УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Рыбаков И.А. Дело №7-889/2025
73RS0012-01-2025-000940-06
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
20 ноября 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Якута М.Н.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с
ограниченной ответственностью «Стройальянс» Ивашуты Олега Витальевича на
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня
2025 года и решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29
августа 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной
ответственностью «Стройальянс» (дело № 12-1-306/2025),
установил:
постановлением
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО №*** от 30.06.2025 общество с ограниченной
ответственностью «Стройальянс» (далее ООО - «Стройальянс») признано виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1
КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного
штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29.08.2025 указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор ООО «Стройальянс»
Ивашута О.В. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного
органа и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене с
прекращением производства по делу.
В обоснование жалобы
указывает, что ООО «Стройальянс» не является владельцем транспортного средства,
поскольку оно передано по договору аренды в ***, что подтверждается копиями
договора аренды, акта приема – передачи транспортного средства, договоров
лизинга, договоров поставок, договора субподряда, счетов-фактур и платежных
поручений, приказа о приеме на работу водителя, путевого листа и
пропуска-талона.
Не соглашается с
выводами о том, что владельцем транспортного средства является лицо, которому
передано бортовое устройство, поскольку законодательством не предусмотрена
обязанность переоформления бортового устройства на арендатора транспортного
средства.
Ссылаясь на сложное
финансовое положение общества и наличие обязательств по договорам лизинга,
просит уменьшить сумму административного штрафа.
Подробно позиция генерального
директора ООО «Стройальянс»
Ивашуты А.В. изложена в жалобе.
Одновременно
заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения суда.
Изучив доводы
ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части,
касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок на
обжалование решения суда не пропущен, в связи с чем заявленное ходатайство
удовлетворению не подлежит.
Изучив доводы жалобы,
проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме,
заслушав защитника юридического лица
Клементьева В.В., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, прихожу к выводу
о том, что деяние ООО «Стройальянс» верно квалифицировано по ч.6 ст.12.21.1
КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за движение
тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением
допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50
процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного
средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном
разрешении, на величину более 50 процентов.
Согласно п.23.1
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение
нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных
предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В соответствии с п.2
ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям
автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным
дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без
груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без
специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Допустимые масса,
нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства
установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении
Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного
средства».
Из материалов дела
следует, что 15.05.2025 в 10:16:46 по адресу 31 км 740 м автодороги
Димитровград – Узюково – Тольятти, Ульяновская область, водитель, управляя
тяжеловесным транспортным средством ***, государственный регистрационный номер ***,
в составе 7-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения,
ч.1 ст.29 Федерального закона №257-ФЗ, постановления Правительства Российской
Федерации от 01.12.2023 №2060 осуществлял движение тяжеловесного транспортного
средства без специального разрешения, поскольку согласно акту №2025051507014720
измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый
показатель по осевой нагрузке автопоезда на 89,45% (7,156 т) на ось №3
(погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 15,156 т на ось №3 при
допустимой нагрузке 8,000 т на ось, по осевой нагрузке автопоезда на 98,79% (7,903
т) на ось №4 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 15,903 т на
ось №4 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось.
Собственником
данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации
транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «Стройальянс».
Указанное нарушение
зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки,
видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской
номер 73543, свидетельство о поверке № С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка была
действительна до 03.07.2025.
При вынесении постановления
по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями
ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его
совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо, совершившее
противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок
давности привлечения ООО «Стройальянс» к административной ответственности
соблюдены.
Доводам жалобы о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное
средство находилось во владении и пользовании иного лица - ***, со ссылкой на
договор аренды, акт приема – передачи транспортного средства, договор лизинга,
договоры поставок, договор субподряда, счета-фактуры и платежные документы, приказ
о приеме на работу водителя, путевой лист и пропуск-талон, судьей районного
суда дана надлежаще мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой
не усматриваю.
Судьей районного
суда обоснованно не установлено оснований для освобождения ООО «Стройальянс» от
административной ответственности в порядке ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ, поскольку
заключение договора аренды, а также производимые в счет его оплаты платежи, сами
по себе не исключают право владения ООО «Стройальянс» указанным транспортным
средством и его возможности пользования принадлежащим ему транспортным средством
в момент фиксации противоправного деяния.
Из сведений,
предоставленных ООО «РТИТС» в суд следует,
что ООО «Стройальянс», как владелец рассматриваемого транспортного средства, зарегистрировано
в реестре Системы взимания платы «Платон» на основании заявления собственника
(владельца) транспортного средства на регистрацию транспортного средства в
реестре системы взимания платы. Платежи в счет возмещения вреда, причиняемого
автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными
средствами, в период совершения вменяемого правонарушения вносились
ООО «Стройальянс».
Согласно п.п.3, 4
Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами,
имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №504, взимание
платы осуществляется с использованием системы взимания платы, оператор
осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца)
в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр,
содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах)
транспортных средств. Реестр ведется оператором в электронном виде.
В силу п.42
указанных Правил, в случае если собственником (владельцем) транспортного
средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право
собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца)
транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки
пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным
средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.
Из материалов дела
усматривается, что между ООО «Стройальянс» и ООО «РТ-Инвест Транспортные
Системы» (оператор) заключен договор безвозмездного пользования бортовым
устройством с дополнительным соглашением, согласно которому ООО «Стройальянс»
передано бортовое устройство для его установки на принадлежащее ему транспортное
средство, государственный регистрационный номер
***.
По условиям
приведенных Правил на ссудополучателя возложена обязанность не передавать
бортовое устройство третьим лицам, а в случае отчуждения транспортного средства либо передачи права владения и/или пользования транспортным
средством, ссудополучатель обязан вернуть соответствующее бортовое устройство в
течение 3 (трех) рабочих дней с даты перехода права собственности на это
транспортное средство, прав владения и/или пользования данным транспортным
средством третьему лицу.
Между тем, на дату
фиксации административного правонарушения каких-либо заявлений от
ООО «Стройальянс» в адрес оператора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» не
поступало, бортовое устройство не возвращалось. Само *** в ООО «РТ-Инвест
Транспортные Системы» также не обращалось.
При таких
обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно
пришел к выводу о том, что оснований полагать, что транспортное средство
безусловно выбыло из владения его собственника и не использовалось в интересах
последнего на момент фиксации административного правонарушения, не имеется.
Несогласие заявителя
с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и
судьей районного суда норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих
применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и
предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно
и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов суда предыдущей инстанции, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного решения.
Нарушений норм
процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы
материального права применены правильно.
Вместе с тем
полагаю, что обжалуемые акты подлежат изменению, поскольку по делу, в том числе
с учетом представленных суду доказательств материального положения юридического
лица, усматриваются основания для назначения административного штрафа с
применением положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в размере менее
минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.6
ст.12.21.1 КоАП РФ, со снижением его до 300 000 рублей.
Кроме того, полагаю
необходимым исключить из мотивировочной части оспариваемого решения вывод о
том, что фактические обстоятельства события правонарушения подтверждаются
постановлением уполномоченного должностного лица от 30.06.2025, поскольку
обжалуемое в порядке главы 30 КоАП РФ постановление не может являться
доказательством по делу.
На основании
изложенного и руководствуясь ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня 2025 года и
решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2025
года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройальянс»,
изменить, снизив размер административного штрафа до 300 000 рублей.
Исключить из
мотивировочной части решения судьи Мелекесского районного суда Ульяновской
области от 29 августа 2025 года вывод о том, что фактические обстоятельства
события правонарушения подтверждаются постановлением уполномоченного
должностного лица от 30 июня 2025 года.
В остальной части
указанные акты оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с
ограниченной ответственностью «Стройальянс» Ивашуты Олега Витальевича - без
удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев