УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Рыбаков И.А.
Дело №7-803/2025
73RS0012-01-2025-000743-15
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
16 октября 2025 года
Судья Ульяновского областного
суда Сайгин Н.В.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи
Чичкиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника Мишагина Сергея Ивановича – Томаровой Анны Сергеевны на постановление государственного
инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 19 июня 2025
года и решение судьи Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 1 августа 2025 года, вынесенные в отношении Мишагина Сергея Ивановича по части 5 статьи 12.21.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (дело №12-1-179/2025),
установил:
постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 19.06.2025 Мишагин С.И. привлечен к административной ответственности
по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, ему назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере
525 000 рублей.
Решением судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 01.08.2025 указанное постановление
изменено, переквалифицированы действия Мишагина С.И.
с ч.3 ст.12.21.1 КоАП
РФ (ред. Федерального закона от 04.08.2023 №425-ФЗ) на ч.5 ст.12.21.1 названного
Кодекса (в редакции Федеральный закон от 07.07.2025 №209-ФЗ) со снижением
назначенного административного наказания
в виде административного штрафа до 450
000 рублей.
В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд,
защитник Мишагина
С.И. – Томарова А.С. не соглашается с вынесенными
постановлением должностного лица административного органа и решением судьи
районного суда, полагает их подлежащими отмене.
В обоснование жалобы указывает, что Мишагин
C.И. не является
субъектом правонарушения, поскольку принадлежащий ему автомобиль находился во
владении иного лица – ***., что подтверждается договором аренды транспортного
средства от 10.03.2025.
Согласно п.2.1.2 договора аренды, Мишагин
С.И. принял на себя обязательства оплачивать обязательные платежи в счет
возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования
федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную
максимальную массу свыше 12 тонн, и п.2.2.6 обязался компенсировать данные
расходы.
Указывает на нарушение порядка осуществления весового
контроля транспортных средств, поскольку имеются сомнения в работе исправности
АПВГК, в связи с тем, что *** двигался в момент фиксации правонарушения на
транспортном средстве с пустым кузовом, что следует из фотоматериала.
Подробно позиция защитника Мишагина
С.И. – Томаровой А.С. изложена в жалобе.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии
с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав Мишагина
С.И., его защитника Томарову А.С., поддержавших
жалобу в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние Мишагина
С.И. верно квалифицировано по ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ,
предусматривающей административную ответственность за движение тяжеловесного и
(или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых
габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50
сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или
допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не
более 50 процентов без специального разрешения, за исключением случаев,
предусмотренных ч.3 ст.12.21.5 КоАП РФ.
Согласно п.23.1 Правил дорожного движения Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Правила дорожного движения),
масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать
величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного
средства.
В силу п.23.5 данных Правил движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства,
осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований
Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Положения ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса
которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось,
которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от
08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается
осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных
средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых
более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства
и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных
средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов
без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом,
а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу
свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального
значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными
средствами.
Согласно ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №
257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного
средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось
которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного
средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии
специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей
статьи.
Допустимые масса, нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и
габариты транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от
01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства».
Из материалов дела следует, что 29.04.2025 в 13:18:31 на 31
км 740 м автодороги Димитровград-Узюково-Тольятти
Ульяновская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством ***,
государственный регистрационный номер ***, в составе 4-осного одиночного
транспортного средства, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, ч.1 ст.29
Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства РФ от
01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и
крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного
транспортного средства без специального разрешения, согласно акту
№2025042909355749 измерения параметров транспортного средства превысил
предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного
средства на 21,95% (1,756т) на ось №3 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь
с нагрузкой 9,756т на ось №3 при допустимой нагрузке 8,000т на ось, по осевой
нагрузке одиночного транспортного средства на 19,48% (1,558т) на ось №4
(погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 9,558т на ось №4 при
допустимой нагрузке 8,000т на ось.
Собственником (владельцем) данного транспортного средства в
соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент
фиксации нарушения являлся Мишагин С.И..
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим
средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом
режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской номер 73543, свидетельство о поверке №
С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка действительна до 03.07.2025.
Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления по делу
об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства
его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в
том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок давности привлечения Мишагина
С.И. к административной ответственности соблюдены.
В силу положений ч.2 ст.2.6.1 КоАП
РФ собственник (владелец) транспортного средства освобождается от
административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на
постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в
соответствии с ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся
в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения
транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица
либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных
действий других лиц.
Доводы жалобы о том, что в момент фиксации административного
правонарушения транспортное средство находилось во владении и пользовании
другого лица, подлежат отклонению в виду их несостоятельности.
Так, представленные в дело документы, в том числе договор
аренды транспортного средства, не опровергают выводов суда первой инстанции о
признании собственника автомобиля ненадлежащим субъектом административного
правонарушения.
Так, из ответа ООО «РТИТС» на запрос судьи районного суда,
следует, что владельцем исследуемого транспортного средства на момент
совершения административного правонарушения в реестре системы взимания платы
«Платон» зарегистрирован Мишагин С.И.
Сведений об исключении Мишагина
С.И. из реестра системы взимания платы в качестве собственника указанного выше
транспортного средства до выявления (фиксации в автоматическом режиме)
административного правонарушения, либо перерегистрации на иное лицо, материалы
дела не содержат.
Из смысла и содержания Правил взимания платы в счет возмещения
вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального
значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу
свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 14.06.2013 №504 (далее - Правила) следует, что в случае отчуждения
транспортного средства либо передачи прав владения и/или пользования
транспортным средством, ссудополучатель обязан вернуть бортовое устройство, что
по настоящему делу на момент фиксации правонарушения сделано не было.
Таким образом, на дату фиксации административного
правонарушения сведений у оператора ООО
«РТИТС» о договоре аренды транспортного
средства от 10.03.2025 не имелось, бортовое устройство не было возвращено, по
состоянию на дату совершения административного правонарушения именно в
обязанности Мишагина С.И. входило внесение платы в
счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования
федерального значения. На дату совершения административного правонарушения
транспортное средство не было зарегистрировано в реестре системы взимания платы
«Платон» за иным лицом.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно
пришел к выводу о том, что оснований полагать, что транспортное средство выбыло
из владения его собственника и не использовалось в интересах последнего на
момент фиксации административного правонарушения, не имеется.
Само по себе наличие договора аренды от 10.03.2025 не
подтверждает факт пользования транспортные в момент фиксации правонарушения
иным лицом.
Доводы жалобы о том, что автоматизированная система весового
контроля работала некорректно, признаю несостоятельными.
Факт допущенного нарушения зафиксирован работающим в
автоматическом режиме специальным техническим средством», имеющим функцию
фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме – СВК-2Р(М)ВС,
заводской номер 73543, поверка которого действительна до 03.07.2025
включительно.
Эксплуатация АПВГК соответствует требованиям Приказа
Минтранса России от 31.08.2020 №348 «Об утверждении Порядка осуществления
весового и габаритного контроля транспортных средств», комплекс весового и
габаритного контроля включен в государственный реестр средств измерений.
Оснований усомнится в том, что место установки оборудования
АПВГК не соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31.08.2020 №348
«Об осуществлении Порядка осуществления весового и габаритного контроля
транспортных средств» не имеется и при настоящем рассмотрении дела по жалобе не
представлено. Соответствие места установки оборудования АПВГК требованиям
Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств к
уклону, кривизне, ровности проезжей части дороги подтверждено представленными в
материалы дела сведениями инструментального контроля и актами от 04.07.2024,
28.11.2024 и 26.02.2025.
Стоит отметить, что при определении нагрузки на отдельные
оси грузового транспорта учитываются возможные отклонения при измерении весовых
параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам (особенности
весового оборудования, природно-климатических условий, движения транспортного
средства и пр.) в размере погрешности средства измерения.
Таким образом, ответственное лицо обязано обеспечить
соответствующий способ перевозки такого груза, при котором будет исключено, в
том числе превышение допустимой осевой нагрузки транспортного средства.
Иные доводы жалобы направлены на
переоценку выводов суда предыдущей инстанции, не опровергают установленных по
данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного
решения.
Несогласие заявителя с оценкой
имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей
районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях и требований законодательства, подлежащих применению, не
свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и предусмотренных им
процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно
рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального
закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права
применены правильно.
Положения ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.5
ст.12.21.1 КоАП РФ.
Оснований для применения ч.2.2,
ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ не имеется.
Обстоятельств, которые могли бы
повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей
жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 19 июня 2025 года и решение судьи
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 1
августа 2025 года, вынесенные в отношении Мишагина
Сергея Ивановича по части 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Мишагина Сергея Ивановича – Томаровой
Анны Сергеевны - без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья
Н.В. Сайгин