УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Трифонова
Е.В.
Дело №7-874/2025
73RS0008-01-2025-000490-16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
27 ноября 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Сайгин Н.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе Карташова Алексея Викторовича на
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня
2025 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29
августа 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении Карташова Алексея Викторовича
(дело № 12-1-59/2025),
установил:
постановлением
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 30.06.2025
Карташов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнут административному
наказанию в виде административного штрафа в размере 525 000 рублей.
Решением судьи
Инзенского районного суда Ульяновской области от 29.08.2025 указанное
постановление изменено, снижен размер административного наказания в виде
административного штрафа до 262 500 рублей, в остальной части постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, Карташов А.В. не соглашается с
вынесенными постановлением должностного лица административного органа и
решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене.
В обоснование жалобы
указывает, что судом не учтено, что в день фиксации вмененного правонарушения
транспортное средство ***, государственный регистрационный номер ***,
осуществляло движение с превышением нагрузки на оси на основании разрешения № ***
от 14.05.2025, выданного на 40 поездок в период с 15.05.2025 по 26.09.2025.
Подробно позиция
Карташова А.В. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к следующему.
Частью 3 ст.12.21.1
КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) была
установлена административная ответственность, в том числе, за движение
тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением
допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось
транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного
средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального
разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5
КоАП РФ.
Согласно п.23.1
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение
нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных
предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В силу п.23.5 Правил
дорожного движения движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного
транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего
перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального
закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
Положения ст.3
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» определяют тяжеловесное транспортное
средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного
средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2
ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям
автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам
на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без
специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Допустимые масса,
нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства
установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении
Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного
средства».
Из материалов дела
следует, что 16.05.2025 в 17:04:12 по адресу 8 км 385 м автомобильной дороги
Инза-Оськино-граница области, Ульяновская область, водитель, управляя
тяжеловесным транспортным средством, ***, государственный регистрационный номер
***, в составе 6-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 Правил дорожного
движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления
Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил
движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства»,
осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального
разрешения, поскольку согласно акта №*** от 19.05.2025 измерения параметров
транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по осевой
нагрузке автопоезда на 29,44% (2,355 т) на ось №2 (погрешность измерения
10,00%), двигаясь с нагрузкой 10,355 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8,000
т на ось, по осевой нагрузке автопоезда на 31,41% (2,513 т) на ось №3
(погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 10,513 т на ось №3 при
допустимой нагрузке 8,000 т на ось.
Собственником
данного транспортного средства на момент фиксации нарушения являлся Карташов
А.В.
Указанное нарушение
зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки,
видеозаписи, работающим в автоматическом режиме «Архимед», заводской номер ARW
06131, свидетельство о поверке ***, поверка действительна до 20.08.2025.
Вопреки доводам
жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении
в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически
значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том
числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок
давности привлечения Карташова А.В. к административной ответственности
соблюдены.
Доводы жалобы о том, что в день фиксации вмененного правонарушения
транспортное средство ***, государственный регистрационный номер ***,
осуществляло движение с превышением нагрузки на оси на основании разрешения № ***
от 14.05.2025, выданного на 40 поездок в период с 15.05.2025 по 26.09.2025, судьей районного
суда дана надлежаще мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой
не усматриваю.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007
№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять
движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах,
осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением
движения на тяжеловесных транспортных средствах при международной перевозке товаров
в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
разными видами транспорта, а также на тяжеловесных транспортных средствах,
масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых не более
чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и
(или) допустимую нагрузку на ось.
В соответствии с п.19 статьи 3
Федерального закона от 08.11.2025 №257-ФЗ неделимым грузом является груз,
который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не
может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным
транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по
габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты
транспортного средства при погрузке на него такого груза.
Заявителем было представлено в суд разрешение
№ *** от 14.05.2025 на перевозку неделимого груза в период с 15.05.2025 по 26.09.2025
с использованием транспортного средства ***, государственный регистрационный
номер ***, прицеп ***, государственный регистрационный номер *** – конструкция
из древесины 18,750 т и конструкция из древесины 19,000 т по маршруту движения
автомобильной дороги Инза-Оськино-граница области.
В разрешении имеется схема транспортного
средства (автопоезда), на которой изображено расположение перевозимого неделимого
груза (груз 1, груз 2) (л.д.4-6).
Между тем перевозимый Карташовым А.В. груз не
соответствовал характеристике груза, указанной в разрешении от 14.05.2025, а
именно доказательств неделимости груза представлено не было, поскольку как
следует из материалов фотофиксации, тяжеловесное транспортное средство, ***,
государственный регистрационный номер ***, осуществляло движение с делимым
грузом – лес-кругляк, который не являлся одним целым, в связи с чем груз мог
быть разделен без потери его потребительских свойств (л.д. 51-54).
С учетом изложенного в рассматриваемом случае
наличие специального разрешения от 14.05.2025, обстоятельством, исключающим
административную ответственность, не является, поскольку перевозимый груз
являлся делимым.
При таких
обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что
оснований полагать, что транспортное средство ***, государственный
регистрационный номер ***, в момент фиксации правонарушения двигалось на
основании разрешения, выданного на перевозку неделимого груза, не имеется.
Вместе с тем,
принятые по делу акты подлежат изменению в силу следующего.
Действия Карташов
А.В. квалифицированы по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на
момент совершения правонарушения).
Согласно ч.2 ст.1.7
КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за
административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,
совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть
распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение
до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о
назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом
от 07.07.2025 №209-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях», вступившим в законную силу 18.07.2025, ч.3
ст. 12.21.1 КоАП РФ признана утратившей силу.
Этим же Федеральным
законом от 07.07.2025 № 209-ФЗ, абз.1 ч.5 ст. 12.21.1 КоАП РФ изложен в следующей
редакции: «Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного
средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину
более 20, но не более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с
превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более
20, но не более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы
транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на
величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, либо с
превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного
средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более
50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.12.21.5 настоящего
Кодекса».
Таким образом, в
настоящее время административная ответственность за движение тяжеловесного и
(или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы
транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на
величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения,
предусмотрена ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Поскольку санкция
ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ)
является менее строгой, чем санкция ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции,
действовавшей на момент совершения правонарушения), то действия общества
подлежат переквалификации на ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального
закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с назначением административное наказания в виде
административного штрафа в размере 225 000 рублей, с учетом положений ч.ч.2.2,
2.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Также полагаю
необходимым исключить из мотивировочной части судебного решения вывод о том,
что фактические обстоятельства события правонарушения подтверждаются
постановлением уполномоченного должностного лица от 30.06.2025, поскольку
обжалуемое в порядке главы 30 КоАП РФ постановление не может являться
доказательством по делу.
В остальной части
состоявшиеся акты оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст.30.3
– 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня 2025 года и
решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2025
года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, в отношении Карташова Алексея Викторовича, изменить:
совершенное
Карташовым Алексеем Викторовичем деяние переквалифицировать с части 3 статьи
12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в
редакции Федерального закона от 26.12.2024 № 490-ФЗ) на часть 5 статьи 12.21.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции
Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с назначением административного
наказания в виде административного штрафа в размере 225 000 рублей, с учетом
положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Исключить из
мотивировочной части решения судьи Инзенского районного суда Ульяновской
области от 29 августа 2025 года вывод о том, что фактические обстоятельства
события правонарушения подтверждаются постановлением уполномоченного
должностного лица от 30 июня 2025 года.
В остальной части
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня
2025 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 29
августа 2025 года, оставить без изменения, жалобу Карташова Алексея Викторовича
– без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Н.В. Сайгин