Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение страховой пенсии по старости
Документ от 07.10.2025, опубликован на сайте 24.10.2025 под номером 121708, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить досрочно пенсию по старости со снижением пенсионного возраста в связи с рождением и воспитанием троих детей до достижения ими возраста 8 лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0009-01-2025-000320-85

Судья Жучкова Ю.П.                                                                      Дело № 33-4034/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        7 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-227/2025 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2025 года, по которому постановлено:

исковые требования Курбатовой Мавлюды Борисовны (паспорт ***) удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) назначить Курбатовой Мавлюде Борисовне досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 4 июня 2025 года.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Курбатова М.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 05.05.2025 Курбатова М.Б. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 16.05.2025 № *** ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимых условий для установления пенсии – требуемого количества детей, рожденных на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижении возраста 60 лет. С вынесенным решением ОСФР по Ульяновской области Курбатова М.Б. не согласна, поскольку пенсионным органом установлено, что она достигла необходимого возраста, ее страховой стаж составляет 28 лет 08 месяцев 11 дней, условие по наличию необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента соблюдено. Требований о рождении и воспитании трех детей на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР пенсионное законодательство не содержит. Не является основанием для отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости денонсирование с 01.01.2023 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», а также отсутствие между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан договора в области пенсионного и социального обеспечения, поскольку указанное Соглашение применялось лишь по вопросам учета стажа в целях определения размера пенсии и не охватывало другие элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии. Иного договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в области пенсионного и социального обеспечения не заключалось. Более того, ребенок был рожден в СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, куда наряду с другими входили союзные советские Республики РСФСР и Узбекская ССР.

Курбатова М.Б. просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области досрочно назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.06.2025.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального права. Обращает внимание, что первый ребенок истца – Ф*** А.Х. не была рождена на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР. В соответствии с действующим пенсионным законодательством при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР. До 01.01.2023 пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Республики Узбекистан, регулировалось Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Согласно Федеральному закону от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившему в силу 30.06.2022, Российская Федерация прекратила свое участие в названном Соглашении с 01.01.2023, соответственно, с указанной даты между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан отсутствует договор или соглашение относительно пенсионного обеспечения.

В возражениях на апелляционную жалобу Курбатова М.Б., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013                    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013                            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Перечень необходимых для назначения пенсии документов утвержден приказом Минтруда Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Согласно подпунктам «в», «г» пункта 12 настоящего перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 данного перечня, необходимы документы (сведения) о рождении ребенка (детей) (пункты 1, 1.1, 1.2 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»), о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (пункты 1, 1.1, 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Украиной, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992  денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01.01.2023.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Курбатова М.Б., *** года рождения, является гражданкой Российской Федерации и матерью троих детей У*** (Ф***) А*** Х***, *** года рождения, уроженки ***, К*** Н*** С***, *** года рождения, уроженки ***, Т*** О*** А***, *** года рождения, уроженца *** (л.д. 7-10).

05.05.2025 Курбатова М.Б. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 41-43).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 16.05.2025 № *** Курбатовой М.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимых условий для установления пенсии – требуемого количества детей, рожденных на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР.

Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 60 лет (л.д. 15-16, 36-37).

Продолжительность страхового стажа Курбатовой М.Б. составляет                             28 лет 8 месяцев 11 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 42,952.

Причиной отказа в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» послужило отсутствие в настоящее время международного договора (соглашения) в области пенсионного обеспечения между Российской Федерации и Узбекистаном, ввиду чего факт рождения и воспитания детей на территории Узбекистана не учитывается при досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Не соглашаясь с решением ОСФР по Ульяновской области от 16.05.2025 № ***, указывая на наличие права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Курбатова М.Б. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что условиями назначения страховой пенсии по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является факт рождения у женщины трех детей и воспитавшей их до достижения возраста 8 лет, в совокупности с условиями достижения возраста 57 лет, страхового стажа 15 лет, при этом требования о рождении и воспитании трех детей до достижения им возраста 8 лет на территории Российской Федерации или РСФСР Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрены.

Установив, что Курбатова М.Б. родила троих детей и воспитывала их до                  8 лет, достигла возраста 57 лет и имеет необходимую продолжительность стажа и величину ИПК, суд возложил на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с 04.06.2025.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Прекращение действия с 01.01.2023 Соглашения от 13.03.1992 в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения правильно признано судом не влияющим на правоотношения сторон, поскольку им не регулировались вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих детей, а регламентировались вопросы назначения пенсий иностранным гражданам, проживавшим на территории государств-участников данного Соглашения, а также учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств и на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения, исчисления пенсий из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

После денонсации Российской Федерации Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством.

В настоящее время между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан отсутствует международный договор (соглашение) в области пенсионного обеспечения.

Вместе с тем действующее национальное пенсионное законодательство, а именно пункт 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не содержит нормы, предусматривающий обязательное рождение женщиной и воспитание ею ребенка до 8 лет именно на территории Российской Федерации.

Сведений о том, что Курбатова М.Б. была лишена родительских прав в отношении рожденных ею детей, не установлено.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что Курбатова М.Б. достигла установленного возраста ***, в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является лицом, родившим и воспитавшим троих детей до достижения ими 8 лет, имеет страховой стаж более 15 лет и размер ИПК более 30, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права – 04.06.2025 у суда первой инстанции не имелось.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, прекращение действия Соглашения от 13.03.1992 не могло повлиять на право Курбатовой М.Б., родившей троих детей, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при наличии у нее совокупности условий, предусмотренных для назначения пенсии по указанному основанию.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области                                                    от 18 июня 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                     Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев   со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.10.2025