Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об изменении сроков расселения граждан
Документ от 21.10.2025, опубликован на сайте 01.11.2025 под номером 122094, 2-я гражданская, об обязании к совершению действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2025-000434-17

Судья Просвирнов Г.Е.                                                                 Дело № 33а-4272/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     21 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                       администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда                        г. Ульяновска от 20 марта 2025 года по делу № 2а-908/2025, которым постановлено:

административный иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетних детей *** к администрации г. Ульяновска о                  признании незаконным постановления об установлении срока отселения, об обязании установить срок сноса аварийного дома и отселения из него жителей удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации г. Ульяновска      № *** от 05 октября 2023 года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***,  до 31 декабря 2030 года.

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома по адресу:                      ***, до 30 июня 2026 года и внести соответствующие изменения в постановление администрации г. Ульяновска                   № *** от 05 октября 2023 года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Об исполнении решения суда по административному делу сообщить в суд и заинтересованным лицам (жителям аварийного дома по адресу: ***) в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения.

В остальной части иска прокурора Засвияжского района города Ульяновска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома до 30 июня 2026 года отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения прокурора Стерлядевой Е.В.,   заинтересованных лиц    Степаненко  А.И.,      Шакуровой Е.Г.,  полагавших  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей *** обратился в суд с административным иском к администрации              г. Ульяновска о признании незаконным постановления об установлении срока отселения, обязании установить срок сноса аварийного дома и отселения из него жителей.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам которой установлено, что постановлением администрации г. Ульяновска  от 05 октября 2023 года № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом № *** признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение указанного дома предусмотрено до 31 декабря    2030 года.

В связи с тем, что дальнейшая эксплуатация данного дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г. Ульяновска об установлении срока отселения дома до 31 декабря 2030 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Согласно техническому заключению АО «***» от 18 января 2023 года техническое состояние основных строительных конструкций многоквартирного жилого дома характеризовалось как аварийное.

В ходе проведенного 14 января 2025  года совместно со специалистами Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области обследования установлено, что во время нахождения в жилых помещениях, местах общего пользования данного дома существует как постоянный риск получения травм,  так и угроза жизни и здоровью граждан.

Просил признать незаконным пункт 2 постановления администрации                  г. Ульяновска от 05 октября 2023 года № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенным по адресу: ***, до 31 декабря  2030 года; обязать администрацию г. Ульяновска установить срок сноса вышеуказанного аварийного дома и отселения из него жителей до 30 июня  2026 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что определение срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не установлены. Сроки об отселении жильцов из аварийного дома должны отвечать требованиям разумности.

Считает, что в рамках данного дела административным истцом не представлены доказательства необходимости отселения жителей дома в более ранние сроки.

Ссылается на то, что жители спорного многоквартирного дома не лишены права обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации                   г. Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

Полагает, что возложение судом на администрацию г. Ульяновска обязанности установить конкретный срок отселения граждан аварийного дома противоречит правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за II квартал            2009 года (вопрос № 3), пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положению, утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006  года № 47.

Установленный решением суда срок сноса аварийного дома также противоречит вышеприведенным  положениям Верховного суда Российской Федерации.

Считает, что по данному делу прокурором пропущен срок обращения в суд с административным иском, что является основанием для отказа в его удовлетворении.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по заявлению Барляевой О.А., действующей  также в интересах своих несовершеннолетних детей *** проживающих по адресу:                 ***, о принятии мер к сокращению срока расселения многоквартирного дома, в котором они проживают и признанного в установленном порядке аварийным, прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения административным ответчиком  жилищного законодательства (л.д. 14).

*** 1950 года постройки. В доме заселены 10 квартир, в которых также проживают несовершеннолетние дети. Квартиры находятся в собственности граждан, муниципальных квартир не имеется.

Заключением межведомственной комиссии при администрации                      г. Ульяновска  от 31 августа 2023 года № *** многоквартирный жилой дом по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 18-19).

Постановлением администрации г. Ульяновска от 05 октября 2023 года       № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» срок отселения для указанного дома установлен до 31 декабря 2030 года              (л.д. 17-18).

Согласно техническому заключению АО «***», составленному в 2023 году, по результатам обследования несущих конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: ***, установлено следующее (л.д. 20-39).

Кладка фундамента увлажнена, имеет сплошные повреждения штукатурного слоя, его отслоения; в цокольной части имеются сквозные трещины с раскрытием до 12 мм, считаются опасными; наблюдается выпадение кирпичей; кладка крошится в руках и при небольшом приложении нагрузки откалывается кусками;  имеются сквозные дыры между бутовыми камнями. В доме имеется значительный уклон полов и перекрытий, возникновение деформационных трещин кладки стен дома, что указывает на   неравномерную осадку фундамента.

Отмостка  местами разрушена, отходит от цоколя дома, в связи с чем не выполняет свои функции  по защите фундамента от осадков;  имеются щели между цоколем и отмосткой; примыкание отмостки к дому не обеспечено, гидроизоляция  фундамента и стен нарушена.

Толщина  швов кирпичной кладки не соответствует действующей     нормативно-технической документации; раствор в швах легко осыпается при трении, местами сильно выветрился; в несущих и ограждающих наружных стенах имеются трещины; на чердаке выявлены значительные деформационные трещины, ширина раскрытия составляет  от 2 мм до 5 мм, что относится к опасным трещинам; наружные  ограждающие конструкции дома не обеспечивают изоляцию от  проникновения  наружного холодного воздуха. В оконных проемах отливы поражены ржавчиной. Имеется  опасность  обрушения балконов.

В стенах квартир имеются вертикальные  сквозные трещины с шириной раскрытия от 2 мм до 5 мм, пересекающих более 4-х рядов кладки, что относится к опасным трещинам. Электрическая проводка в доме проложена по поверхности стен, перегородок и под  штукатуркой, находится в неудовлетворительном состоянии. В стенах ветканалов и дымоходов выявлены трещины от  2 мм до 5 мм, что может привести к утечке угарного  газа от газовых котлов в помещениях квартир, что создает угрозу жизни и здоровью людей.

Входные  двери в подъезды не имеют плотного притвора из-за перекоса; имеется коррозия деревянных  элементов лестницы в подъездах, отклонение от вертикали. Балки  на чердаке поражены гнилью, имеется опасность их обрушения; в местах опирания деревянных балок перекрытия на кирпичные стены выявлены участки поражения гнилью, смещение балок. Во всех квартирах зафиксировано провисание потолка, прогиб и искривление несущих деревянных балок.

Кровельное покрытие имеет  многочисленные просветы, присутствуют места протечек, деформация коньковых элементов и стропильной системы.

Состояние фундаментов под несущие и ограждающие стены здания согласно          ГОСТ 31937-2011 – аварийное. Физический износ несущих конструкций жилого дома составляет 61-80 % (ветхое состояние, жилой дом подлежит сносу). 

Спорный многоквартирный дом внесен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в                 2018 - 2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № ***

Разрешая административный спор и признавая неразумным  установленный срок отселения жильцов указанного дома, суд первой инстанции исходил из того, что столь длительный срок отселения нарушает права граждан на жилище и его безопасность, а также представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме не проводилось; каких-либо актов осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности дальнейшего проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не представлено. При этом суд счел необходимым установить разумный срок для проведения мероприятий по расселению спорного жилого дома до 30 июня 2026 года, возложив на административного ответчика соответствующую обязанность.

С выводами суда первой инстанции о том, что установленный администрацией г. Ульяновска срок отселения для указанного дома до 31 декабря 2030 года, принимая во внимание техническое состояние аварийного дома, является неразумным, судебная коллегия соглашается. При этом установление срока отселения до 30 июня 2026 года отвечает принципу исполнимости судебного решения.

Так, прокурором в обоснование срока отселения граждан до 30 июня            2026 года  представлены акты обследования многоквартирного жилого дома.

Как видно из акта обследования от 14 января 2025 года, проведенного специалистами Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, по состоянию на дату осмотра установлены множественные  очаги разрушения наружной штукатурной отделки цоколя, трещины кладки, выпадение отдельных кирпичей, выветривание  и вымывание  цементного раствора; балконные  консоли имеют  признаки  разрушения, возможен  обвал на пешеходную дорожку; кровля имеет значительные механические повреждения, разрушения перекрытий и следы протечек как 2-го, так и 1-го этажа, в квартирах каждого подъезда и местах общего пользования; множественные  осыпания фрагментов на несущих, ограждающих стенах внутри квартир; наблюдаются  трещины перекрытий между квартирами 2-го и 1-го этажей; значительная деформация, ветхость (трухлявое состояние) выполненных из дерева  входных групп подъездов,  дверных коробок, дверных полотен, отсутствует плотный притвор; значительная  деформация, проседание, прогибы, отсутствие элементов конструкции, отсутствие  надежного крепления выполненных из дерева во всех подъездах лестничных маршей, перил  общего  пользования; состояние узлов и агрегатов подключенных  к многоквартирному  дому инженерных  сетей в квартирах и местах общего пользования визуально оцениваются  как          аварийно-опасные, отслужившие срок эксплуатации, имеют следы систематического кустарного  ремонта, утрачены монтажные положения. Во время  нахождения в жилых помещениях, местах общего пользования существует постоянный риск получения травм, угроза жизни и  здоровью жильцов многоквартирного жилого дома и случайных прохожих (л.д. 16).

Аналогичные повреждения  зафиксированы Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в акте обследования от     13 октября 2025 года,  что также подтверждается фотоматериалами,  представленными судебной коллегии.

Доказательства обоснованности установления срока отселения до                 31 декабря 2030 года, как и  доказательства, указывающие на возможность проживания в спорном доме без угрозы для жизни и здоровья граждан, администрацией г. Ульяновска не  представлены. 

Анализируя техническое состояние дома с учетом его отрицательной    динамики, отсутствие факта проведения работ по поддержанию его  в состоянии, позволяющим проживание в нем граждан до  31 декабря 2030 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что техническое состояние дома ухудшается. 

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает установленный судом первой инстанции срок для расселения жильцов из спорного дома  - до         30 июня      2026 года, учитывая техническое состояние здания, разумным.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал            2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Судебная коллегия отмечает, что установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, по 31 декабря 2030 года не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания в размере 80 % (по состоянию на 2023 год), наличия угрозы обрушения.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.

Действительно, согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от               28 января 2006 года № 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Требования о немедленном расселении граждан из спорного аварийного дома прокурором не заявлялись.

Из пояснений Степаненко  А.И. и  Шакуровой Е.Г. следует, что  переселение в жилой дом маневренного фонда административным ответчиком  не предлагалось.

Учитывая степень аварийности многоквартирного дома, основные конструктивные элементы, строительные конструкции и инженерные системы которых не обладают необходимой прочностью, надежностью, устойчивостью и достаточными эксплуатационными показателями для дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации, судебная коллегия полагает, что безопасное проживание лиц в этом доме до  установленного  административным ответчиком  срока невозможно, оснований для изменения  установленного судом первой инстанции срока  не имеется. При этом  также следует также учесть, что орган местного самоуправления, реализуя предоставленные ему полномочия, обязан принимать меры по ликвидации аварийных домов как создающих угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таких домах.

Вопреки доводам жалобы,  срок сноса аварийного дома судом не определялся, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, оспариваемое постановление администрации г. Ульяновска сроки сноса дома не предусматривало.  

Несостоятельной является и ссылка  административного ответчик на то, что прокурором  пропущен срок для обращения в суд, поскольку проверка проведена по обращению  граждан от 18 декабря 2024 года, административный иск составлен и подан в суд в январе 2025 года.

Принятое по делу решение является правильным, судом первой инстанции верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска   без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2025 года.