Печать
Закрыть окно
Судебный акт
17.15
Документ от 09.10.2025, опубликован на сайте 17.10.2025 под номером 121743, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Навасардян В.С.                                                     Дело № 7-742/2025

73RS0012-01-2025-000591-83                                                                           

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                              9 октября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Сенюты Михаила Романовича на постановление врионачальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов от 19 мая 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (дело №12-948/2025),

 

установил:

 

постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов от 19 мая 2025 года администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Мелекесский район») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от        10 июля 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, глава администрации МО «Барышский район» Сенюта М.Р. не соглашается с вынесенными постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению. 

В обоснование жалобы указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности ввиду того обстоятельства, что исполнительное производство было возбуждено 14 декабря 2022 года и срок исполнения решения истек 19 декабря 2022 года.

Ссылается на отсутствие вины в неисполнении судебного решения.

Подробно позиция главы администрации МО «Барышский район» Сенюты М.Р.  изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что деяние администрации МО «Мелекесский район» квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Так, вступившим в законную силу решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2022 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда  от 8 ноября 2022 года, на администрацию МО «Мелекесский район» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №3, путем устройства специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также имеющей ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, оборудовать 154 места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по поименованным в решении адресам, а также оборудовать 11 мест (площадок) путем установления ограждений с трех сторон высотой не менее 1 метра специальных площадок для контейнеров, расположенных по поименованным в решении адресам (л.д. 41-43).

29 декабря 2022 года в отношении администрации МО «Мелекесский район» в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 47).

Как указано выше, постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 19 мая 2025 года администрация МО «Мелекесский район» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от            10 июля 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.

Вместе с тем в настоящее время имеются основания для отмены постановления судьи и прекращения производства по делу.

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными, поскольку воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Федеральным законом от 31 июля 2025 года №272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения:

1) часть 1 статьи 105 после слов «о взыскании исполнительского сбора» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 112 настоящего Федерального закона,»;

2) часть 5 статьи 112 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.».

Данные изменения вступили в законную силу 11 августа 2025 года.

С указанной даты часть 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» изложена в следующей редакции Федерального закона №272-ФЗ: «В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 112 настоящего Федерального закона, и устанавливает должнику новый срок для исполнения».

Соответственно, часть 5 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом пункта 10, добавленного Федеральным законом №272-ФЗ, изложена в следующей редакции: «Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения».

Таким образом, исходя из приведенных норм, с указанной даты исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено, в том числе по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.

Одновременно Федеральным законом от 31 июля 2025 года №273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 17.15 дополнена частью 1.3 следующего содержания: «Неисполнение должником - органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления или государственным (муниципальным) казенным учреждением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.».

Анализ взаимосвязанных положений Федеральных законов от 31 июля
2025 года №272-ФЗ и №273-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении должников - органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, не исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, введена специальная норма (часть 1.3), по которой ответственности подвергаются только должностные лица указанных органов и учреждений.

Таким образом, норма, устанавливающая ответственность должников – юридических лиц, не исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, предусмотренная частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, прекратила свое действие с 11 августа 2025 года в отношении указанных органов и учреждений, поскольку они исключены из числа субъектов, в отношении которых подлежит взысканию исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответственно, из числа субъектов ответственности по указанной норме.

При этом специальная норма (часть 1.3 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) также не предусматривает ответственности указанных органов и учреждений.

В материалах дела об административном правонарушении сведений об исполнении администрацией города Ульяновска постановления о назначении административного штрафа не имеется.

В соответствии с  пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление 19 мая 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июля 2025 года, вынесенные в отношении администрации МО «Мелекесский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению по основаниям, установленным пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.3 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

решил:

 

постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 19 мая 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июля 2025 года, вынесенные в отношении администрации МО «Мелекесский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                            В.Г. Буделеев