Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение 17.15
Документ от 09.10.2025, опубликован на сайте 17.10.2025 под номером 121722, Админ. 1 пересмотр, ст.17.15 ч.2.1 КоАП РФ, Отменено с прекращением производства

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Поладова Ю.Е.                                                                 Дело № 12-109/2025

73RS0001-01-2025-004186-66

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                9 октября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Сайгин Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Забураевым Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Токарь Сергея Валерьевича на постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2025 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Ульяновска (дело №5-161/2025),

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 30.07.2025 администрация города Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Токарь С.В. не соглашается с постановлением судьи районного суда, полагает его подлежащим отмене, а производство по делу прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что администрацией предпринимаются меры для исполнения судебного решения, однако ввиду отсутствия необходимого финансирования в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» исполнить требование судебного пристава-исполнителя не представилось возможным.

Указывает, что администрации города Ульяновска не отстраняется от исполнения, вступившего в законную силу решения суда.

Полагает, что деяние администрации города Ульяновска следует переквалифицировать с части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку администрация города Ульяновска не является лицом, причинившим вред окружающей среде.

Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска Токарь С.В.  изложена в жалобе. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.

Изучив доводы ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части, касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу, что срок обжалования постановления судьи не пропущен, в связи с чем заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, выслушав защитника администрации г.Ульяновска Токарь С.В., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прихожу к следующему.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что решением судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 22.10.2015, вступившим в законную силу 01.12.2015, на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» (в настоящее время администрация города Ульяновска) возложена обязанность возместить вред, причиненный почвам как объекту окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на общей площади 1478 кв.м. на территории муниципального образования  «город Ульяновск»  на земельном участке, расположенном  в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны водного объекта - реки Волга, северо-восточнее территории  парка «Прибрежный» (в районе спуска к реке Волга)  в 390 м. севернее дома №19 по проспекту Академика Филатова в Заволжском районе г. Ульяновска путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных  работ за счет средств  Муниципального образования  «город Ульяновск», в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

07.07.2016 возбуждено исполнительное производство, в рамках которого должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было, в связи с чем постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 02.08.2016 с должника взыскан исполнительский сбор.

Постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 22.12.2023 администрация города Ульяновска привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вступило в законную силу 09.01.2024. Штраф не оплачен.

29.08.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области вынесено постановление о назначении очередного срока исполнения судебного решения до 30.10.2024, которое получено должником 30.08.2024.

31.10.2024 составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава не исполнено.

По данному факту 27.06.2025 судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано выше, постановлением судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 30.07.2025 администрация города Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Вместе с тем в настоящее время имеются основания для отмены постановления судьи и прекращения производства по делу.

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными, поскольку воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Федеральным законом от 31.07.2025 №272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения:

1) часть 1 статьи 105 после слов «о взыскании исполнительского сбора» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 112 настоящего Федерального закона,»;

2) часть 5 статьи 112 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.».

Указанные изменения вступили в законную силу 11.08.2025.

Согласно приведенным нормам с указанной даты исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено, в том числе по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.

Одновременно Федеральным законом от 31.07.2025 №273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 17.15 дополнена частью 1.3 следующего содержания: «Неисполнение должником - органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления или государственным (муниципальным) казенным учреждением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.».

Анализ взаимосвязанных положений Федеральных законов от 31.07.2025 №272-ФЗ и №273-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении должников - органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, не исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, введена специальная норма (часть 1.3), по которой ответственности подвергаются только должностные лица указанных органов и учреждений.

Таким образом, норма, устанавливающая ответственность должников – юридических лиц, не исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, предусмотренная частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, прекратила свое действие с 11.08.2025 в отношении указанных органов и учреждений, поскольку они исключены из числа субъектов, в отношении которых подлежит взысканию исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответственно, из числа субъектов ответственности по указанной норме.

При этом специальная норма (часть 1.3 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) также не предусматривает ответственности указанных органов и учреждений.

Учитывая, что по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрация города Ульяновска привлечена, поскольку ранее на нее был наложен штраф за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, дальнейшее ее привлечение по рассматриваемому делу по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обусловлено первоначально вынесенным в ее отношении постановлением о взыскании исполнительского сбора, что исключает в настоящее время ее ответственность в виду вышеуказанных обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 30.07.2025, вынесенное в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению по основаниям, установленным пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.3 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

решил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от
30 июля 2025 года, вынесенное в отношении администрация города Ульяновска по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                        Н.В. Сайгин