Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании акта о переводе земельного участкалесного фонда в другую категорию земель
Документ от 02.12.2025, опубликован на сайте 11.12.2025 под номером 122774, 2-я гражданская, об устранении нарушений требований лесного и земельного законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2025-000230-89

Судья Сафиуллова М.В.                                                                    Дело № 33а-4705/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                   02 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2025 года по делу №2а-227/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Правительства Ульяновской области к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области  о признании недействительными (ничтожными) записи в Приложении №*** к постановлению главы администрации Чердаклинского района от 20.01.1993 №*** о перерегистрации права пользования земельным участком, проведении землепользования Ульяновскому производственному объединению ВОС «Автоконтакт», признании недействительным (ничтожным) акта №*** от 30.04.2021, утвержденного исполняющим обязанности директора Департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, внесении изменений документированной информации о площади Ульяновского лесничества в части исключения из площади *** участкового лесничества (часть квартала ***) 1,1243 га - отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                   Стерлядевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя ВОС и Ульяновского производственного объединения                                    ВОС «Автоконтакт»  -  Селянкина В.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд административным иском  в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об устранении нарушений требований лесного и земельного законодательства.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой района во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Ульяновской области организована и проведена проверка соблюдения лесного и земельного законодательства при распоряжении землями с лесными участками, в ходе которой выявлены нарушения закона, потребовавшие прокурорского вмешательства.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.03.1991 №*** лесной участок Ульяновского мехлесхоза, площадью 1,1 га, отведен Ульяновскому производственному объединению «Автоконтакт» для размещения туристической базы без права вырубки леса (в настоящее время участок имеет кадастровый номер ***).

Актом от 30.04.2021 №***, утвержденным и.о. директора Департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, из площади *** участкового лесничества (часть квартала ***) исключена площадь 1,1243 га  в связи с переводом ее в земли особо охраняемых территорий и объектов.  

Поскольку сведений об исключении данного участка из состава земель лесного фонда Распоряжение Совета Министров РСФСР от 12.03.1991 №*** не содержит, то утверждение акта от 30.04.2021 №*** является незаконным.

Кроме того, данный земельный участок постановлением главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 20.01.1993 №*** был передан Ульяновскому производственному объединению ВОС «Автоконтакт», что также незаконно ввиду отсутствия у главы районной администрации полномочий на распоряжение землями лесного фонда.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил суд признать недействительной (ничтожной) запись в Приложении №*** к постановлению главы администрации МО «Чердаклинский район» от 20.01.1993 №*** о перерегистрации права пользования земельными участками о проведении перерегистрации землепользования Ульяновскому производственному объединению ВОС «Автоконтакт» земельного участка, площадью 1,1 га, по целевому назначению база отдыха.

Признать недействительным (ничтожным) акт  от 30.04.2021 №***, утвержденный исполняющим обязанности директора Департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, о внесении изменений документированной информации о площади  Ульяновского лесничества, а именно: из площади *** участкового лесничества (часть квартала ***) исключена площадь 1,1243 га в связи с переводом ее в земли особо охраняемых территорий и объектов в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.03.1991 №***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства России, Управление Росреестра по Ульяновской области, ООО «Ульяновское предприятие «Автоконтакт», общероссийская организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование своих доводов указывает на то, что органами прокуратуры в исковом заявлении отсутствовали требования относительно права собственности на земельные участки и применения последствий недействительности сделки.           Отмечает, что общероссийская организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в качестве заинтересованного лица по делу не признавалась, её мнение судом не учитывалось.

В возражениях на апелляционное представление общероссийская организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и 4 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1).

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2).

При этом в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.130, 131, 141.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) земельные участки относятся к недвижимым вещам, право собственности на которые подлежит регистрации.

В силу ст.8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (абзац второй п.1).

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2 ст.8.1 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением исполкома Чердаклинского районного Совета депутатов трудящихся от 09.09.1977 №*** «Об отводе земельного участка под строительство базы отдыха Ульяновскому областному правлению Всероссийского общества слепых (ВОС) выделен земельный участок, площадью 0,5 га, в квартале №*** *** лесничества Ульяновского мехлесхоза для строительства базы отдыха (т.1 л.д.133).

Из акта обследования и выбора территории под строительство базы отдыха от 20.08.1977 следует, что была в натуре осмотрена территория, намеченная под строительство базы отдыха, расположенная в *** лесничестве в квартале №***, которая представляет собой незастроенную территорию, не покрытую лесом (покрытая полями или пустошью) (т.1 л.д.134).

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 16.05.1978 №*** принято предложение, в том числе Ульяновского облисполкома об изъятии в установленном порядке земельного участка, площадью 0,5 га, из земель Ульяновского мехлесхоза и предоставлении  его  Ульяновскому правлению ВОС  (т.1 л.д.136, 138).

25.05.1978 во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 16.05.1978 №*** Ульяновское управление лесного хозяйства поручило Ульяновскому мехлесхозу отвести  Ульяновскому правлению ВОС под базу отдыха земельный участок, площадью 0,5 га,  в квартале *** Красноярского лесничества во временное долгосрочное пользование сроком до 10 лет, без исключения из Гослесфонда, с внесением необходимых изменений в материалы лесоустройства и учет лестного фонда (т.1 л.д.135).

28.06.1978 между Ульяновским мехлесхозом  и Ульяновским правлением ВОС заключен соответствующий договор сроком по 28.06.1988 (т.1 л.д.139-140).

Решением исполкома Чердаклинского районного совета народных депутатов от 18.01.1990 №*** земельный участок, площадью 1,1 га, расположенный в *** квартале *** лесничества Ульяновскогомехлесхоза, отведенный в 1978 году во временное использование для размещения турбазы «***», отведен в постоянное пользование Ульяновскому производственному объединению ВОС «Автоконтакт» (т.1 л.д.141).

Распоряжением  Совета Министров РСФСР от 12.03.1991 №*** принято предложение Совета Министров Башкирской ССР, Совета Министров Бурятской ССР, Совета Министров Карельской ССР, Совета Министров Мордовской ССР, Иркутского и Сахалинского областных Советов народных депутатов, облисполкомов об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их предприятиям и организациям, согласно приложению, из которого усматриваются пользователи, из земель которых изымаются земельные участки, предприятия и организации, которым отводятся земельные участки и цель отвода, площадь и сроки.

Из приложения к распоряжению следует, что из земель, в том числе Ульяновского мехлесхоза, изъят земельный участок, площадью 1,1 га, и бессрочно отведен Ульяновскому производственному объединению «Автоконтакт» для размещения туристической базы (без права вырубки леса) (т.1 л.д.142-144).

20.01.1993 принято постановление главы администрации Чердаклинского района №*** о перерегистрации права пользования земельными участками, в соответствии с которым, по итогу рассмотрения представленных материалов и руководствуясь ст. 7 Закона РСФСР «О земельной реформе», постановлено перерегистрировать предприятиям, организациям, учреждениям право постоянного пользования землей, согласно приложения № ***, организациям, предприятиям, учреждениям постановлено выдавать свидетельства на право постоянного пользования землей (л.д. 35-36).

В приложении № *** к постановлению главы администрации Чердаклинского района № *** от 20.01.1993 приведен перечень организаций, учреждений, предприятий прошедших перерегистрацию землепользования, в том числе значится Ульяновское производственное объединение ВОС «Автоконтакт», площадь участка 1,1 га, целевое назначение - база отдыха.

Согласно заключению Ульяновского ЛХТПО от 18.12.1989 объединение не возражает в передаче земельного участка лесов 1 группы на площади 1,1 га Ульяновскому производственному объединению ВОС «Автоконтакт» в постоянное пользование, отведенного ранее по распоряжению Совета Министров РСФСР от 16.05.1978 №*** во временное пользование под туристическую базу отдыха                 (т.1 л.д.145).

Постановлением главы Чердаклинского района от 01.06.2001 №***                         ООО «Ульяновское учебно-производственное предприятие «Автоконтакт» Всероссийского общества слепых» в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 1,1243 га, расположенный в *** квартале *** лесничества, для размещения базы отдыха (т.1 л.д.147).

Право  постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано  в установленном законом порядке за ООО «Ульяновское учебно-производственное предприятие «Автоконтакт» Всероссийского общества слепых»  (т.1 л.д.148).

На основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2002 по делу №***, определения Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2002 по делу №***, исполнительного листа по указанному делу за ООО «Ульяновское учебно-производственное предприятие «Автоконтакт» Всероссийского общества слепых»  зарегистрировано право собственности на базу отдыха «***», общей площадью 544,58 кв.м, расположенной в *** квартале *** лесничества Ульяновского мехлесхоза в Чердаклинском районе Ульяновской области (т.1 л.д.149).

Постановлением главы администрации МО «Чердаклинский район» от 15.12.2005 №*** ООО «Ульяновское учебно-производственное предприятие «Автоконтакт» в собственность бесплатно предоставлен земельный участок, площадбю 11 243 кв.м, расположенный в *** квартале *** лесничества Ульяновского лесхоза, для эксплуатации реабилитационного центра «***»                  (т.1 л.д.150).

Право собственности на земельный участок, площадью 11 243 кв.м, с кадастровым номером ***, с назначением: земли особо охраняемых территорий и объектов, для эксплуатации реабилитационного центра «***» зарегистрировано 03.03.2006 за ООО «Ульяновское предприятие «Автоконтакт» (т.1 л.д.60 оборот).

30.04.2021 исполняющим обязанности директора департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области утвержден акт №***  об изменении документированной информации государственного лесного реестра (т.1 л.д. 59). Указанный акт № *** составлен в том, что Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области в государственном лесном реестре изменена документированная информация о площади Ульяновского лесничества, а именно: из площади *** участкового лесничества (часть квартала 5) исключена площадь 1,1243 га в связи с переводом ее в земли особо охраняемых территорий и объектов в соответствии с распоряжением  Совета Министров РСФСР от 12.03.1991 № *** ( т.1 л.д. 59).

Согласно информации от 17.03.2025, предоставленной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), земельный участок с кадастровым номером *** был расположен в пределах *** квартала *** участкового лесничества и исключен из государственного лесного реестра (ГЛР) Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области в рамках своих полномочий на основании акта об изменении документированной информации от 26.12.2022 №*** (т.1 л.д.61).

Полагая,  что оспариваемыми актами (Приложением № *** к постановлению главы администрации МО «Чердаклинский район» № *** от 20.01.1993, актом № *** от 30.04.2021, в части участка, переданного Ульяновскому производственному объединению «Автоконтакт») нарушены  интересы Российской Федерации, прокурор обратился с рассматриваемым административным иском.

Разрешая  административный спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями  Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 №1103-1, Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 №4613-1 (действовавших на дату оспариваемого постановления), пришел к выводу о том, что спорный земельный участок к государственному лесному фонду не принадлежит, обстоятельств, подтверждающих, что этот участок выбыл из государственной собственности по недействительной сделке помимо воли собственника с нарушением действующего законодательства, не установлено.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, ст. 23 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 1993 года, определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных п.4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

Местные Советы народных депутатов могут передавать свои полномочия по изъятию, предоставлению и передаче земель их исполнительным и распорядительным органам или президиумам.

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 201-ФЗ, ст.7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Следовательно, вопреки доводам апелляционного представления, спорный земельный участок отведен Ульяновскому производственному объединению «Автоконтакт» для размещения туристической базы на законных основаниях.

Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН внесены соответствующие сведения. На участке расположен социальный объект - «База отдыха по оказанию социальных услуг для людей с инвалидностью»,  право собственности на который также зарегистрировано. Кадастровый номер участку присвоен в 1993 году, на участке многолетних лесных насаждений актом осмотра не установлено.

Согласно положениям ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 и 9 данной статьи. Эти правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Право собственности ООО «Ульяновское предприятие «Автоконтакт» указанного земельного участка возникло с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр недвижимости, которая осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (п.1, 2 ст.8.1         ГК РФ), 03.03.2006, то есть  до 01.01.2016.

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (п.6 ст.8.1 ГК РФ).

Возникновение права собственности у ООО «Ульяновское предприятие «Автоконтакт» не было оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 №5-П, в соответствии с правовой позицией КС РФ законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечиваются защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Спорный земельный участок предоставлен Обществу на праве собственности в установленном законом порядке, относится к иной категории земель, чем земли лесного фонда, каких-либо споров с Федеральным агентством лесного хозяйства и иными лицами ранее не возникало, участок был сформирован до вступления в действие Лесного кодекса РФ.

Принимая во внимание приведенные нормы, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что действия главы администрации района по принятию постановления от 20.01.1993 №***  принято в пределах предоставленных ему полномочий, действия исполняющего обязанности директора департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области также являются законными, направлены на устранение противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН.

Доводы прокурора об обратном основаны на неверном толковании закона, в связи с чем отклоняются.

Каких-либо новых доводов, которые не были исследованы судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта, апелляционное представление не содержит.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения, судебной коллегией не установлено.

При таких данных принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                               15 мая 2025 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.12.2025