Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 18.11.2025, опубликован на сайте 10.12.2025 под номером 122619, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, включении периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-001887-76   

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело № 33-4651/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                        18 ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  26 мая 2025 года, с учетом определений от 28 июля 2025 года и 18 августа 2025 года об исправлении описок, по делу № 2-1662/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Рогушкиной Ирины Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать решение от 26.11.2024 в части отказа в перерасчете Рогушкиной Ирине Юрьевне пенсии с учетом сведений о заработной плате с 23.09.1991 по 18.06.1993 и с 11.04.1996 по 03.08.1996 в *** и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Рогушкиной Ирине Юрьевне с 28.11.2019 перерасчет размера пенсии с учетом сведений о заработке в ***, в том числе в 1991 г. сентябрь – 88 руб. 10 коп.; октябрь –  655 руб. 56 коп.;  ноябрь     525 руб.; декабрь –  1165 руб. 68 коп.; в 1992г.: в январе – 2 216 руб.; в феврале – 2 494 руб.; в марте – 4 964 руб. 80 коп.; в апреле – 4 232 руб. 34 коп.; в мае - 3 118 руб. 60 коп.; в июне -  8 436 руб. 13 коп.; в июле – 5 313 руб.; в августе – 8 917 руб.; в сентябре – 7 040 руб. 10 коп.; в октябре – 9 385 руб. 56 коп.; в ноябре – 13 510 руб. 09 коп.; в декабре – 13 245 руб. 09 коп.; в 1993г.: в январе – 4 428 руб. 36 коп.; в марте – 3 646 руб.; в 1996 г.: в апреле – 152 406 руб.; в мае – 177 807 руб.; в июне 203 208 руб.; в июле – 220 142 руб.; в августе 25 401 руб.

В остальном в удовлетворении исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Рогушкиной И.Ю. и ее представителя Ситдикова Т.К., которые полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Рогушкина И.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости.

Требования были мотивированы тем, что ей назначена страховая пенсия по старости с 28.11.2019. Однако при определении размера пенсии не была учтена заработная плата в период ее работы с 1991 г. по 1996 г.  в ***. 

Она предоставила ответчику справку № *** от 12.12.2018, выданную ***, из которой следует, что она в указанный период выполняла работу в районах Крайнего Севера и имела заработную плату.

ОСФР по Ульяновской области в своем решении от 26.11.2024, ссылаясь на то, что работодатель не подтвердил указанные в справке сведения о заработной плате, отказал в перерасчете пенсии.

С данным решением ответчика она не согласна.

В связи с этим просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области от 26.11.2024 незаконным, обязать ОСФР по Ульяновской области включить в стаж период работы в районах Крайнего Севера с 23.09.1991 по 03.08.1996 и произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента ее назначения, т.е. с 28.11.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены -                         АО «Колымская судоходная компания», Ульяновский областной союз потребительских кооперативов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда в части возложения обязанности произвести истцу перерасчет размера пенсии с 28.11.2019

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что перерасчет истцу размера пенсии возможен только с учетом  положений, предусмотренных частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. с 01.01.2022, поскольку при назначении пенсии Рогушкина И.Ю. не предоставляла спорную справку в пенсионный орган.  При указанных обстоятельствах  у ОСФР по Ульяновской области отсутствует обязанность по перерасчету размера пенсии с даты первоначального обращения истца за назначением пенсии.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Рогушкина И.Ю. с 28.11.2019 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

19.08.2024 Рогушкина И.Ю. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, предоставив справку № *** от 12.12.2018, выданную ***, о ее заработной плате за период работы  с 1991 г. по 1996 г. в ***.

Решением  ОСФР по Ульяновской области от 26.11.2024 истцу было отказано в перерасчете пенсии по мотиву того, что работодатель в установленный срок не подтвердил указанные в справке сведения.

Не согласившись с указанными решениями пенсионного органа, Рогушкина И.Ю. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные  в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании указанного решения незаконным, возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных в вышеназванной справке сведений.

Решение суда первой инстанции в вышеуказанной части ответчиком не обжалуется, а, следовательно, судебной коллегией на предмет законности в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.

При этом суд первой инстанции, приняв во внимание, что в материалах пенсионного дела истца отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее исполнение ответчиком обязанности по истребованию сведений о заработке истца за период работы в Зырянском речном порту,  пришел к выводу о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести  истцу перерасчет размера пенсии с момента ее назначения, т.е. с 28.11.2019.

Между тем судебная коллегия, исходя из доводов апелляционной жалобы, не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести  истцу перерасчет размера пенсии с 28.11.2019 по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Из названных норм пенсионного законодательства следует, что перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер. Обязанность пенсионного органа произвести перерасчет пенсии обусловлена не только возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает возможность перерасчета пенсии, но и с фактом подачи соответствующего заявления и представления документов, подтверждающих обстоятельства, на которых заявитель основывает требование о перерасчете пенсии.

Таким образом, возложение обязанности на ответчика произвести истцу перерасчет пенсии с 28.11.2019, т.е. с момента назначения пенсии,  возможно только при наличии вины пенсионного органа.

Между тем таких обстоятельств по делу не установлено.

Как следует из материалов дела, истец с заявлением о перерасчете пенсии по вышеуказанным основаниям обратился в ОСФР по Ульяновской области только 19.08.2024. Никаких доказательств того, что истец в момент назначения пенсии предоставлял сведения о трудовой деятельности в спорные периоды, пенсионное дело не содержит.

Федеральным законом от 26.05.2021 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дополнена частью 7.2.

Согласно части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.05.2021                 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2022.

Следовательно, часть 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступила в силу с 01.01.2022.

Таким образом, в случае поступления после 01.01.2022 документов, предусмотренных частью 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», влекущих увеличение размера пенсии, назначенной до 01.01.2022, перерасчет размера пенсии осуществляется с 01.01.2022.

Однако, удовлетворяя требования истца о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения, т.е. с 28.11.2019, суд первой инстанции вышеуказанные нормы пенсионного законодательства не  принял во внимание.

Таким образом, оснований для перерасчета истцу пенсии ранее 01.01.2022 в соответствии с вышеуказанными положениями пенсионного законодательства не имеется.

В связи с этим судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для  возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет размера пенсии с 28.11.2019.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности осуществить истцу перерасчет размера пенсии с 28.11.2019 подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения о возложении на ответчика обязанности осуществить истцу перерасчет размера пенсии с 01.01.2022.

В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 мая 2025 года, с учетом определений от 28 июля 2025 года и 18 августа 2025 года об исправлении описок, изменить в части даты перерасчета Рогушкиной Ирине Юрьевне размера пенсии с учетом сведений о заработке в Зырянском речном порту (АО «Колымская судоходная компания»), обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Рогушкиной Ирине Юрьевне перерасчет размера пенсии с 01.01.2022.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                     (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.11.2025