УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Рыбаков И.А. Дело №7-886/2025
73RS0012-01-2025-000934-24
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
20
ноября 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной
ответственностью «Стройальянс» Ивашуты Олега Витальевича на постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 01 июля 2025 года и
решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29 августа
2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной
ответственностью «Стройальянс» (дело № 12-1-300/2025),
установил:
постановлением
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 01.07.2025
общество с ограниченной ответственностью «Стройальянс» (далее - ООО «Стройальянс»)
признано виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному
наказанию в виде административного штрафа в размере 525 000 рублей.
Решением судьи
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29.08.2025 действия ООО «Стройальянс»
переквалифицированы с ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от
04.08.2023 № 425-ФЗ) на ч.5 ст.12.21.1 названного Кодекса (в редакции Федерального
закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ) со снижением назначенного административного наказания в виде административного
штрафа до 450 000 рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор ООО «Стройальянс»
Ивашута О.В. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица
административного органа и решением судьи районного суда, полагает их
подлежащими отмене с прекращением производства по делу.
В обоснование жалобы
указывает, что ООО «Стройальянс» не является владельцем транспортного средства,
поскольку оно передано по договору аренды в ***, что подтверждается копиями
договора аренды, акта приема – передачи транспортного средства, договоров
лизинга, договоров поставок, договора субподряда, счетов-фактур и платежных
поручений, приказа о приеме на работу водителя, путевого листа и
пропуска-талона.
Не соглашается с
выводами о том, что владельцем транспортного средства является лицо, которому
передано бортовое устройство, поскольку законодательством не предусмотрена
обязанность переоформления бортового устройства на арендатора транспортного
средства.
Ссылаясь на сложное
финансовое положение общества и наличие обязательств по договорам лизинга,
просит уменьшить сумму административного штрафа.
Подробно позиция генерального
директора ООО «Стройальянс»
Ивашуты А.В. изложена в жалобе.
Одновременно
заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения суда.
Изучив доводы
ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части,
касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок на
обжалование решения суда не пропущен, в связи с чем заявленное ходатайство
удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы,
проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме,
прихожу к выводу о том, что деяние ООО «Стройальянс» верно квалифицировано по
ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за движение
тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось
транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без
специального разрешения.
Согласно п.23.1
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение
нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных
предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В силу п.23.5 данных
Правил движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства,
а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов,
осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п.2
ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям
автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным
дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без
груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без
специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Допустимые масса,
нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства
установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении
Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного
средства».
Из материалов дела
следует, что 18.05.2025 в 08:12:13 по адресу 31 км 740 м автодороги
Димитровград – Узюково – Тольятти, Ульяновская область, водитель, управляя
тяжеловесным транспортным средством ***, государственный регистрационный номер ***,
в составе 4-осного одиночного транспортного средства, в нарушение п.23.5 Правил
дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2060 «Об
утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного
транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного
средства без специального разрешения, поскольку согласно акта № 2025052006264424
измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый
показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного средства 35,23 % (2,818
т) на ось №3 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 10,818 т на
ось №3 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось, по осевой нагрузке одиночного транспортного
средства на 48,73 % (3,898 т) на ось №4 (погрешность измерения 10,00%),
двигаясь с нагрузкой 11,898 т на ось №4 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось.
Собственником
данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации
транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «Стройальянс».
Указанное нарушение
зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки,
видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской
номер 73543, свидетельство о поверке № С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка была
действительна до 03.07.2025.
Вопреки доводам
жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении
в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически
значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том
числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок
давности привлечения ООО «Стройальянс» к административной ответственности
соблюдены.
Доводам жалобы о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное
средство находилось во владении и пользовании иного лица - ***, со ссылкой на
договор аренды, акт приема – передачи транспортного средства, договор лизинга,
договоры поставок, договор субподряда, счета-фактуры и платежные поручения, приказ
о приеме на работу водителя, путевой лист и пропуск-талон, судьей районного
суда дана надлежаще мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой
не усматриваю.
Судьей районного
суда обоснованно не установлено оснований для освобождения ООО «Стройальянс» от
административной ответственности в порядке ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ, поскольку
заключение указанного договора само по себе не исключает право владения ООО
«Стройальянс» указанным транспортным средством и его возможности пользования
принадлежащим ему транспортным средством, в том числе, в момент фиксации
противоправного деяния.
Из сведений,
предоставленных ООО «РТИТС» в суд следует,
что ООО «Стройальянс», как владелец транспортного средства ***, государственный
регистрационный номер ***, зарегистрировано в реестре Системы взимания платы
«Платон» на основании заявления собственника (владельца) транспортного средства
на регистрацию транспортного средства в реестре системы взимания платы от 15.12.2022.
Платежи в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего
пользования федерального значения транспортными средствами, в период совершения
вменяемого правонарушения вносились ООО «Стройальянс».
Согласно п.п.3, 4
Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами,
имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №504, взимание
платы осуществляется с использованием системы взимания платы, оператор
осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца)
в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр,
содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах)
транспортных средств. Реестр ведется оператором в электронном виде.
В силу п.42
указанных Правил, в случае если собственником (владельцем) транспортного
средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право
собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца)
транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки
пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным
средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.
Из материалов дела
усматривается, что между ООО «Стройальянс» и ООО «РТ-Инвест Транспортные
Системы» (оператор) заключен договор безвозмездного пользования бортовым
устройством с дополнительным соглашением, согласно которому ООО «Стройальянс»
передано бортовое устройство (серийный номер ***) для его установки на
принадлежащем ему транспортном средстве, государственный регистрационный номер ***.
Согласно п.2.3.6
договора на ссудополучателя возложена обязанность не передавать бортовое
устройство третьим лицам.
В соответствии с
п.2.3.10 договора в случае отчуждения
транспортного средства либо передачи
права владения и/или пользования транспортным средством, указанным в
пункте 1.3 настоящего договора, ссудополучатель обязан вернуть соответствующее
бортовое устройство в течение 3 (трех) рабочих дней с даты перехода права
собственности на это транспортное средство, прав владения и/или пользования
данным транспортным средством третьему лицу.
Между тем, на дату
фиксации административного правонарушения каких-либо заявлений от
ООО «Стройальянс» в адрес оператора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» не
поступало, бортовое устройство не возвращалось. Само *** в ООО «РТ-Инвест Транспортные
Системы» также не обращалось.
При таких
обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно
пришел к выводу о том, что оснований полагать, что транспортное средство
безусловно выбыло из владения его собственника и не использовалось в интересах
последнего на момент фиксации административного правонарушения, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с
толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм КоАП РФ и требований
законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о допущении
существенных нарушений закона и предусмотренных им процессуальных требований,
не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда предыдущей
инстанции, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не
влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не
допущено, нормы материального права применены правильно.
Вместе с тем
полагаю, что обжалуемые акты подлежат изменению, поскольку по делу, в том числе
исходя из материального положения юридического лица усматриваются основания для
назначения административного штрафа с применением положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1
КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа,
предусмотренного санкцией ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ, со снижением его до 225 000
рублей.
Кроме того, полагаю
необходимым исключить из мотивировочной части оспариваемого решения вывод о
том, что фактические обстоятельства события правонарушения подтверждаются
постановлением уполномоченного должностного лица от 01.07.2025, поскольку
обжалуемое в порядке главы 30 КоАП РФ постановление не может являться
доказательством по делу.
Руководствуясь ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от
01 июля 2025 года и решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской
области от 29 августа 2025 года, вынесенные по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с
ограниченной ответственностью «Стройальянс», изменить, снизить размер
административного штрафа до 225 000 рублей.
Исключить из
мотивировочной части решения судьи Мелекесского районного суда Ульяновской
области от 29 августа 2025 года вывод о том, что фактические обстоятельства
события правонарушения подтверждаются постановлением уполномоченного
должностного лица от 01 июля 2025 года.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу
генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Стройальянс»
Ивашуты Олега Витальевича - без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев