеззараживания отходов класса Б и В, контролировать исправность работы оборудования, проводить дезинфекцию и мытье после освобождения от отходов многоразовых емкостей и технологического оборудования (л.д.143-144, т.1). Истцы не закреплены за конкретными врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, при исполнении должностных обязанностей истцы не имеют контакта с пациентами.

Таким образом, доказательств оказания истцами медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования в материалы дела не представлено.

Поскольку истцы, работая в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА, не участвуют в базовой либо территориальной программах обязательного медицинского страхования, не осуществляют оказание гражданам медицинской помощи, необходимая для установления ежемесячной специальной социальной выплаты совокупность условий не достигнута,  у них отсутствует право на указанную специальную социальную выплату с 01.03.2024.

Доводы апелляционной жалобы истцов, что они имеет право на получение специальной социальной выплаты в силу подпунктов «д» и «з» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024, их должности относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу ФМБА, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку специальная социальная выплата установлена категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, что при рассмотрении настоящего спора не установлено.

Учитывая, что в период с 01.03.2024 истцы не относились ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, решение суда в части удовлетворения исковых требований Лейкиной С.А. Пимановой З.К., Мягковой О.Н., Кузьминой О.В. не может быть признано законным и подлежит отмене в данной части в соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ.

В отмененной части по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лейкиной С.А., Пимановой З.К., Мягковой О.Н., Кузьминой О.В. к  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России о признании права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 за период с 01.03.2024, возложения обязанности направить в ОСФР по Ульяновской области реестры (документы) для осуществления указанной специальной социальной выплаты отказать.

В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы истцов не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 мая                     2025  года в части признания за Лейкиной Светланой Александровной, Пимановой Зилей Касымовной, Мягковой Ольгой Николаевной, Кузьминой Ольгой Владимировной права на получение специальной социальной выплаты за период с 01.03.2024 и возложения обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства направить реестры (документы) в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления специальной социальной выплаты Лейкиной Светлане Александровне, Пимановой Зиле Касымовне, Мягковой Ольге Николаевне, Кузьминой Ольге Владимировне за период с 01.03.2024 отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Лейкиной Светланы Александровны, Пимановой Зили Касымовны, Мягковой Ольги Николаевны, Кузьминой Ольги Владимировны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о признании права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.03.2024 и возложения обязанности направить реестры (документы) в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления данной специальной социальной выплаты за период с 01.03.2024 отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лейкиной Светланы Александровны, Пимановой Зили Касымовны, Мягковой Ольги Николаевны, Кузьминой Ольги Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 октября 2025 года.