Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным решения в предоставлении земельного участка
Документ от 31.10.2025, опубликован на сайте 14.11.2025 под номером 122209, 2-я гражданская, о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2025-002469-76

Судья Кузнецова О.В.                                                                        Дело №33а-4321/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                    31 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                       Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 июня 2025 года по делу                           № 2а-2035/2025, которым постановлено:

административный иск Стаценко Ивана Ильича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в предоставлении Стаценко Ивану Ильичу в аренду земельного участка с кадастровым номером ***

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление Стаценко Ивана Ильича от 04 марта 2025 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ***

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения представителя административного ответчика Стаценко И.И. - Солдатова В.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Стаценко И.И. обратился в суд с административным иском к                           Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным.

Требования мотивировал тем, что 18 марта 2025 года при рассмотрении его (Стаценко И.И.) заявления Министерством было отказано в предоставлении на праве аренды без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером *** в связи с тем, что участок расположен на землях лесного фонда Тереньгульского лесничества, а также в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие либо отсутствие в собственности, в аренде, в пользовании иных земельных участков сельскохозяйственного назначения.       

С данным отказом Министерства он (Стаценко И.И.) не согласен, поскольку  земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана, выполненного в связи с образованием двух земельных участков путем раздела 20 ноября 2018 года. Границы земельных участков определены в соответствии с действующим законодательством. 26 марта 2019 года между Министерством и ИП главой КФХ Стаценко Ф.Ф. заключен договор о передаче земельного участка в безвозмездное пользование сроком до 12 марта 2025 года.

Земельные участки использовались и используются по назначению в ЕГРН, как земли сельскохозяйственного назначения. Формирование каких-либо иных участков в границах данных участков, в том числе участков лесного фонда, невозможно без соответствующих  процедур.

Административный истец просил признать незаконными отказы Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от                                     18 марта 2025 года № ***, от 18 марта 2025 года № *** в предоставлении земельного участка.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на то, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права.

При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Вместе с тем, лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет несёт государство за счет федерального бюджета.

В возражениях представитель административного ответчика Стаценко И.И. - Солдатов В.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание кроме представителя административного ответчика Стаценко И.И. - Солдатова В.И., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Такие основания по настоящему делу имеются.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 марта 2019 года между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) Стаценко Ф.Ф. заключен договор о передаче в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** на срок 6 лет, с 13 марта 2019 года по 12 марта 2025 года                          (т.1 л.д.   14-16).

05 марта 2025 года Стаценко И.И. обратился в Министерство  с заявлением о предоставлении на праве аренды без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером *** (т. 1 л.д.152).

По результатам рассмотрения указанного заявления Министерство письмом от 18 марта 2025 года № *** отказало в предоставлении земельного участка, указав на то, что  земельный участок располагается на землях лесного фонда Тереньгульского лесничества, отсутствует документ, подтверждающий наличие либо отсутствие в собственности, в аренде, в пользовании иных земельных участков сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д.18-19).

Не согласившись с письменным отказом Министерства от 18 марта 2025 года, административный истец обратился с данным административным иском.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, признав незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в предоставлении Стаценко И.И. в аренду земельного участка с кадастровым номером *** и возложив на Министерство обязанность повторно рассмотреть заявление Стаценко И.И. от 04 марта 2025 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, при этом указав, что административным ответчиком не представлено доказательств расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, данные доводы носят предположительный характер.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может в связи со следующим.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (части 1 статьи 9); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36), что предполагает определение федеральным законодателем необходимых условий и порядка реализации прав на землю.

В развитие указанных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации  в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю и принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом  от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса), который принят в связи с необходимостью установления на федеральном уровне единых правил использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них, направленных на создание условий для перехода земельных участков к эффективно хозяйствующим субъектам, привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс России. Данный Закон закрепил основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, - сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункт 3 статьи 1).

При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на территориях иных субъектов Российской Федерации у таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не требуется (п.4). Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления (п.5).

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены случаи заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, в том числе земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Рассматривая такое заявление, уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении участка (пункт 5 статьи 39.17 Кодекса).

При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что у административного истца отсутствуют в аренде, в собственности либо в пользовании земельные участки сельскохозяйственного назначения. Кроме того, административный ответчик самостоятельно имеет возможность подтвердить наличие возможности проверить и получить данные сведения из ЕГРН при рассмотрении заявления в порядке межведомственного взаимодействия.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.

Вместе с тем, доводы жалобы в части пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда заслуживают внимания судебной коллегии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, общей площадью 30 000 кв.м (3 га), с кадастровым номером *** находится в Федеральной собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, лицо в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости Стаценко Ф.Ф. (выписка из ЕГРН т.1 л.д. 39-43).

Границы земельного участка установлены на основании межевого плана от               30 ноября 2018 года, подготовленного кадастровым инженером Козыревым С.Ю. (т.1 л.д.56).

Министерство, отказывая Стаценко Ф.Ф. в предоставлении спорного земельного участка  в аренду без проведения торгов, указал на то, что согласно информации, полученной путем межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером *** располагается на землях лесного фонда, а именно: ***, квартал ***, часть выдела ***. Ссылаясь на пункт 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, а также статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях недопущения нарушений земельного законодательства отказало в предоставлении земельного участка в аренду без торгов.      

По запросу суда апелляционной инстанции предоставлены сведения, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером *** частично располагается на землях лесного фонда.

Так, согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Тереньгульское лесничество» испрашиваемый земельный участок располагается на землях лесного фонда, а именно: ***, квартал ***, часть выдела *** (т.1 л.д.164,168), что подтверждается: схемой пересечения земельного участка с землями лесного фонда (т.1 л.д.179-180), свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2004 года, серии ***, из которого усматривается, что право собственности на земельный участок лесного фонда, общей площадью 49 544 га, назначение - земли лесного фонда, местоположение: ***, зарегистрировано за Российской Федерацией (т. 1 л.д.170), свидетельством о государственной регистрации права от              24 декабря 2008 года, серии *** № ***, из которого усматривается, что лесной участок, категория - земли лесного фонда, разрешенное использование защитные леса, площадью 480 га, квартал ***, местоположение *** в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано за Российской Федерацией (т. 1 л.д.169); свидетельством о государственной регистрации права от 24 декабря 2008 года, серии *** № ***, из которого усматривается, что лесной участок, категория - земли лесного фонда, разрешенное использование защитные леса, площадью 340 га, квартал ***, местоположение *** в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано за Российской Федерацией (т. 1 л.д.171), распоряжением Правительства Ульяновской области от 27 апреля 2007 года № 262-пр экз. № 9 «О лесных участках, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций» (т. 1 л.д.172), планом лесонасаждений урочища Красноборское, таксиционным описанием Красноборское, лесохозяйственным регламентом Тереньгульского лесничества  (т.1 л.д. 179-223).

Согласно публичной кадастровой карте (***) границы спорного земельного участка пересекаются с землями Тереньгульского лесничества.  

Факт наложения границ спорных земельных участков на земли лесного фонда подтверждается приведенными выше доказательствами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Как следует из пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

При этом, как указано в части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного кодекса.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 67 и часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).

По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса расположены на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

В силу статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ                       «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда и участки лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Разрешая спор, суд первой инстанции не учел системное правовое регулирование в сфере оборота земель лесного фонда.

Частью 6 статьи 4.6 Закона о введении в действие Лесного кодекса предусмотрено, что исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, исключает из государственного лесного реестра сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН, в том числе на основании предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомлений органа регистрации прав, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 21 декабря 2004 года                          № 172-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 года) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от                                     21 сентября 2017 года № 1793-О, от 24 февраля 2022 года № 423-О отмечал, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Как указано в части 6 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», положения части 3 данной статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при наличии в ЕГРН сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет.

Вместе с тем, для цели применения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ необходимо учитывать, что право землепользования у КФХ Стаценко Ф.Ф., которая является матерью Стаценко И.И. возникло в 2018 году, схема расположения первоначального земельного участка с кадастровым номером *** утверждена в 2018 году (т.1 л.д.61), тогда как право на участок лесного фонда общей площадью 49 544 га, место расположение *** лесхоз возникло в  2004 году, в последующем сведения внесены в ЕГРН в 2008 году.

Поведение лица, которое испрашивает в пользование земельный участок, состоящий, в том числе из многолетних насаждений должно быть добросовестным, и, которое должно удостовериться в том, что участок не может относиться к землям лесного государственного фонда.

Таким образом, доводы жалобы о том, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации самого права и при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом материалами лесоустройства. 

При этом пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

Как ранее указывалось, на 21 января 2004 года право собственности на земельный участок лесного фонда, общей площадью 49 544 га, назначение - земли лесного фонда, местоположение: ***, зарегистрировано за Российской Федерацией, куда вошел частично спорный земельный участок. Ранее спорный земельный участок по договору аренды, договору безвозмездного пользования земельным участком, либо на праве собственности Стаценко И.И. не принадлежал.

Как следует из представленного ответа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, данный орган является возглавляемым Правительством Ульяновской области исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 06 июля 2008 года № 16/299-П, данный орган осуществляет предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, подготовку, организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

При этом Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управление и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжения иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управления в сферах градостроительной деятельности, цифрового развития, связи и информационно-телекоммуникационных технологий, а также организации деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П «О Министерстве имущественных отношений, градостроительной деятельности и цифрового развития Ульяновской области», данный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти Ульяновской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на праве постоянного (бессрочного) пользования и иным организациям и гражданам в собственность и аренду.

Министерство не уполномочено предоставлять в пользование участки земель лесного фонда.

Из представленных сведений усматривается пересечение земельного участка с кадастровым номером *** и земель лесного фонда, то есть в их состав входят земли лесного фонда, а соответственно полномочиями по предоставлению лесных участков, входящих в состав спорных земельных участков, административный ответчик не обладает.

Как следует из пояснений в суде апелляционной инстанции представителя административного истца Стаценко И.И. – Солдатова В.И., ему известно со слов кадастрового инженера о том, что имеется погрешность в районе 5 метров и в границы спорного земельного участка вошли земли лесного фонда.

Вместе с тем, судом первой инстанции данные обстоятельства не устанавливались.

Поскольку границы испрашиваемого административным истцом земельного участка пересекают территорию земельных участков лесного фонда, ***, квартал ***, часть выдела ***, то это  обстоятельство исключало принятие положительного решения по заявлению о предоставлении соответствующего земельного участка в аренду без проведения торгов, выводы суда о незаконности оспариваемого решения от 18 марта 2025 года и наличие нарушенных прав административного истца являются неверными. Оспариваемый ответ Министерства является законным, вынесен в пределах своих полномочий в установленные сроки, оснований для признания его незаконным и обязании повторно рассмотреть заявление не имеется.

При этом административный истец в последующем, в  случае приведения границ спорного земельного участка в соответствии с приведенными выше нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», позиции Верховного суда Российской Федерации (определение от                                          11 февраля 2025 года № 306-ЭС24-23656), не лишен права для обращения по заключению договора аренды на указанный участок в уполномоченный орган в соответствии с указанными кодексами.

С учетом изложенного выше, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении требований административного истца к административному ответчику о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным отказать.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 июня 2025 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Стаценко Ивана Ильича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 ноября 2025 года.