У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0002-01-2025-002726-28
Судья Бойкова О.Ф.
Дело № 33а-4151/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
7 октября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Берхеевой
Г.И., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тонкова
Александра Владимировича на
решение Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 26
мая 2025 года по делу № 2а-2266/2025, которым постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления Тонкова
Александра Владимировича, действующего в интересах несовершеннолетнего ***,
к судебному приставу - исполнителю ОСП по ВАП по г. Ульяновску Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Дорофеевой Елене
Александровне, Микка Елене Николаевне, Управлению Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области о признании постановления о возбуждении
исполнительного производства незаконным - отказать.
Заслушав доклад
судьи Берхеевой Г.И., пояснения административного ответчика судебного пристава - исполнителя ОСП по ВАП
по г. Ульяновску Управления Федеральной службы судебных приставов по
Ульяновской области Микка Е.Н., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Тонков А.В.
обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю
ОСП по ВАП по г. Ульяновску УФССП России по Ульяновской области
Дорофеевой Е.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании
постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным.
В обосновании
требований указал на то, что *** судебным приставом-исполнителем Дорофеевой
Е.А. было возбуждено исполнительное производство на основании заявления
Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка»
(далее – ОГКУСО «Детский дом-интернат
для умственно отсталых детей «Родник» в
с. Максимовка»).
Считает, что не
указание ОГКУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в
с. Максимовка» в заявлении о возбуждении исполнительного производства
реквизитов своего банковского или казначейского счета, на которые следует
перечислять взысканные денежные средства, нарушает права и законные интересы
ребенка ***
Административный
истец просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя
Дорофеевой Е.А. о возбуждении исполнительного производства от 2 апреля 2025
года.
К участию в деле в
качестве административных соответчиков были привлечены: УФССП России по
Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Ульяновску
УФССП Росси по Ульяновской области Микка Е.Н., в качестве заинтересованных лиц:
ОГКУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка», Тонкова Н.А.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Тонков А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по
делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы
указывает на то, что вывод суда о принадлежности ребенку-инвалиду расчетного
счета противоречит пункту 2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации
от 30 июня 2021 года № 204-И «Об открытии, ведении и
закрытии банковских счетов и счетов по вкладам «депозитам», поскольку расчетный
счет не может быть открыт ребенку-инвалиду.
В судебное заседание
кроме административного ответчика судебного пристава - исполнителя Микка Е.Н.,
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с
учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с частью
2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для
административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции
обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного
дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Нарушения такого
характера не были допущены судом.
Судом установлено и
следует из материалов дела, что 2 апреля 2025 года в СП по ВАП по г. Ульяновску УФССП
России по Ульяновской области поступил электронный исполнительный лист от ***,
номер ***.|
Предмет исполнения -
взыскание с Тонковой Н.А. в пользу ОГКУСО «Детский дом-интернат для умственно
отсталых детей «Родник» в с. Максимовка»
алиментов на содержание сына *** *** года рождения, в размере 1/6 части всех
видов заработка и/или иного дохода, и
одновременно в твердой денежной сумме в размере 6748 рублей, что составляет 0,5
величины прожиточного минимума для
детей, установленного постановлением Правительства Ульяновской области от 28
августа 2023 года №445-П «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области от 28 августа 2023 года №445-П «Об
установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2024 год»,
ежемесячно до достижения совершеннолетия *** с перечислением алиментов в
дополнительный офис *** Ульяновского отделения № *** в *** на счет № ***
(реквизиты банка ИНН ***, БИК ***, КПП ***,к/с
***, р/с ***).
Размер алиментов в твердой денежной
сумме подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума
для детей, установленной в Ульяновской
области, с периодическими платежами (л.д. 40).
*** на основании
приведенного выше электронного исполнительного листа судебным приставом -
исполнителем ОСП по ВАП по г. Ульяновску УФССП
России по Ульяновской области Дорофеевой Е.А. возбуждено исполнительное
производство №*** в отношении должника Тонковой Н.А.(л.д. 41-43).
Данные
обстоятельства послужили основанием для обращения истца с административным
иском.
Суд первой инстанции,
отказывая в удовлетворении заявленных требований, установив, что судебный
пристав-исполнитель действовала в соответствии требованиями Федерального закона
от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве», исполнительный документ выдан Ульяновским районный судом Ульяновской
области, оснований для отказа в принятии исполнительного документа у судебного
пристава отсутствовали, пришел к
выводу о законности оспариваемого постановления судебного
пристава-исполнителя.
Оснований не
согласиться с приведенными выводами суда у судебной коллегии не имеется,
поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и
объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам
материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной
жалобы судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании
закона и установленных по делу обстоятельств.
Задачами
исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение
судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных
законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в
целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций
(статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве»).
Исполнительное
производство осуществляется на принципах законности, а также своевременности
совершения исполнительных действий и применения мер принудительного характера (пункты
1, 2 статья 4 Федерального закона «Об
исполнительном производстве»).
Правильным
исполнением судебных актов по смыслу приведенной нормы является исполнение
судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании
которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное
производство.
Как вытекает из
содержания пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном
производстве», в исполнительном документе должна быть указана резолютивная
часть решения суда, содержащая требование о возложении на должника обязанности
по совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от
совершения определенных действий.
Судебный пристав-исполнитель, организация или
иное лицо принудительно взыскивают алименты в том же порядке, в каком
принудительно взыскиваются алименты по исполнительному листу, выдаваемому на
основании судебного решения (статья 9
Федерального закона об исполнительном производстве). Одновременно с
исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором
указываются: реквизиты банковского счета, на который следует перечислять
денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные
средства; фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность
взыскателя-гражданина; наименование, ИНН или код иностранной организации,
государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический
адрес взыскателя - юридического лица
Из систематического
толкования приведенных законоположений следует, что судебный
пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебного акта должен
требовать исполнения его в точном соответствии с выданным исполнительным
листом.
В силу положений статьи
13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118 Федерального закона
«О судебных приставах», сотрудник органов принудительного исполнения обязан
использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать
в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 6
Федерального конституционного закона от 31
декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в
законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без
исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат
неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 30 Федерального закона
«Об исполнительном производстве», исполнительное производство возбуждается на
основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Исчерпывающий
перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства
установлен в статье 31 Закона об исполнительном производстве.
С учетом изложенного
судебная коллегия считает выводы суда правомерными, поскольку судебный
пристав-исполнитель, принимая оспариваемое постановление, исходил из
основополагающих норм права.
Суд правомерно
отклонил доводы административного истца в части не указания реквизитов для перечисления
алиментов на открытый в кредитной организации счет на территории Российской
Федерации. Как верно указал суд и с чем соглашается судебная коллегия,
непосредственно самим исполнительным документом
определен расчетный счет, на который необходимо перечислять взыскиваемые
алименты. Данный счет принадлежит *** и находится в ОГКУСО «Детский
дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка».
Кроме того, как
следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное
судопроизводство направлено на восстановление нарушенного права
административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и
4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В системном
толковании процессуального закона решение о признании действий (бездействия)
незаконными своей целью также преследует восстановление прав административного
истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о
том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом
принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения
прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их
осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации
законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее
административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд удовлетворяет административное
исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия)
судебного пристава-исполнителя, если установит, что оспариваемое постановление
действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а
также не соответствует нормативным правовым актам. При отсутствии хотя бы
одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть
признаны незаконными (пункт 1 части 2 статья 227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации).
Указанная
совокупность условий при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не установлена.
Доводы, изложенные в
апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца в суде первой
инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств. Все
юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные
доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда
соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и
процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 26 мая 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Тонкова Александра Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 13 октября 2025 года.