Печать
Закрыть окно
04.06.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда рассмотрела апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 10 января 2020 года.

Д. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры в доме № 26 по ул. Полбина в г. Ульяновске.

Решением межведомственной комиссии от 14.12.2012 № 59 дом, в котором проживает истица, признан аварийным и подлежащим сносу.

Главой города Ульяновска подписано Постановление № 4282 от 30.09.2013 «Об отселении из аварийного дома в срок до 20.11.2014 и сносе жилого дома в срок до 01.07.2015».

Однако до настоящего времени квартира не предоставлена.

Истица просила обязать администрацию города Ульяновска предоставить ей другое  благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Ульяновска, общей площадью не менее 32,04 кв.м.

Суд первой инстанции исковые требования Д. удовлетворил.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не согласилась  с решением суда, просила его отменить. В обоснование жалобы указано, что многоквартирный жилой дом №26 по ул. Полбина в г. Ульяновске включен в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в 2019-2025 годах». Согласно условиям программы расселение граждан указанного дома предусмотрено этапом 2019-2021 годов. Кроме того, в соответствии положениями статьи 32 ЖК РФ, позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 20, 22 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14, у администрации города не возникает обязанности по предоставлению истице равнозначного по общей площади жилого помещения. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению собственникам аварийных жилых помещений иного жилья.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Как следует из заключения по результатам технического обследования, включая лабораторные испытания несущих конструкций надземной части девятиэтажного здания по ул. Полбина, д. 26 в г. Ульяновске, конструкция стен содержит деформационные трещины, существует реальная угроза обрушения элементов здания, в частности фрагментов наружной версты кладки, что представляет наибольшую опасность в силу нахождения людей вблизи здания.

В соответствии с классификацией п. 3 СП 13-102-2003 и п. 3 ГОСТ 53778 техническое состояние конструкций здания на день проведения дополнительного обследования является аварийным. Дальнейшая эксплуатация здания невозможна. Здание подлежит демонтажу.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования - обязал администрацию города Ульяновска предоставить истице благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,04 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ульяновска.

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являлись несостоятельными и не могли повлечь отмену решения суда, поскольку в данном конкретном случае имелись правовые основания как для предоставления квартиры истице, так и для решения данного вопроса во внеочередном порядке.

На основании изложенного, решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 10 января 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Подробнее – см. раздел «Судебные акты» (дело 33-1805/2020)