Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным отказа адвокату в использовании на рабочей встрече с осужденным видеотехники
Документ от 05.02.2013, опубликован на сайте 25.02.2013 под номером 37026, 2-я гражданская, об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жорова И.А.                                                                              Дело № 33-322/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    5 февраля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е., Логинова Д.А.,

при секретаре  Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 УФСИН России по Кировской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 ноября 2012 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконными действия начальника  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Попова К*** В*** в части запрета 7 ноября 2012 года на пронос адвокатом Сабитовой Э*** Р*** на рабочую встречу (свидание) с подзащитным – осужденным Злобиным С*** Н*** видео- и аудиотехники.      

Обязать администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области не препятствовать адвокату Сабитовой Э*** Р*** в использовании видео- и аудиотехники при рабочей встрече с подзащитным - осужденным Злобиным С*** Н***.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения Сабитовой Э.Р.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Сабитова Э.Р. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в части запрета на пронос ею, как адвокатом, на рабочую встречу с подзащитным видео- и аудиотехники, возложении обязанности не препятствовать ей в использовании видео- и аудиотехники при рабочей встрече с подзащитным.

В обоснование заявления указала, что она является адвокатом *** г. Ульяновска!%. Она прибыла 07.11.2012  в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области с целью фиксации  при помощи видео- и аудиотехники имеющихся на теле её подзащитного – осужденного Злобина С.Н. следов от применения сотрудниками указанного учреждения специальных средств. Однако начальником учреждения в предоставлении рабочей встречи с применением видео - и аудиотехники с осужденным Злобиным С.Н. ей было отказано.

Указанными действиями нарушены права осужденного Злобина С.Н. на квалифицированную помощь с её стороны, а  она была лишена возможности надлежащим образом выполнять свои профессиональные и процессуальные обязанности.

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1  УФСИН России по Кировской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе Сабитовой Э.Р. в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы указывает на то, что  вывод суда о незаконности отказа начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Попова К.В.  в проносе адвокатом Сабитовой Э.Р. на рабочую встречу с подзащитным Злобиным С.Н. видео – и аудиотехники является неверным. Он противоречит ст.18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении  преступлений», предусматривающей запрет защитнику проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства, позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. Вывод суда о том, что данная норма не относится к осужденным, отбывающим наказание, не основан на законе, так как статья 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении  преступлений» не содержит такого исключения. В ст. 146 приказа Минюста РФ от 14.10.2005  «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС» содержится аналогичный запрет.

Судом не учтены доводы жалобы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области о том, что 06.11.2012 Сабитова Э.Р. без разрешения начальника учреждения  пронесла на территорию следственного изолятора технические средства связи.

В возражениях на апелляционную жалобу Сабитова Э.Р. считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в суд не явился, Злобин С.Н. содержится в местах лишения свободы, они извещены о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, возражения на жалобу Сабитовой Э.Р., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что  приговором Димитровградского городского суда от 17 июля 2008 г., вступившим в законную силу 3 сентября 2008 г., Злобин С.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ,  ему окончательно назначено наказание в виде 16 лет 2 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, первых пяти лет – в тюрьме.

Сабитова Э.Р., являясь адвокатом *** ***, и имея соглашение на представление интересов Злобина С.Н., 7 ноября 2012 г. обратилась на имя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Попова К.В. с заявлением разрешить ей рабочую встречу с подзащитным Злобиным С.Н. с использованием видео- и аудиотехники.

Согласно резолюции начальника учреждения от 7 ноября 2012 г. на указанном заявлении, рабочая встреча со Злобиным С.Н. адвокату Сабитовой Э.Р. была разрешена, но запрещен пронос видео- и аудиотехники.

Согласно статье 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (подпункты 1, 3, 6 пункта 3 статьи 6), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 84, пункт 1 части 3 статьи 86)  закреплено право адвоката (защитника) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, получать и представлять предметы, документы и иные сведения, к которым могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.

Действующим федеральным законодательством не установлен запрет на использование адвокатом (защитником) при проведении свидания с осужденным  фотоаппаратов, видео- и аудиотехники с целью получения необходимых для оказания юридической помощи сведений.

Пункты 76, 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205, а также пункт 18 приложения к указанным Правилам, из содержания которых следует, что лицам, прибывшим на свидание с осужденными, запрещается пронос видео- и  аудиотехники, решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 г. № ГКПИ11-2095 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу в части, допускающей распространение положений этих пунктов на пронос и использование в исправительных учреждениях адвокатом (защитником) при свиданиях с осужденными фотоаппаратов, видео- и аудиотехники.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу о  том, что адвокат (защитник) в силу закона имеет право при проведении  свидания с осужденным с целью получения необходимых для оказания юридической помощи сведений использовать видео- и аудиотехнику.

При таких обстоятельствах суд законно и обоснованно постановил решение о признании незаконным действия начальника  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Попова К.В. в части запрета 7 ноября 2012 года на пронос адвокатом Сабитовой Э.Р. на рабочую встречу (свидание) с подзащитным – осужденным Злобиным С.Н. видео- и аудиотехники, и возложении обязанности устранить указанное нарушение, с целью реализации  адвокатом Сабитовой Э.Р. её обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи осужденному Злобину С.Н.

Ссылки в жалобе на статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении  преступлений», предусматривающую запрет защитникам проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись,  несостоятельны.

В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона он регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, действие данного закона не распространяется на осужденных, отбывающих наказание по вступившему в законную силу приговору.

Как правильно установил суд в решении, Злобин С.Н.,  находясь в  ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, имел статус осужденного лица,  отбывающего  назначенное приговором Димитровградского городского суда от 17 июля 2008 г наказание.

Таким образом, запрет, установленный приведенной статьей 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении  преступлений», не действует в отношении защитника осужденного Злобина С.Н.

Также является необоснованной ссылка в жалобе на пункт 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции от 14.10.2005 № 189, поскольку данные  Правила устанавливают режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, их действие не распространяется на осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

Иные доводы жалобы правового значения не имеют и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 ноября 2012 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 УФСИН России по Кировской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи