Печать
Закрыть окно
11.05.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда рассмотрела апелляционное представление старшего помощника прокурора г. Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 декабря 2020 года.
Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, выступающий в интересах П., обратился с иском в суд к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, отделу опеки и попечительства администрации г. Димитровграда Ульяновской области, Министерству семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Димитровграда по обращению П. проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что П., 1995 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.
12.03.2010 П. был помещен в детский дом, где находился на полном государственном обеспечении. С 01.09.2012 по 04.04.2014 П. обучался в Димитровградском механико-технологическом техникуме молочной промышленности и проживал в общежитии данной образовательной организации в г. Димитровграде Ульяновской области.
24.04.2019 П. обращался в Министерство семейной, демографической политики  и социального благополучия  Ульяновской области с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. 18.06.2019 П. было отказано во включении в Список, так как Ульяновская область не является его местом жительства.
В настоящее время П. собственного жилого помещения не имеет,  проживает в съемном жилом помещении на территории г. Москвы без регистрации.
До достижения П. возраста 18 лет администрацией воспитательного учреждения и компетентным органом местного самоуправления, осуществляющим надзор за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, не было предпринято мер по постановке его в очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения,  ему не разъяснено право на обеспечение жилым помещением, у него отсутствовали документы, необходимые для обращения в уполномоченный орган для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное препятствовало своевременному обращению П. в Министерство с полным набором документов, необходимых для включения его в Список.

Истец просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, отдел опеки и попечительства администрации г. Димитровграда  обеспечить  П. специализированным благоустроенным жилым помещением на территории г. Димитровграда. 

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований прокурора                                  г. Димитровграда Ульяновской области отказал.

В апелляционном представлении старший помощник прокурора г. Димитровграда  Ульяновской области просил решение суда отменить  и принять новое решение. 

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась по следующим основаниям.
Учитывая, что П. был  признан нуждающимся в улучшении жилищных условий своевременно, в несовершеннолетнем возрасте, был принят на учет, жилым помещением  обеспечен не был, собственником жилья не является, в Список по вине  уполномоченных на то органов включен не был, судебная коллегия пришла к выводу  о наличии у П. права на включение в указанный Список для последующего обеспечения  благоустроенным жилым помещением.
Учитывая, что профессиональное образование П. получалось в г. Димитровграде, он имеет право на обеспечение  специализированным  жилым помещением на территории г. Димитровграда с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
Поскольку  П. не был включен в Список при его обращении в 2019 году уполномоченным на то Министерством семейной демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении требования прокурора в части признания бездействия указанного органа исполнительной власти незаконным с возложением на  Министерство обязанности по включению П. в  список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

На основании изложенного, решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 декабря 2020 года  отменено в части отказа в удовлетворении требований, заявленных прокурором г. Димитровграда Ульяновской области в интересах  П., к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области.

Принято в данной части новое решение.

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах П. к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  удовлетворены.

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обязано включить П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. 

В остальной части решение суда оставлено без изменения, а апелляционное представление старшего помощника прокурора города Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.
Подробнее – см. раздел «Судебные акты» (дело 33-1367/2021)