Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание отказа в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий
Документ от 30.09.2025, опубликован на сайте 10.10.2025 под номером 121687, 2-я гражданская, об обжаловании отказа в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                            У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2025-001797-02

Судья Просвирнов Г.Е.                                                                    Дело № 33а-3999/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        30 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Картюковой Веры Петровны на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23 апреля 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 июля 2025 года, по делу № 2а-1735/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Картюковой Веры Петровны к Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение  отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                        пояснения представителя Картюковой В.П. – Шабанова С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Картюкова В.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади, возложении обязанности по постановке на учет качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование административного иска указано на то, что она является инвалидом *** группы, с *** года состоит на диспансерном учете в                                     ГКУЗ «***», страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание (приказ Минздрава России №987н от 29.11.2012).

Она обратилась в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от *** (протокол №***) ей отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как она не является малоимущей. Считает данное решение комиссии незаконным и необоснованным. Административным ответчиком не было принято во внимание её заболевание и отсутствие у неё жилья, пригодного для проживания.

Просила признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от *** (протокол №***) и обязать административного ответчика повторно рассмотреть обращение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.  

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Картюкова В.П. просит решение суда отменить, признать незаконным отказ комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от ***.

В обоснование жалобы указывает на то, что пыталась реализовать свое право на предоставление жилого помещения в целом, поскольку никакого жилья, где она могла бы проживать, у неё не имеется.

Картюкова В.П. обращалась в администрацию города Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не как малоимущая, а как лицо, относящееся к иным категориям граждан, право, на жилое помещение которого, предусмотрено федеральным законодательством, а именно как инвалид второй группы.

С *** года она состоит на диспансерном учете в ГКУЗ «***», страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание (приказ Минздрава России №987н от 29.11.2012).

Ссылается на то, что в доме, расположенном по адресу: ***, где она ранее проживала и была зарегистрирована, сейчас проживать не представляется возможным. В доме отсутствует газ, электричество, вода, отопление. В фундаменте дома имеются трещины, рушатся стены.

На протяжении многих лет не имеет определенного места жительства, она вынуждена скитаться по родным и знакомым, не имея своего жилища.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 10.12.2024 Картюкова В.П. обратилась в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке (л.д. 41).

Указанное заявление зарегистрировано 16.12.2024.

26.12.2024 начальником Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска по итогам рассмотрения указанного обращения Картюковой В.П. дан ответ (исх. ***), согласно которому у органа местного самоуправления отсутствуют основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку Картюкова В.П. не является малоимущей (л.д. 41 оборот).

Не согласившись с ответом начальника УМС администрации города Ульяновска, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для удовлетворения заявленных по настоящему делу требований, поскольку поступившее в адрес Управления обращение Картюковой В.П. рассмотрено должностным лицом в пределах компетенции, по существу поставленных в обращении вопросов дан мотивированный ответ, что применительно к доводам обращения свидетельствует о соблюдении требований действующего законодательства. Каких-либо неправомерных действий, нарушающих права и охраняемые законом интересы административного истца административными ответчиками не совершено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 7, частью 1 статьи 9 и пунктами 1 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что обращение Картюковой В.П. рассмотрено должностным лицом в пределах компетенции, по существу поставленных в обращении вопросов в установленный срок дан мотивированный ответ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилья незаконным.

В апелляционной жалобе административный истец Картюкова В.П., выражая несогласие с решением суда, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что она как лицо, имеющее заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний и не имеющее пригодное для проживания жилое помещение, имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилья  вне зависимости от признания малоимущим.

Указанные доводы на законность правильного по существу судебного решения по настоящему спору повлиять не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении норма материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание малоимущим и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Согласно части 3 названной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма также могут предоставляться иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентируется предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения также предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам (независимо от права, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение) жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, то есть указанные граждане должны быть признаны малоимущими, состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Кроме того, отнесение административного истца к категории «инвалид» с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, также не предоставляет права административному истцу состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в отрыве от признания его малоимущим.

Оспариваемым решением административного ответчика установлено, что Картюкова В.П. не может быть признана малоимущей.

Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядок определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма в случаях, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, установлены Законом Ульяновской области №83-ЗО от 06.06.2007 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма», в соответствии с которым признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления.

В силу пункта 3 части 5 статьи 3 Закона Ульяновской области № 83-ЗО основанием для отказа в признании малоимущим является установление превышения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размера дохода одиноко проживающего гражданина и (или) стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, над размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размером дохода одиноко проживающего гражданина и (или) стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, установленным в соответствующем муниципальном образовании Ульяновской области в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Постановлением главы города Ульяновска от 18.08.2006 № 3431 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими» установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в сумме, не превышающей величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области.

Комиссия установила, что Картюкова В.П. не является малоимущей. Малоимущими признаются граждане, у которых среднемесячный доход составляет не более 1,3 размера прожиточного минимума (17 648,8 руб.), среднемесячный доход Картюковой В.П. за последние 12 месяцев составлял 21 585 руб.

Таким образом, административный истец не признавалась органом местного самоуправления малоимущей, не относится к иной категории граждан, имеющих право на получение жилья по договору социального найма независимо от материального положения.

При таких обстоятельствах, административному истцу обосновано было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Иные доводы жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены решения в апелляционном порядке.

Таким образом судом первой инстанции обоснованно установлено отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований, так как оспариваемый ответ соответствует нормам закона, нарушения прав административного истца не установлено.

При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для отмены судебного решения не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23 апреля 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 июля 2025 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Картюковой Веры Петровны                               без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.10.2025