У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2025-001934-75
Судья Иренева
М.А.
Дело № 33а-4830/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
02 декабря 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Федерального
казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 05 июня 2025 года, с учетом дополнительного решения от
29 августа 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки
от 26 августа 2025 года по делу
№ 2а-1264/2025, которым постановлено:
Уточненный административный иск Ульяновского
прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным
бездействие Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной
службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по обеспечению благоприятной
среды обитания осужденным, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в
федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области».
Обязать федеральное казенное учреждение
«Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную
силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной
безопасности, уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об
энергетике:
- обеспечить заполнение дверных проемов в противопожарной
преграде, отделяющих швейный участок от лестничной клетки режимного корпуса № ***,
столовую от камер штрафного изолятора, а также столовую от лестничной клетки в
соответствие с требованиями ч. 1 ст.6, ст. 59, ч. ч. 1, 3 ст. 88 Федерального
закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности», п. 5.6.4 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной
защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к
объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
- обеспечить
исправное состояние эвакуационных выходов со второго этажа административного
здания тюрьмы (категория риска – значительная) на лестничную клетку в
соответствие с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.6 СНиП II-Л.2-72* «Общественные
здания и сооружения. Нормы проектирования. Общая часть», утвержденные
Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от
03.04.1972, а также п. 4.2.9 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты.
Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 № 194;
- обеспечить наличие
технического паспорта на трансформаторную подстанцию, схемы электрических
соединений (схемы электроснабжения), инструкции по охране труда при работах в
электроустановках, а также производственной инструкции по эксплуатации
электроустановок тюрьмы в соответствие с требованиями п. 27 Правил технической
эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных
приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811;
- обеспечить
персонал, обслуживающий электроустановки тюрьмы
группой по электробезопасности в соответствие с требованиями п. 40
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической
энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811,
зарегистрированными Минюстом России 07.10.2022 № 70433;
- закрепить
работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках,
ведения оперативных переговоров, имеющих право единоличного осмотра
электроустановок, право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски,
выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ,
производителя работ, наблюдающего, а также назначить ответственного и
заместителя ответственного за электрохозяйство тюрьмы в соответствие с
требованиями п. 12 Правил технической эксплуатации электроустановок
потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от
12.08.2022 № 811;
- обеспечить
закрытие привода разъединителя ВЛ-10 кВ на опоре рядом с трансформаторной
подстанцией на замок в соответствие с требованиями п.496 Правил технической
эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных
приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070;
- восстановить окрас
приводов разъединителя ВЛ-10 кВ на опоре рядом с трансформаторной подстанцией в
соответствие с требованиями п. 498 Правил технической эксплуатации
электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом
Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070.
В
удовлетворении административного иска Ульяновского прокурора по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказать в
полном объеме.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Ульяновский прокурор
по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту
неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным
в ходе судебного разбирательства, к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»
(далее – ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной
службы исполнения наказаний по Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской
области) о признании незаконным бездействия по обеспечению благоприятной среды
обитания осужденным, подозреваемым и обвиняемым, понуждении к совершению
определенных действий.
Требования
мотивировал тем, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях области с участием специалистов ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН
России, отдела надзорной деятельности
и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому
и Новомалыклинскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России
по Ульяновской области, отдела по государственному энергетическому надзору
Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения требований
пожарной безопасности, законодательства об электроэнергетике, а также
законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении
осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по
адресу: ***
По результатам
надзорных мероприятий установлено, что в тюрьме имеются нарушения требований статей
99 и 101 УИК РФ о материально-бытовом
и медико-санитарном обеспечении осужденных.
Просил
признать незаконным бездействие
ФКУ Т УФСИН России
по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области по
обеспечению благоприятной среды обитания осужденным, подозреваемым и
обвиняемым, содержащимся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.
Обязать ФКУ Т УФСИН
России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения
закона, а именно:
- обеспечить заполнение дверных проемов в противопожарной
преграде, отделяющих швейный участок от лестничной клетки режимного корпуса № ***,
столовую от камер штрафного изолятора, а также столовую от лестничной клетки в
соответствие с требованиями ч. 1 ст.6, ст. 59, ч. ч. 1, 3 ст. 88 Федерального
закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности», п. 5.6.4 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной
защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к
объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
- обеспечить
исправное состояние эвакуационных выходов со второго этажа административного
здания тюрьмы (категория риска – значительная) на лестничную клетку в
соответствие с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.6 СНиП II-Л.2-72* «Общественные
здания и сооружения. Нормы проектирования. Общая часть», утвержденные
Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от
03.04.1972, а также п. 4.2.9 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты.
Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 № 194;
- обеспечить наличие
технического паспорта на трансформаторную подстанцию, схемы электрических
соединений (схемы электроснабжения), инструкции по охране труда при работах в
электроустановках, а также производственной инструкции по эксплуатации
электроустановок тюрьмы в соответствие с требованиями п. 27 Правил технической
эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных
приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811;
- обеспечить
персонал, обслуживающий электроустановки тюрьмы группой по электробезопасности
в соответствие с требованиями п. 40 Правил технической эксплуатации
электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом
Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, зарегистрированными Минюстом России
07.10.2022 № 70433;
- закрепить
работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках,
ведения оперативных переговоров, имеющих право единоличного осмотра
электроустановок, право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски,
выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ,
производителя работ, наблюдающего, а также назначить ответственного и
заместителя ответственного за электрохозяйство тюрьмы в соответствие с
требованиями п. 12 Правил технической эксплуатации электроустановок
потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от
12.08.2022 № 811;
- обеспечить
закрытие привода разъединителя ВЛ-10 кВ на опоре рядом с трансформаторной
подстанцией на замок в соответствие с требованиями п.496 Правил технической
эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных
приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070;
- восстановить окрас
приводов разъединителя ВЛ-10 кВ на опоре рядом с трансформаторной подстанцией в
соответствие с требованиями п.498 Правил технической эксплуатации электрических
станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от
04.10.2022 № 1070;
При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ Т УФСИН России по
Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ,
обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных
работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств)
на указанные цели. (л.д.5-17, 133-136).
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена
Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России,
отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду,
Мелекесскому и Новомалыклинскому районам
УНДиПР Главного управления МЧС России по Ульяновской области, Средне-Поволжское
управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области» просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных
административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы
указывает на то, что Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» предпринимает
все необходимые меры по обеспечению благоприятных условий содержания.
На момент
рассмотрения дела недостатки, указанные в административном иске, были частично
устранены, в связи с чем административный иск был уточнен.
В настоящее время
также проводится работа по устранению имеющихся недостатков.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Согласно части 4
статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей
13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие
наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать
условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а
также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию
своей материально-технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим
содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры
пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и
исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом
от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений».
Обязанность
соблюдения администрацией исправительного учреждения требований пожарной
безопасности установлена Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной
безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности на объектах
учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными
приказом ФСИН России от 30.03.2005 №214, Правилами противопожарного режима в
Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.09.2020 №1479, другими нормативными актами.
Удовлетворяя
требования прокурора о возложении на ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской
области обязанности по устранению нарушений пожарного законодательства в
помещениях исправительного учреждения, суд первой инстанции обоснованно исходил
из доказанности выявленных прокуратурой нарушений, в числе которых установлено
несоблюдение правил пожарной безопасности.
Данные
обстоятельства установлены в ходе проведенных прокуратурой проверок и не
оспаривались административными ответчиками в ходе рассмотрения дела.
Невыполнение ФКУ
Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области требований пожарного
законодательства свидетельствует о несоблюдении администрацией учреждения статьи
13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», Федерального закона
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
и нарушает права лиц, пребывающих в зданиях исправительной колонии.
Доводы апелляционной
жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают. Проведение работ по
устранению нарушений в ходе рассмотрения дела подтверждают несоблюдение
установленных требований и соответственно бездействие административного
ответчика. Поскольку нарушения в полном объеме устранены не были, суд первой
инстанции обоснованно удовлетворил административный иск прокурора с учетом
уточнений заявленных требований. Оснований для отказа в удовлетворении
административного иска у суда первой инстанции не имелось.
Принятое по делу
решение является по существу правильным, судом верно определены обстоятельства,
имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные
доказательства, верно применены нормы права, регулирующие спорные
правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 05 июня 2025 года, с учетом
дополнительного решения от 29 августа 2025 года, с учетом определения того же
суда об исправлении описки от 26 августа 2025 года, оставить без изменения, апелляционную
жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной
службы исполнения наказаний по Ульяновской области» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 05.12.2025.