Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы
Документ от 25.11.2025, опубликован на сайте 16.12.2025 под номером 122863, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-000943-95    

Судья Царапкина К.С.                                                                         Дело № 33-4648/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                            25 ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 апреля 2025 года, с учетом определения от 01 августа 2025 года об исправлении описки, по делу № 2-1305/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Аубакирова Рашида Шайдуловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области № *** от 09.01.2025.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области зачесть Аубакирову Рашиду Шайдуловичу в страховой стаж и общий трудовой стаж, а также в страховой стаж для назначения пенсии досрочно в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 23.06.1978 по 30.04.1981 в ***; с 13.06.1983 по 06.07.1983 в ***; с 07.07.1983 по 19.02.1985 в ***; с 01.03.1985 по 15.04.1986 в ***; с 23.10.1986 по 31.12.1990 в ***, а также период с 03.05.1981 по 05.05.1983 прохождения военной службы по призыву.

В удовлетворении остальной части требований Аубакирову Рашиду Шайдуловичу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Аубакирова Р.Ш. и его представителя Суфияровой О.П., которые полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Аубакиров Р.Ш. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости.

Требования были мотивированы тем, что в 2023 году он обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Пенсионным органом в назначении пенсии ему было отказано, поскольку он не достиг пенсионного возраста.

В 2024 году он повторно обратился с заявление о назначении пенсии.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 14.01.2025 в назначении пенсии также было отказано.

При этом решением ОСФР по Ульяновской области от 09.01.2025 ему было отказано в принятии к зачету в общий и страховой стаж следующих периодов его работы: с 23.06.1978 по 30.04.1981 в ***; с 13.06.1983 по 06.07.1983 в ***; с 07.07.1983 по 19.02.1985 в ***; с 01.03.1985 по 15.04.1986 в ***; с 23.10.1986 по 12.05.1992 в ***. Также к зачету не был принят период его службы в армии с 03.05.1981 по 05.05.1983.

Причиной отказа в зачете указанных периодов работы послужило то, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 прекратило свое действие 01.01.2023.

С указанным решением ответчика он не согласен, поскольку данные периоды работы имели место до распада СССР и приравниваются к страховому стажу, имевшему место в Российской Федерации. 

В связи с этим просил суд признать решения ОСФР по Ульяновской области об отказе в назначении пенсии и об отказе в принятии к зачету в страховой (общий) стаж периодов работы незаконными, обязать ОСФР по Ульяновской области включить в  его страховой (общий) стаж вышеуказанные периоды и назначить ему страховую пенсию с момента приобретения такого права.

Рассмотрев заявленные требования по существу, районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что стаж, приобретенный на территории Республики *** и подтвержденный формализованными документами, учитывается в Российской Федерации только при определении права на пенсию, но не при определении ее размера. Отмечает, что истец приобретает право на досрочную пенсию по старости 08.01.2028, в настоящее время у него отсутствует право на назначение ему страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку истец не достиг нужного возраста. Спорные периоды не могут быть включены в страховой стаж Аубакирова Р.Ш. в виду прекращения действия Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения». С 21.10.2022 вступил в силу Договор между Российской Федерации и Республикой *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021. Указанным Договором предусмотрено, что  каждая договаривающаяся сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено этим договором. Таким образом, оснований для зачета в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, имевших место как до 01.01.1991, так и после указанной даты, на территории Республики *** в целях определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу  Аубакиров Р.Ш. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 03.03.2024 истец Аубакиров P.Ш. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.03.2024 Аубакирову Р.Ш. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с обращением ранее установленного законодательством срока (л.д. 57).

06.01.2025 истец Аубакиров Р.Ш. вновь обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 14.01.2025 истцу Аубакирову Р.Ш. было отказано в назначении пенсии в соответствии со статьей8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостижением требуемого возраста для назначения пенсии по старости (л.д. 10)

При этом решением ОСФР по Ульяновской области от 09.01.2025 истцу было отказано в принятии к зачету в общий и страховой стаж следующих периодов его работы: с 23.06.1978 по 30.04.1981 в ***; с 13.06.1983 по 06.07.1983 в ***; с 07.07.1983 по 19.02.1985 в ***; с 01.03.1985 по 15.04.1986 в ***; с 23.10.1986 по 12.05.1992 в ***. Также к зачету не был принят период его службы в армии с 03.05.1981 по 05.05.1983 (л.д. 12).

Не согласившись с  указанными решениями ответчика, истец Аубакиров Р.Ш. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением от 13.03.2002 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (прекратившего свое действие для Российской Федерации 31.12.2022), Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004,  пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований истца - признании незаконным решения ОСФР по Ульяновской области от 09.01.2025, возложении на ОСФР по Ульяновской области зачесть в страховой стаж и общий трудовой стаж, а также в страховой стаж для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы истца с 23.06.1978 по 30.04.1981 в ***; с 13.06.1983 по 06.07.1983 в ***; с 07.07.1983 по 19.02.1985 в ***; с 01.03.1985 по 15.04.1986 в ***; с 23.10.1986 по 31.12.1990 в ***, а также период прохождения истцом военной службы по призыву с 03.05.1981 по 05.05.1983.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца на территории Республики *** протекали до распада СССР, а поэтому эти периоды подлежат включению в страховой и трудовой стаж истца.

Удовлетворяя исковые требования истца о включении периода службы в армии по призыву с 03.05.1981 по 05.05.1983, суд первой инстанции исходил из того, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина, территория СССР была едина и включала территории союзных республик, в том числе *** ССР, а поэтому в силу положений пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в  страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о несогласии с решением суда в данной части являются несостоятельными.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации, к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Отношения в области пенсионного обеспечения граждан государств участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» денонсировано Российской Федерацией путем принятия Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Соглашение прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, на которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Вместе с тем, с 01.01. 2019 законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости - длительный страховой стаж, и именно по данному основанию (наличие страхового стажа 42 года) истец просил назначить ему страховую пенсию по старости досрочно.

Так, согласно пункту 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона), а из не страховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона).

Перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ограничен и расширительному толкованию не подлежит.

Имевшие место в период трудовых отношений периоды, за которые не производилось начисление заработной платы, следовательно, не начислялись страховые взносы, в страховой стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не учитываются.

Возможность включения в страховой стаж периодов работы, за которые не производилось начисление заработной платы и не начислялись страховые взносы, для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» этим законом не предусмотрена.

Так, согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, то есть без применения законодательства, действующего в период выполнения соответствующей работы.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Из числа иных периодов, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», где страховые взносы не уплачивались, в стаж включаются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.12.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Вместе с тем, для учета стажа, приобретенного на территориях бывших республик СССР в период до распада Советского Союза следует учитывать, что страхование до 01.01.1991 приравнивается к оплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001        № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Данное исключение обусловливается единым правовым, экономическим, социальным пространством, существовавшим в рамках Союза ССР, а также необходимостью сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства в рамках пенсионной системы СССР.

Таким образом, для определения права на страховую пенсию по старости, страховой стаж подлежит учету работа и (или) иная деятельность, имевшая место в государствах-бывших союзных республиках Союза ССР, но только в периоды до 01.01.1991.

Также согласно пункту 7 статьи 9 Договора между Российской Федерации и Республикой *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по законодательству одной из Договаривающейся Сторон аналогичные периоды работы на территории другой Договаривающейся Стороны с периодами такой работы на территории первой Договаривающейся Стороны не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и *** Советской Социалистической Республики, имевших место до 01.01.1991.

Кроме того, в пункте 5 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 01.06.2022, разъяснено, что периоды военной службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитываются в трудовой стаж гражданина Российской Федерации для назначения ему страховой пенсии по старости независимо от того, на территории какой из бывших союзных республик дислоцировалась воинская часть, в которой он проходил действительную военную службу.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены вышеуказанные нормы пенсионного законодательства, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области об отсутствии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований истца, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого решения. Данные доводы приводились ответчиком ранее, являлись предметом исследования суда первой инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемом решении.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют их позицию  при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 апреля 2025 года, с учетом определения  от 01 августа 2025 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2025