Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочная пенсия
Документ от 21.10.2025, опубликован на сайте 07.11.2025 под номером 122219, 2-я гражданская, о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости в связи с проживанием в зоне с льготно социально-эконочическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-001520-13

Судья         Царапкина К.С.                                                                         Дело № 33-4224/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  21 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Панкрушиной Е.Г.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая 2025 года по гражданскому делу № 2‑1446/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Косыревой Ларисы Викторовны удовлетворить частично.

Признать за Косыревой Ларисой Викторовной право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 10.07.1987.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Косыревой Ларисе Викторовне пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24 декабря 2024 года.

В удовлетворении остальной части требований Косыревой Ларисе Викторовне отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения Косыревой Л.В. и ее представителя Бальшаковой С.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Косырева Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее также – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости.

Требования мотивировала тем, что 24.12.2024 она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в том числе в период времени с 01.09.1983 по 10.07.1987. Решением ОСФР по Ульяновской области от 25.02.2025 отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием у нее необходимого периода проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом ответчик в решении указал, что ею не были представлены документы, подтверждающие проживание (работу) на территории радиоактивного загрязнения. Рекомендовано обратиться в ОСФР с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста *** лет, но не ранее чем за месяц до наступления срока назначения. С данным решением она не согласна, полагает, что ответчиком ей незаконно было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в связи с непризнанием факта её проживания (работы) в зоне с льготным социально‑экономическим статусом в период с 01.09.1983 по 11.06.1987 на территории р***, а также в вышеуказанный период до 10.07.1987 на территории ***.

Полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку оно принято без учета того, что она фактически постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом в *** с 01.09.1983 по 10.07.1987. В указанный период она обучалась в ***, где проходила обучение в период с 01.09.1983 по 11.06.1987. При этом факт постоянного проживания в *** подтверждается справкой *** от 06.02.2025. Кроме того, в вышеуказанный период времени ее родители проживали в *** в колхозном доме. В период ее обучения в  *** с круглосуточным пребыванием она изредка приезжала к ним на несколько дней в каникулярное время. Из похозяйственных книг *** за 1986-1990 гг., которые имелись в распоряжении ответчика, усматривается, что она (добрачная фамилия ***) была вписана к родителям и на 01.01.1987 обучалась в 10 классе ***; выписана из колхозного дома родителей 10.07.1987.

Просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в период с 01.09.1983 по 10.07.1987 в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24.12.2024.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что истцом не было представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт ее постоянного проживания в ***. Представленная справка от *** о ее учебе *** в период с 01.09.1983 по 11.06.1987, не подтверждается факт постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом. Сведений о проживании истца в ***, из домовых книг не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Косыревой Л.В. – Большакова С.Е., просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.12.2024 Косырева Л.В., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 62-63).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 25.02.2025 Косыревой Л.В. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 75‑76).

Как указано в решении, у Косыревой Л.В. отсутствует право для назначения пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в связи с отсутствием документального подтверждения факта регистрации и проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Косырева Л.В.  обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта проживания Косыревой Л.В. в период с 26.04.1986 по 10.07.1987 в зоне с льготным социально‑экономическим статусом, что дает ей право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.

По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – *** лет, для мужчин – *** лет.

В силу подпункта 7 пункта 1, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1                  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ***. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на *** по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень документов).

В подпункте «б» пункта 18 Перечня документов предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ***», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 указанного Закона, а также пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из изложенного следует, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием к реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991  № 237-р (в редакции от 25.04.1995, действовало до 01.02.1998), определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включены ***

В период с 01.09.1983 по 25.06.1987 она обучалась в ***, что подтверждается сообщением на запрос суда от 31.03.2025.

Сведения о проживании Косыревой (***) Л.В. в домовых книгах отсутствуют.

На период обучения с 01.09.1983 по 25.06.1987 *** являлась образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием.

В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены ***, которые пояснили, что с Косыревой Л.В. проживали и обучались в ***; школа была закрытого типа; они жили и учились в одном здании; в выходные оставались с воспитателями; обучение было платное.

Учитывая, что в период с 01.09.1978 по 25.06.1987 *** являлась образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием, что подтверждает факт постоянного проживания Косыревой (***) Л.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим в период с 01.09.1983 по 25.06.1987.

Кроме того, в вышеуказанный период времени родители Косыревой (***) Л.В. проживали в *** в колхозном доме. В период обучения истицы в  *** с круглосуточным пребыванием она приезжала к ним на несколько дней в каникулярное время. Похозяйственными книгами *** за период 1986-1990 годы подтверждается, что истица была вписана к родителям и на 01.01.1987 обучалась в 10 классе ***; выписана из колхозного дома родителей 10.07.1987.

Таким образом, вопреки доводам жалобы ответчика, исходя из анализа указанных норм права, учитывая все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о проживании истца в периоды с 26.04.1986 по 10.07.1987 в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Учитывая, что досрочная страховая пенсия назначается не ранее момента обращения за ее назначением, а на момент такого обращения Косырева Л.В. достигла возраста *** лет, она имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 в связи с проживанием (работой) в населенном пункте, относящемся к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на один год.

Доводы жалобы ОСФР по Ульяновской области об отсутствии регистрации Косыревой Л.В. в *** не влекут отмену решения суда, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, а также иные доводы жалобы, с учетом приведенных выше норм материального права и установленных обстоятельств, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств, которые не были исследованы судом или опровергали бы выводы обжалуемого решения, по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность обжалуемого решения не влияют.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.11.2025.