Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании условий содержания ненадлежащими
Документ от 30.09.2025, опубликован на сайте 17.10.2025 под номером 121829, 2-я гражданская, о признании действий(бездействий) незаконными,выразившиеся в нарушении условий содержания в камере ШИЗО, взыскать денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2025-001137-41

Судья Котельникова С.А.                                                             Дело № 33а-4112/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    30 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре  Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                       Шайдуллова Азата Зайдятовича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 апреля 2025 года по делу № 2а-890/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения Шайдуллова А.З., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным иском  к  Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области) о признании действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с 27 ноября 2024 года по 12 декабря 2024 года, с 19 декабря 2024 года по 3 января 2025 года, с       4 февраля 2025 года по 24 февраля 2025 года содержался
в камере ШИЗО № 003/2. Условия его содержания не соответствовали установленным требованиям. Полагал, что  не была обеспечена приватность санузла, поскольку  его камера просматривалась из соседнего здания фабрики. Стол  в его камере имел  неровности,  из-за которых невозможно было писать на бумаге, принимать пищу. Лист бумаги на  столе не умещался.

Камера  не была оборудована  горячим водоснабжением, отсутствовал кипятильник и емкость  для получения горячей воды, за исключением кружки. Он  вынужден совершать омовение, гигиенические процедуры, уборку, холодной водой.

Надлежащая вентиляция и достаточное освещение  также отсутствовали.

Просил признать действия ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области по необеспечению надлежащими условиями содержания незаконными, выплатить компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 руб.

Судом в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, для дачи заключения – прокурор.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шайдуллов А.З. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что в решении суда изложены недостоверные сведения о том, что осужденным приносят кипяток, имеется электрический чайник. Показания свидетелей  не соответствуют реальным обстоятельствам.

Отмечает, что условия его содержания не соответствовали установленным требованиям: не была обеспечена приватность санузла, отсутствовало горячее водоснабжение,   вентиляция и  освещение не соответствовали  установленным санитарным нормам.  При этом наличие открывающейся форточки на окне не дает основания полагать, что у него был доступ к свежему воздуху. Решение суда  от        12 марта  2024 года о возложении обязанности по обеспечению горячим водоснабжением подтверждает факт нарушения его прав.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области просит решении суда оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия для заявителя (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами                 уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего, в том числе, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шайдуллов А.З., осужденный приговором Ульяновского областного суда от 16 июня 2009  года к *** с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, прибыл в ПФРСИ ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области  и в периоды   с 27 ноября 2024 года по 12 декабря 2024 года, с 19 декабря 2024 года по    3 января 2025 года, с 4 февраля 2025 года по 24 февраля 2025 года содержался в камере № 003/3 (л.д. 44, 45 том 1).

Вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2024 года по делу № 2а-637/2024                               на ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета ФСИН России устранить выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе,  оборудовать камеры №№ 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, карцера №№ 001/3, 002/3, 003/3 режимного корпуса № 3 ПФРСИ ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области горячим водоснабжением в соответствии с требованиями  пункта 2.2 СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, пунктами 19.3 и 19.5 Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и       жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля                  2016 года № 245/пр (л.д. 46-51 том 1).

Ссылаясь на то обстоятельство, что условия содержания в камере № 003/3            ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области являлись ненадлежащими,  что нашло свое подтверждение, в том числе,  в вышеуказанном решении суда от 12 марта 2024 года, Шайдуллов А.З. обратился в суд с настоящим иском.

Принимая по делу решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шайдулловым А.З. не представлено надлежащих  доказательств в обоснование заявленных требований о нарушении его прав действиями  административного ответчика   в указанные в административном иске периоды.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Согласно статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный имеет право на обеспечение необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий.

В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного иска, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.

Следовательно, не каждое, а лишь существенное несоответствие условий содержания в исправительном учреждении требованиям законодательства создает бесспорную правовую презумпцию причинения вреда лицу, в отношении которого такие нарушения допущены, то есть право на присуждение компенсации не является абсолютным, должно быть установлено невосполненное нарушение прав заключенного, что усматривается из совокупности положений статей 226, 227 и 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2024 года по делу № 2а-637/2024 действительно установлено, что в камере штрафного изолятора, в которой содержался административный истец, отсутствовало горячее водоснабжение в нарушение требований пункта 2.2 СанПиН 2.1.3678-20, который    указывает на то, что здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.

Вместе  с тем, несоответствие вышеуказанного помещения санитарным и строительным правилам  в части обеспечения горячим водоснабжением, безусловно не свидетельствует о противоправном бездействии административного ответчика, при этом суд  первой инстанции верно сослался на тот  факт, что отсутствие подведения коммуникаций систем горячего водоснабжения к умывальникам камер
соответствовало строительным требованиям, действовавшим в период  проектирования и строительства режимного корпуса.

При этом из обстоятельств,  установленных судом первой  инстанции, следует, что администрация исправительного учреждения принимала меры к обустройству бытовых условий осужденного с обязательным обеспечением горячей водой.

Так,  судом первой инстанции на основании показаний свидетеля *** установлено то, что в спорный временной период вода подогревалась с использованием электрического чайника, выдавалась  лицам, находящимся в исправительном учреждении,  по  просьбе последних. Оснований  не доверять показаниям  указанных должностных лиц, вопреки доводам жалобы, у судебной коллегии не имеется.

Кроме того, из материалов дела следует, что помывка лиц, находящихся в исправительном учреждении,  осуществлялась в банно-прачечном  комплексе два раза в неделю согласно  графику работы банно-прачечного комплекса, утвержденного начальником ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области (л.д. 29 том 1).

Судом первой инстанции  также  верно указано на отсутствие  обстоятельств, указывающих на нарушение условий приватности  в камере № 003/3.

Как следует  из материалов дела,  в частности, фото- и видеоматериалов, указанное помещение оборудовано чашей «Генуя»,  перегородкой высотой 1 м, окном-форточкой; требования  пункта 5 примечания к приложению №1 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и ШИЗО» (далее -  приказ № 512) соблюдены (л.д. 55, 83 том 1).   

Довод  жалобы о том, что помещение  камеры просматривается из расположенного рядом с исправительным учреждением  здания, носит характер предположения и опровергается  показаниями допрошенных свидетелей.

Отсутствие дефектов и  соответствие стола, установленного  в камере № 003/3, требованиям приказа № 512 подтверждается представленными фотоматериалами.  

Согласно  протоколам измерений от 24 октября 2024 года, 18 февраля           2025 года, составленным ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», температура и скорость движения воздуха,   относительная влажность в  помещении камеры № 003/3 соответствовали допустимым нормам. Нарушений  требований СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» не выявлено (л.д. 30, 33 том 1).

Освещенность указанного помещения  также соответствовала установленным нормам, что подтверждается протоколами  измерений  от 24 октября 2024 года  и от    18 февраля 2025 года (л.д. 31, 32  том 1).

Доказательств, подтверждающих ухудшение состояния  здоровья административного истца  ввиду ненадлежащих условий его содержания в камере      № 003/3, при рассмотрении настоящего дела не представлено. 

Отсутствие обращений Шайдуллова А.З. по факту ненадлежащих условий  его содержания в камере № 003\3 в заявленный период подтверждается  справкой начальника канцелярии ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области от 24 марта 2025 года, оснований не доверять которой не имеется (л.д. 26 том 1).

Ссылка  в жалобе на письмо  Ульяновской прокуратуры  по надзору  за соблюдением законов  в исправительных учреждениях области от 21 августа           2024 года изложенные в  оспариваемом решении выводы  суда первой инстанции не опровергает,  поскольку предметом  рассмотрения являлся  период нахождения административного истца в исправительном учреждении после указанной даты.

Реализуя принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, суд первой инстанции, подвергнув детальному анализу обстоятельства дела, хронологию событий, верно распределил бремя доказывания и учел, что формальный подход недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, при этом административный ответчик доказал правомерность своих действий, отсутствие наступления негативных последствий и существенного нарушения прав и законных интересов Шайдуллова А.З., требующих судебного восстановления в заявленном им объеме, поэтому доводы жалобы следует признать несостоятельными.

Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении административного истца, причинении ему глубоких физических или психических страданий не установлено.

Поскольку   материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух правовых условий: незаконности действий (бездействия)    административных ответчиков и реального нарушения при этом прав административного истца, являющихся лишь в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований, как это предусмотрено пунктом 1              части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то правовые основания для удовлетворения административного             иска Шайдуллова А.З. о признании незаконным  бездействия (действий) в    нарушении условий  его содержания,  о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении у суда первой инстанции отсутствовали. 

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 апреля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шайдуллова Азата Зайдятовича   без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2025 года.