УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-000477-38
Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33-4097/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
14 октября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-943/2025 по апелляционной жалобе представителя Фунтиковой Натальи Николаевны
– Васиной Елены
Геннадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 марта
2025 года, по которому постановлено:
в
удовлетворении иска Фунтиковой Натальи Николаевны к ОСФР по Ульяновской области
о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении
периодов в стаж, возложении обязанности назначить пенсию отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Фунтиковой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Фунтикова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в
назначении пенсии, включении периодов в стаж, досрочном назначении страховой
пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 05.08.2024
Фунтикова Н.Н. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о
назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи
30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением
ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024 № *** ей отказано в досрочном
назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой
продолжительности страхового стажа и требуемой величины индивидуального
пенсионного коэффициента. При этом в страховой стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период обучения в *** с
01.09.1995 по 19.01.1999, период работы в *** с 20.01.1999 по 29.05.2015 и
периоды ухода за детьми, *** года рождения, и *** года рождения. С решением
пенсионного органа она не согласна.
С учетом уточненных исковых требований Фунтикова Н.Н. просила суд
установить факт ее проживания на территории *** в период с 11.05.2014 и выезд с
вышеуказанной территории в июне 2015 года, признать отказ ОСФР по Ульяновской
области в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 18.11.2024
незаконным, обязать ОСФР по Ульяновской области включить в страховой стаж для
назначения досрочной страховой пенсии по старости период обучения в *** с
01.09.1995 по 19.01.1999, период работы в *** с 20.01.1999 по 29.05.2015,
периоды ухода за детьми с апреля 1999 года по
январь 2001 года и с апреля 2005 года по январь 2007 года, признать за
ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 03.09.2024
(л.д. 4-8, 206-207).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Фунтиковой Н.Н. –
Васина Е.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об
удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с
нарушением норм материального и процессуального права. С 22.04.1999 Фунтикова
Н.Н. проживала по адресу: ***, откуда вынужденно выехала 12.06.2015 на
территорию Российской Федерации в связи военными действиями и существующей
реальной угрозой для жизни. 22.06.2015 Фунтиковой Н.Н. оформлено свидетельство
о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации сроком
действия до 29.05.2018, а 05.10.2019 получено Российское гражданство.
Проживание на территории *** в период с
11.05.2014 по 31.12.2022 позволяет применить положения Федерального
закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного
социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской народной Республики, Запорожской области и Херсонской
области» и включить заявленные периоды в подсчет стажа при оценке права на
досрочное назначение по старости.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Выслушав пояснения
истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность
применения судом норм материального и процессуального права при вынесении
решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Как следует из части 1
статьи 8 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65
и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений,
предусмотренных приложением 6
к настоящему Федеральному закону).
Пунктом
1 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» предусмотрено, что страховая
пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при
наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по
достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет
и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и
в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее
половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность
страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8
настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за
каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Согласно
части 2
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности)
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в
соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной
работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
федерального закона,
могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством,
действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы
(деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
В
целях реализации положений статей 30
и 31
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством
Российской Федерации принято постановление
от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия но старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее –
постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Согласно
подпункту «а»
пункта 1 данного постановления при определении стажа на
соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по
старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах, применяются:
список № 1
производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах,
на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в
которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях,
утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об
утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей,
дающих право на льготное пенсионное обеспечение»,
список № 1
производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с
вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на
государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный
постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении
списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право
на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для
учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Позицией
12300000-24577
раздела XIX «Учреждения здравоохранения» Списка № 1, утвержденного
постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены
рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и
флюорографических кабинетах.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации
от 16.07.2014 № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30
и 31
Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с
применением Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно
абзацу
первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27
и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №
516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного
рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными
правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как
следует из содержания пункта 5
Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О
порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и
показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О
государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми
условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается
выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80
процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время
выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников,
выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения
ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации
оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ,
производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В силу части 2 статьи
14 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые
предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и
обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений
индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения
содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для
установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, 05.08.2024 Фунтикова Н.Н., ***
года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых
пенсиях» (л.д. 79-82).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024 № ***
Фунтиковой Н.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 1
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового
стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 12-15,
75-77).
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях», и в страховой стаж засчитан период работы с 01.02.2016 по
04.08.2024 (08-06-04) в должности рентгенлаборанта рентгенологического кабинета
в ***.
В страховой стаж также засчитан период работы с 08.07.2015
по 31.01.2016 (00-06-24) в ***.
В страховой стаж не засчитаны периоды:
с 01.09.1995 по 19.01.1999 – обучение в ***,
с 20.01.1999 по 29.05.2015 – работа в ***
периоды ухода за детьми, *** года рождения, *** года
рождения.
Основанием для отказа в зачете указанных периодов при
определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
послужило отсутствие подтверждения постоянного проживания истца на территории ***
по состоянию на 30.09.2022 и в период с 11.05.2014 по 29.09.2022.
Фунтикова
Н.Н. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного
пенсионного страхования 23.06.2015 (л.д. 65).
По
состоянию на дату обращения (05.08.2024) у Фунтиковой Н.Н. продолжительность
стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет
8 лет 6 месяцев 4 дня (при требуемой 7 лет 6 месяцев), продолжительность
страхового стажа – 9 лет 28 дней (при требуемой не менее 15 лет), величина
индивидуального пенсионного коэффициента – 19,246 (при требуемой – 28,2).
Не согласившись с решением ОСФР по Ульяновской области от
18.11.2024 № ***, Фунтикова Н.Н. обратилась в суд с настоящим исковым
заявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых
требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия сведений о постоянном
проживании Фунтиковой Н.Н. на территории *** на день принятия в Российскую
Федерацию Донецкой Народной Республики (30.09.2022), а также оснований для
применения Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях
пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на
территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Запорожской области и Херсонской области».
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом
суда первой инстанции.
В
соответствии с частью 1
статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях
пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на
территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Запорожской области и Херсонской области» граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением
в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат,
устанавливаемых к пенсии.
Постоянное
проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной
Республики или Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014 по
29.09.2022, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с
24.02.2022 по 29.09.2022, выехавшего в эти периоды за пределы указанных
территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих
государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации
о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством
о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом,
выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным
органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений)
(часть 3
статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях
пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на
территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Запорожской области и Херсонской области»).
Таким
образом, Федеральный закон
от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного
социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской
области», вступивший в силу с 01.03.2023, устанавливает особый порядок
реализации прав граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по
состоянию на 30.09.2022 на территории, в том числе ***, в период с 11.05.2014
по 29.09.2022 включительно и выехавших за пределы указанных территорий в Российскую
Федерацию, на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также создает условия для организации индивидуального
(персонифицированного)
учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно трудовой книжке Фунтиковой Н.Н. 20.01.1999 она
принята на должность медицинской сестры терапевтического приема поликлиники,
05.01.2001 – переведена на должность рентгенлаборанта, 29.05.2015 – уволена по
собственному желанию (л.д. 84).
Из представленных УМВД России по Ульяновской области в
материалы дела документов (л.д. 26-50) следует, что Фунтикова Н.Н. с 28.12.2018
зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***!. Ульяновск, пер. Хлебный
д. 5!%; на территорию Российской Федерации прибыла 13.06.2015, прежнее место
жительства: ***. Решением от 05.10.2019 Фунтикова Н.Н. принята в гражданство
Российской Федерации.
По запросу судебной коллегии пенсионным органом
представлена справка УМВД России по Ульяновской области от 27.05.2025, согласно
которой подтверждается регистрация Фунтиковой Н.Н. по месту жительства в период
с 22.04.1999 по 15.10.2019 на территории ***.
Принимая во внимание изложенное, Фунтикова Н.Н. прибыла на
территорию Российской Федерации из *** (в настоящее время – ***), стала
гражданином Российской Федерации, что дает ей право в соответствии с
Федеральным законом
от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного
социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской
области» претендовать на включение в подсчет стажа при определении возможности
досрочного назначения страховой пенсии по старости заявленных периодов.
Вместе с тем оснований для отмены обжалуемого судебного
акта в настоящее время не имеется.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.08.2025
Фунтиковой Н.Н. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» с учетом положений Федерального закона
от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного
социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской
области» с 03.09.2024.
Выплата недополученной пенсии за период с 03.09.2024 по
31.08.2025 произведена на расчетный счет истца, открытый в АО «***» в размере
226 834 руб. 96 коп.
При определении права на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в подсчет стажа ей включены периоды с 01.09.1995 по
19.01.1999 – обучение в ***, с 20.01.1999 по 29.05.2015 – работа в ***.
С 21.06.1999 по 20.12.2000 ей установлена величина
пенсионного коэффициента – 2,7 за период ухода за ребенком, *** года рождения,
до исполнения им возраста полутора лет.
Период ухода за ребенком, *** года рождения, не засчитан в
индивидуальный пенсионный коэффициент в связи с тем, что для более высокого
размера пенсии ей выгоднее засчитать суммы страховых взносов за период работы с
01.01.2002 по 29.05.2015.
Повторное
включение одних и тех же периодов в один и тот же вид стажа пенсионным
законодательством не предусмотрено.
Поскольку
защите подлежит нарушенное право (статья 3
ГПК РФ), а нормы Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривают возможности
повторного включения периодов работы, если ранее они уже были учтены при
расчете стажа, оснований для повторного зачета спорных периодов в подсчет стажа
при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и
повторного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» с 03.09.2024 у судебной коллегии не имеется, в связи с чем
решение суда не подлежит отмене.
Вследствие
того, что постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории ***
подтверждается сведениями (документами), выданными федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел (его территориальным органом), при решении вопроса о досрочном
установлении Фунтиковой Н.Н. страховой пенсии по старости ОСФР по Ульяновской области
направлены запросы в УМВД России по Ульяновской области с просьбой подтвердить
постоянное проживание на территории *** по состоянию на 30.09.2022 или в период
с 11.05.2014 по 29.09.2022, вместе с тем до принятия решения от 18.11.2024 № ***
ответ не поступил. Учитывая, что необходимые обстоятельства по спору
установлены непосредственно при судебном разбирательстве, подтверждение
постоянного проживания истца на территории *** от уполномоченного органа
поступили после принятия решения ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024,
правовые основания для признания в настоящее время решения пенсионного органа
незаконным отсутствуют.
Требование об установлении факта постоянного проживания на
территории *** в период с 11.05.2014 по июнь 2015 года не является
самостоятельным исковым требованием, в связи с чем правомерно расценено судом
как обоснование иска о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31
марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фунтиковой
Натальи Николаевны – Васиной Елены Геннадьевны – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через
Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
17.10.2025