УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001520-13
Судья Царапкина
К.С.
Дело № 33-4224/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 21
октября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Панкрушиной Е.Г.,
при секретаре Леонченко А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 12 мая 2025 года по гражданскому делу № 2‑1446/2025,
по которому постановлено:
исковые требования Косыревой
Ларисы Викторовны удовлетворить частично.
Признать за Косыревой Ларисой Викторовной право на досрочное
назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным
социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 10.07.1987.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области назначить Косыревой Ларисе Викторовне пенсию по старости со
снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24 декабря 2024 года.
В удовлетворении остальной части требований Косыревой Ларисе
Викторовне отказать.
Заслушав доклад судьи Богомолова
С.В., объяснения Косыревой Л.В. и ее представителя Бальшаковой С.Е., полагавших
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косырева Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее также – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на
досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить
досрочную пенсию по старости.
Требования мотивировала тем, что 24.12.2024 она обратилась в
ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по
старости в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, в том числе в период времени с 01.09.1983 по 10.07.1987. Решением
ОСФР по Ульяновской области от 25.02.2025 отказано в назначении досрочной
пенсии в связи с отсутствием у нее необходимого периода проживания (работы) в
зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом ответчик в решении
указал, что ею не были представлены документы, подтверждающие проживание
(работу) на территории радиоактивного загрязнения. Рекомендовано обратиться в
ОСФР с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по
достижении возраста *** лет, но не ранее чем за месяц до наступления срока
назначения. С данным решением она не согласна, полагает, что ответчиком ей
незаконно было отказано в назначении пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста на 1 год в связи с непризнанием факта её проживания
(работы) в зоне с льготным социально‑экономическим статусом в период с
01.09.1983 по 11.06.1987 на территории р***, а также в вышеуказанный период до
10.07.1987 на территории ***.
Полагает, что данное
решение является незаконным и необоснованным, поскольку оно принято без учета
того, что она фактически постоянно проживала в зоне с льготным
социально-экономическим статусом в *** с 01.09.1983 по 10.07.1987. В указанный
период она обучалась в ***, где проходила обучение в период с 01.09.1983 по
11.06.1987. При этом факт постоянного проживания в *** подтверждается справкой ***
от 06.02.2025. Кроме того, в вышеуказанный период времени ее родители проживали
в *** в колхозном доме. В период ее обучения в
*** с круглосуточным пребыванием она изредка приезжала к ним на несколько
дней в каникулярное время. Из похозяйственных книг *** за 1986-1990 гг.,
которые имелись в распоряжении ответчика, усматривается, что она (добрачная
фамилия ***) была вписана к родителям и на 01.01.1987 обучалась в 10 классе ***;
выписана из колхозного дома родителей 10.07.1987.
Просила признать за ней
право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в период
с 01.09.1983 по 10.07.1987 в зоне с льготным социально-экономическим статусом с
уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами
Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную пенсию по старости в
связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с
уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами
Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24.12.2024.
Рассмотрев
по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным,
вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что истцом не было
представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт ее постоянного
проживания в ***. Представленная справка от *** о ее учебе *** в период с
01.09.1983 по 11.06.1987, не подтверждается факт постоянного проживания истца
на территории с льготным социально-экономическим статусом. Сведений о
проживании истца в ***, из домовых книг не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель
Косыревой Л.В. – Большакова С.Е., просит решение оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены
решения суда.
Как установлено судом
первой инстанции и следует из материалов дела, 24.12.2024 Косырева Л.В., ***
года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о
назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в
соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (л.д. 62-63).
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 25.02.2025 Косыревой Л.В. отказано в назначении пенсии
по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34
Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с
отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным
социально-экономическим статусом (л.д. 75‑76).
Как указано в решении, у
Косыревой Л.В. отсутствует право для назначения пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста на 1 год в связи с отсутствием документального подтверждения
факта регистрации и проживания на территории с льготным социально-экономическим
статусом.
Не
согласившись с данным решением пенсионного органа, Косырева Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования,
суд первой инстанции исходил из доказанности факта проживания Косыревой Л.В. в
период с 26.04.1986 по 10.07.1987 в зоне с льготным социально‑экономическим
статусом, что дает ей право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год в
соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С
данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В
соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ
«О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица,
достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом
положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Статьей
28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном
статьями 30-37 настоящего Закона.
По
состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – ***
лет, для мужчин – *** лет.
В
силу подпункта 7 пункта 1, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии
трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по
старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в
зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в
соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
Согласно
статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***» действие
данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на ***. Указанные территории подразделяются
на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на
отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы
этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в
зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и
пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в
пять лет.
В
соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на ***» к гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется
действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие)
на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам,
указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту
назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на
1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей
сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на ***»).
При
этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на ***» первоначальная величина снижения пенсионного
возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается
для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на
территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента
катастрофы на *** по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной
территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия
решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон
радиоактивного загрязнения.
Приказом
Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых
для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера
фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления
пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень
документов).
В
подпункте «б» пункта 18 Перечня документов предусмотрено, что для подтверждения
дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному
пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или
техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории
гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде
постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах
радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на ***».
Пунктом
109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного
проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на ***», подтверждается удостоверениями
установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных
зонах (регистрацию по месту жительства).
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской
Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин
постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993
№ 5242-1 «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации.
В силу статьи 3 указанного Закона, а также пункта 4
постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об
утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах
Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»,
регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях
обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации
его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,
государством и обществом.
Из изложенного следует, что регистрация или отсутствие
таковой не могут служить основанием для ограничения или условием к реализации
прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе
Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
28.12.1991 № 237-р (в редакции от
25.04.1995, действовало до 01.02.1998), определен Перечень населенных пунктов,
относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включены ***
В период с 01.09.1983 по
25.06.1987 она обучалась в ***, что подтверждается сообщением на запрос суда от
31.03.2025.
Сведения о проживании
Косыревой (***) Л.В. в домовых книгах отсутствуют.
На период обучения с
01.09.1983 по 25.06.1987 *** являлась образовательным учреждением с
круглосуточным пребыванием.
В судебном заседании в
качестве свидетелей были допрошены ***, которые пояснили, что с Косыревой Л.В.
проживали и обучались в ***; школа была закрытого типа; они жили и учились в
одном здании; в выходные оставались с воспитателями; обучение было платное.
Учитывая, что в период с
01.09.1978 по 25.06.1987 *** являлась образовательным учреждением с
круглосуточным пребыванием, что подтверждает факт постоянного проживания
Косыревой (***) Л.В. на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим в период с 01.09.1983 по 25.06.1987.
Кроме того, в
вышеуказанный период времени родители Косыревой (***) Л.В. проживали в ***
в колхозном доме. В период обучения истицы в
*** с круглосуточным пребыванием она приезжала к ним на несколько дней в
каникулярное время. Похозяйственными книгами *** за период 1986-1990 годы
подтверждается, что истица была вписана к родителям и на 01.01.1987 обучалась в
10 классе ***; выписана из колхозного дома родителей 10.07.1987.
Таким образом, вопреки доводам жалобы ответчика, исходя из
анализа указанных норм права, учитывая все имеющиеся в материалах дела
доказательства в их совокупности, судебная коллегия полагает, что суд первой
инстанции пришел к правильному выводу о проживании истца в периоды с 26.04.1986
по 10.07.1987 в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая, что досрочная страховая пенсия назначается не
ранее момента обращения за ее назначением, а на момент такого обращения
Косырева Л.В. достигла возраста *** лет, она имеет право на снижение
пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации
от 15.05.1991 № 1244-1 в связи с проживанием (работой) в населенном пункте,
относящемся к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на один год.
Доводы жалобы ОСФР по Ульяновской области об отсутствии
регистрации Косыревой Л.В. в *** не влекут отмену решения суда, поскольку
противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Доводы
апелляционной жалобы с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения
исковых требований, а также иные доводы жалобы, с учетом приведенных выше норм
материального права и установленных обстоятельств, не являются основанием для
отмены обжалуемого решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм
материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств,
которые не были исследованы судом или опровергали бы выводы обжалуемого
решения, по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства,
иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных
обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность обжалуемого решения
не влияют.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в
связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая
2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 05.11.2025.