Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсия со снижением возраста
Документ от 07.10.2025, опубликован на сайте 13.10.2025 под номером 121676, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-001625-86

Судья Царапкина К.С.                                                                          Дело № 33-3972/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      7 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Синчуговой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                                    Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2025 года с учетом определения того же суда от 2 июня 2025 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-1502/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Акимовой Надежды Юрьевны удовлетворить частично.

Признать за Акимовой Надеждой Юрьевной право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 18.06.1990.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Акимовой Надежде Юрьевне пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 23.02.2025.

В удовлетворении остальной части требований Акимовой Надежде Юрьевне отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения  Акимовой Н.Ю., ее представителя – адвоката Большаковой С.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Акимова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование иска указала, что 27.01.2025 обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.02.2025 № *** ей отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не ранее, чем за месяц до достижения возраста 54 лет, с чем она не согласна. С 10.10.1984 по 18.06.1990 она постоянно проживала в *** в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В указанный период обучалась в *** (в настоящее время - *** (далее – ОГКОУ «***»), что подтверждается справкой общеобразовательного учреждения от 27.07.2022. Просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в период с 10.10.1984 по 18.06.1990 в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 27.01.2025.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки, в том числе на снижение пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеют только те граждане, которые постоянно работали (проживали) на территории с льготным социально-экономическим статусом. Периодическое нахождение на загрязненной территории не дает права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста. Кроме того, факт проживания (работы) на загрязненной территории должен подтверждаться документально. Отмечает, что до 01.02.1998 ****** относились к зоне с льготным социально - экономическим статусом. Для подтверждения права на досрочное назначение пенсии по старости Акимова Н.Ю. представила справку от 01.08.2024 № ***, выданную ***, о регистрации в зоне с льготным социально-экономическим статусом в *** в период с 21.03.1990 по 03.08.1990, с 25.08.1992, штамп о снятии с регистрационного учета отсутствует. Справкой от 31.07.2024 № ***, выданной ***, подтверждается регистрация истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в *** в период с 08.08.1990 по 16.06.1992. Согласно справке от 21.11.2023, выданной Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г. Ульяновска, Акимова Н.Ю. была зарегистрирована в *** с 25.05.1992 по 05.08.2003. Согласно справке от 27.07.2022, выданной ОГКОУ «***», истец в период с 10.10.1984 по 18.06.1990 обучалась в ***. В ответе на запрос ОГКОУ «***» указало, что *** в названный период являлась образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием, однако сведения о регистрации Акимовой Н.Ю. в домовых книгах отсутствуют. В связи с этим период учебы истца в ОГКОУ «*** принять в зачет не представляется возможным, поскольку имело место обучение в школе-интернате, а не документальный факт регистрации и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Иных документов, подтверждающих проживание (работу) на территории радиоактивного загрязнения, Акимовой Н.Ю. не представлено. Таким образом, на основании представленных документов, продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом у истца составляет 7 лет 7 месяцев 19 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 1 год по статье 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом, показания свидетелей не могут служить доказательствами проживания Акимовой Н.Ю. на территории радиоактивного загрязнения, поскольку характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

В возражениях на апелляционную жалобу Акимова Н.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.01.2025 Акимова Н.Ю. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации № 1244-1) (л.д. 31-32).

Решением ОСРФ по Ульяновской области Акимовой Н.Ю. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом; истцу рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением возраста на 1 год не ранее, чем за месяц до достижения возраста 54 года (л.д. 32-33).

Указанным решением ответчика определена продолжительность проживания Акимовой Н.Ю. в зоне с льготным социально-экономическим статусом  - 7 лет 7 месяцев 19 дней (с 21.03.1990 по 03.08.1990, с 08.08.1990 по 16.06.1992, с 25.08.1992 по 31.01.1998), что дает истцу право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 только на 1 год.

Период обучения Акимовой Н.Ю. в *** (в настоящее время - ***») с 10.10.1984 по 18.06.1990 не засчитан истцу в стаж проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Считая отказ во включении в стаж проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, периода проживания и учебы в ***, Акимова Н.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.

Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено, что гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.

В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р населенные пункты Карсун и Сухой Карсун Карсунского района Ульяновской области были включены в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, и отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, населенные пункты *** с 01.02.1998 не относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п.109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н, постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Пунктом 18 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 №538н, установлено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).

Согласно справке ОГКОУ «***» от 27.07.2022 № *** Акимова (К***) Н.Ю. действительно обучалась в *** в период с 10.10.1984 (приказ от 10.10.1984 № ***) по 18.06.1990 (приказ от 18.06.1990 № ***). *** в указанный период являлась образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием (л.д. 14).

Указанная справка выдана на основании алфавитной книги обучающихся, книги приказов.

Как пояснила Акимова Н.Ю. в суде апелляционной инстанции, в *** она была определена как сирота в связи со смертью родителей, отец погиб в *** году, мать умерла в *** году. В *** она проживала круглосуточно и постоянно, в том числе в период каникул, поскольку иного места жительства не имела. После окончания данной школы она сразу вышла замуж.

Допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции свидетели Е*** Л.Н., Ф*** Г.Н., обучавшиеся вместе с истцом в *** и являющиеся в настоящий момент получателями пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1, подтвердили факт обучения и постоянного проживания Акимовой Н.Ю. в школе-интернате в период с 26.04.1986 по 18.06.1990.

Таким образом, факт постоянного проживания и учебы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом установлен судом на основании совокупности доказательств как письменных (справка образовательного учреждения), так и устных (пояснения истца и показания свидетелей).

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2025 года  с учетом определения того же суда от 2 июня 2025 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев                 со дня изготовления мотивированного апелляционного определения                                           в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.10.2025.