Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании решения незаконным, приизнании права на снижение пенсионного возраста и понуждении к назанчению пенсии
Документ от 30.09.2025, опубликован на сайте 15.10.2025 под номером 121712, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, приизнании права на снижение пенсионного возраста и понуждении к назанчению пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2025-002061-82                                   

Судья Иренева М.А.                                                                              Дело №33-3882/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  30 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре Синчуговой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2025 года, с учетом определения от 8 июля 2025 года об исправлении описок, по гражданскому делу № 2-1321/2025, по которому постановлено:

исковые требования Летюшевой Елены Александровны удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области №*** от 22.01.2025 об отказе в назначении Летюшевой Елене Александровне пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

Признать за Летюшевой Еленой Александровной право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 21.01.1997.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Летюшевой Елене Александровне страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 16.12.2024.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Летюшевой Е.А. и ее представителя Медянцевой Т.В., которые полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Летюшева Е.А. обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

Требования были мотивированы тем, что она родилась в с. Ч*** Инзенского района Ульяновской области. В период с 01.09.1980 по 20.06.1990 обучалась в средней школе, в этом же селе была зарегистрирована до 31.08.1990. 01.09.1990 она поступила в К*** , которое окончила 21.05.1991.

В период обучения в *** проживала в общежитии в р.п. К***, который относится к территории с социально-экономическим статусом.

После окончания училища она вернулась домой, 23.11.1996 вышла замуж и постоянно проживала в с. Ч*** до 21.01.1997, затем выехала на постоянное место жительства в г. Д***.

Таким образом, с 26.04.1986 по 21.01.1997 она постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а поэтому в силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года и назначение пенсии с 52 лет.

25.11.2024 она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении ей пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с указанной нормой.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 22.01.2025 ей в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

При этом в данном решении ответчика указано, что населенный пункт Ч*** Инзенского района Ульяновской области не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р.

С данным решением она не согласна, поскольку в указанном Перечне допущена опечатка в наименовании населенного пункта Ч***, этот населенный пункт поименован как К***.

В связи  с  этим просила признать решение ОСФР по Ульяновской области от 22.01.2025 незаконным, обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 16.12.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований в части включения периодов проживания с 26.04.1986 по 18.10.1989 и с 01.09.1990 по 21.05.1991 в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что в период с 26.04.1986 по 18.10.1989 отсутствует документально подтвержденный факт регистрации, проживания или работы истца  в зоне с льготным социально-экономическим статусом -  в с. Ч*** Инзенского района Ульяновской области. Период регистрации истца в зоне радиоактивного загрязнения с 01.09.1990 по 21.05.1991 также не может быть учтен, поскольку совпадает с периодом ее обучения за пределами с. Ч*** Инзенского района Ульяновской области в К***. 

В возражениях на апелляционную жалобу Летюшева Е.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003             № 23 «О судебном решении»).

Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991  № 1244-1  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны со льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются данные нормы закона, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Гражданам проживавшим (работавшим) на территории с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р село К*** Инзенского района Ульяновской области и районный поселок К*** Карсунского района Ульяновской области были включены в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 указанные населенные пункту с 01.02.1998 не относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Из материалов дела следует, что 25.11.2024 истец Летюшева Е.А., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицо, проживавшее на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 22.01.2025 истцу в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

При этом в данном решении пенсионного органа указано, что в случае установления тождественности населенных пунктов Ч*** и К*** Инзенского района Ульяновской области период проживания Летюшевой Е.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 6 лет 6 месяцев 13 дней (с 19.10.1989 по 31.08.1990 и с 22.05.191 по 21.01.1997), что даст ей  право на снижение пенсионного возраста только на 1 год.

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Летюшева Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Установив, что фактически на территории Инзенского района Ульяновской области в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 существовал только один населенный пункт со схожим наименованием – село Ч***, населенного пункта К*** на территории указанного района не имелось, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о доказанности факта постоянного проживания (работы) истца Летюшевой Е.А. в период с 26.04.1986 по 21.01.1997 в населенных пунктах Ч*** и К***, которые относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Поскольку общая продолжительность проживания истца Летюшевой Е.А. на территориях с льготным социально - экономическим статусом составляет более 8 лет, что в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года,  суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на назначении пенсии по достижению возврата 52 лет, в связи с чем возложил на ОСФР по Ульяновской области назначит ей пенсию с 16.12.2024.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о несогласии с решением суда в данной части являются несостоятельными.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, в частности положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ № 958н от 28.11.2014, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в спорные периоды с 26.04.1986 по 18.10.1989 и с 01.09.1990 по  21.05.1991 истец Летюшева Е.А. постоянно проживала в населенных пунктах, отнесенных законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Факт проживания истца в указанные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом  подтверждается собранными, по делу доказательствами.

В частности, факт проживания истца с 26.04.1986 по 18.10.1989  в с. Ч*** Инзенского района Ульяновской области подтверждается свидетельством о рождении истца; свидетельством  о  неполном среднем  образовании; аттестатом   о  среднем  образовании; справкой,  выданной МБОУ «Ч***»; копиями приказов о зачислении в 1-й класс и об окончании школы; справкой, выданной администрацией МО «К***» Инзенского района Ульяновской области; похозяйственной книгой; журналом учета населения с. Ч*** и с. К***; картой прививок Ч*** ФАП ГУЗ «Инзенская городская больница».

Факт проживания истца 01.09.1990 по  21.05.1991 в районном поселке К*** подтверждается аттестатом, выданном К***; справкой О***»; поименной книгой К***.

Оценка представленных в материалы дела доказательств относительно проживания истца в спорные периоды на территории с льготным социально-экономическим статусом произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности.

Само по себе несогласие  ответчика с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного судебного решения.

Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют их позицию  при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2025 года, с учетом определения от 8 июля 2025 года об исправлении описок, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.10.2025.