Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспиривании распоряжения о нежелательности пребывания в РФ
Документ от 27.09.2022, опубликован на сайте 03.10.2022 под номером 102033, 2-я гражданская, об отмене решения государственных органов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2022-002070-07

Судья Тудиярова С.В.                                                                 Дело № 33а-3900/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  27 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой ЮВ.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Толмачёвой Натальи Геннадьевны на решение Димитроградского городского суда Ульяновской области от 6 июня 2022 года по делу №2а-1102/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Толмачёвой Натальи Геннадьевны к Министерству юстиции Российской Федерации, МВД по Чувашской Республике, УВМ МВД по Чувашской Республике, УМВД России по Ульяновской области, УВМ УМВД России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, Посольству Республики Узбекистан в Российской Федерации, Генеральному Консульству Узбекистана в г.Казань об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, отмене решения о депортации за пределы Российской Федерации, признании действительным отказа от гражданства Республики ***, признании лицом без гражданства, разрешении остаться на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Толмачевой Н.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФСИН России – Гасанова М.С., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Толмачёва Н.Г. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что она осуждена приговором Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12.08.2019 по п.«б» ч.3 ст.111 Уголовного кодекса РФ к              4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2020 признано нежелательным ее пребывание (проживание) в Российской Федерации. Решением иммиграционного контроля УВМ МВД по Чувашской Республике от 16.12.2020 ей было отказано в удовлетворении пребывания (проживания) в Российской Федерации. С указанным решением она не согласна, поскольку на территории Российской Федерации проживает с 2007 года, имела вид на жительство, который закончился 24.12.2021, поскольку отбывала наказание в местах лишения свободы, продлить его не имела возможности, имеет в собственности жилой дом и земельный участок, находящийся по адресу: Ульяновская область, *** где она и ее сын несовершеннолетний Т*** Я.Д. имеют регистрацию. Сын является инвалидом и с 27.12.2019 по настоящее время - воспитанником ОГКУ Димитровградский детский дом «Планета». Сын нуждается в совместном проживании с ней. Родственные и гражданские связи в Республике *** полностью утрачены, места жительства в Республике *** не имеет. 11.01.2022 ею написано заявление в Посольство Р.*** об отказе от имеющегося у нее гражданства Республики *** Имеет свидетельство о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации, а также СНИЛС. Вину в совершении преступления признает полностью, в содеянном раскаивается. О том, что она твердо встала на путь исправления, свидетельствуют ее положительные характеристики с мест отбывания наказания.

Просила отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2020, решение иммиграционного контроля УВМ МВД по Чувашской Республике от 11.12.2020 (так в иске); признать действительным ее отказ от гражданства Республики ***; признать ее лицом без гражданства; с учетом условий жизни ее семьи, характеристики ее личности разрешить ей и ее сыну – инвалиду по освобождении из мест лишения свободы остаться на территории Российской Федерации.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МВД по Чувашской Республике, УВМ МВД по Чувашской Республике, УМВД России по Ульяновской области, УВМ УМВД России по Ульяновской области, ФСИН России, УФСИН по Ульяновской области, Посольство Республики *** в Российской Федерации, Генеральное Консульство ***а в г.Казань, в качестве заинтересованных лиц - ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области,             ОГКУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Толмачева Н.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить, с учетом условий жизни ее семьи и личных характеристик разрешить ей и сыну остаться на территории РФ, отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 19.11.2020.

В обоснование доводов жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области, МВД по Чувашской республике просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме Толмачевой Н.Г. и представителя ФСИН России иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктами 1 и 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года предусмотрено, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пп.3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Частью 4 статьи 25.10 вышеприведенного закона предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который до 01.01.2020 было включено Министерство юстиции Российской Федерации. В настоящее время входит в компетенцию ФСИН России.

В соответствии с подпунктом 9.7 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет следующие полномочия: принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, о не разрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также отменяет принятые ФСИН России решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2019 года №1180 (приказ действует с 1 января 2020 г.) утвержден Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Толмачёва Н.Г., *** года рождения, уроженка г.***, гражданка ***, проживает на территории Российской Федерации с 2007 года. Имеет статус иностранного гражданина, документирована паспортом гражданина Республики *** выданным 26.07.2016, со сроком действия до 25.07.2026.

Имеет несовершеннолетнего сына Т*** Я.Д., *** года рождения, который также имеет статус иностранного гражданина, документирован паспортом гражданина Республики ***, пребывает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство иностранного гражданина.

Приговором Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12.08.2019 Толмачёва Н.Г. осуждена за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

До осуждения Толмачева Н.Г. вместе с несовершеннолетним сыном на территории Российской Федерации проживала на основании вида на жительство, были зарегистрированы по адресу: Ульяновская область, ***. Право собственности на указанный дом зарегистрировано за Толмачевой Н.Г.  01.02.2018.

По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации административный истец в установленном порядке не обращалась, как приобретшая гражданство РФ не значится, в 2012 году ей выдан вид на жительство  82№0276314 до 24.12.2016, затем был выдан вид на жительство 82№0284069 до 24.12.2021. После чего срок вида на жительство не продлялся.

В настоящее время сын административного истца - Т*** Я.Д. находится в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградского специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета».

Федеральной службой исполнения наказаний в установленном порядке принято распоряжение №5505-рн от 19.11.2020 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Толмачёвой Н.Г. не принималось.

Решением Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 16.12.2020 принято решение о депортации  гражданки Республики *** Толмачёвой Н.Г. за пределы Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска Толмачевой Н.Г., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение на дату его вынесения принято компетентным органом в пределах своих полномочий, административный истец является иностранным гражданином – гражданкой Республики *** отбывает наказание за совершение на территории Российской Федерации особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 111 УК РФ), что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, при этом Толмачева Н.Г. не имеет ни временного разрешения на проживание, ни вида на жительство в РФ.

Также суд пришел к выводу о том, что Толмачевой Н.Г. без уважительных причин  пропущен срок для обращения в суд.

С данными выводами городского суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, Толмачёва Н.Г. является гражданской Республики ***, уроженкой ***, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявляла и законы Российской Федерации не соблюдала, умышленно совершила на территории Российской Федерации особо тяжкое преступление. На момент принятия обжалуемого судебного акта по настоящему административному делу судимость за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст.111 УК РФ, не погашена.

Кроме того, согласно сведениям о привлечении к уголовной ответственности, представленных МО МВД России «Димитровградский» Толмачёва Н.Г. привлекалась к уголовной ответственности 10.10.2007 по ч.1 ст.116 УК РФ, ей было назначено наказание в виде штрафа; 20.07.2012 осуждена по ч.1 ст.157 УК РФ к 4 месяцам исправительных работ.

Таким образом, у уполномоченных органов имелись достаточные основания для издания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания)                  Толмачёвой Н.Г. в Российской Федерации, и решения о ее депортации, что является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца. ФСИН России и  МВД по Чувашской Республике, принимая оспариваемые распоряжение и решение, исходили из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющей непогашенную судимость, семейных связей на территории Российской Федерации или ее нежелания покидать территорию Российской Федерации.

Оснований для отмены распоряжения ФСИН России от 19.11.2020  №5505-рн о нежелательности пребывания (проживания) Толмачёвой Н.Г. в Российской Федерации  и решения о ее депортации МВД по Чувашской Республике от 16.12.2020 №71 судом установлено не было.

Также правомерно судом отказано Толмачёвой Н.Г. в удовлетворении требований о признании действительным отказа от гражданства Республики *** признании лицом без гражданства, разрешении остаться на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы.

Согласно материалам дела, Толмачева Н.Г. посредством почтовой связи направила в Посольство Республики *** в Российской Федерации заявление о выходе из гражданства республики. 

Письмом от 04.02.2022 Посольством ей в этом правомерно отказано.

Так, граждане Республики *** выписанные с территории Республики *** на постоянное жительство в Российскую Федерацию, подают документы на постановку на постоянный консульский учет и оформление выхода из гражданства Республики *** при личной явке согласно консульскому округу в консульское учреждение Республики *** в том числе г.Москве, г.Казани.

Лица, оформляющие или получившие гражданство другого государства, должны оформить выход из гражданства Республики *** Законодательством Республики *** не предусмотрено двойное гражданство. Заявление гражданина об отказе от гражданства, направленного по каналам почтовой связи, не является достаточным документом для рассмотрения дела по выходу из гражданства.

Документы, присланные по почте или по факсу, не принимаются, не рассматриваются и назад не возвращаются. Оплату необходимо производить при сдаче документов в консульском отделе Посольства.

Для оформления выхода из гражданства Республики ***, все документы необходимо лично, а при наличии уважительных причин (отдаленность местонахождения от Москвы, болезнь и пр.) через доверенных лиц (по нотариальной доверенности  при наличии заверенных копий у нотариуса), сдать согласно консульскому округу в консульское учреждение Республики *** в приемные дни.

Указанные требования Толмачевой Н.Г. не были соблюдены.

Вместе с тем, принимая во внимание то, что до обращения в суд с настоящим иском Толмачева НГ. обращалась в различные государственные органы, а также в суд, которым данный иск неподсуден, судебная коллегия находит причины пропуска Толмачевой Н.Г. трехмесячного срока для обращения в суд уважительными, и считает необходимым указанный срок восстановить.

Более того, что настоящий иск Толмачевой Н.Г. рассмотрен по существу и пропуск ею срока – не единственное основание для отказа в иске, указанное судом.

Довод Толмачевой Н.Г. о том, что она не имела возможности принять меры к приобретению гражданства Российской Федерации ввиду отсутствия необходимого периода для проживания на территории данного государства, судебная коллегия находит безосновательным, поскольку даже по истечении сроков вида на жительство и разрешения на временное проживание, начиная с 2015 года ею не принималось мер по отказу от гражданства Республики *** и оформлению российского гражданства.

Тот факт, что несовершеннолетний ребенок административного истца, являющийся гражданином ***, находится в ОГКУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета», на правильность выводов суда не влияет и не свидетельствует о неразрывности связи Толмачевой Н.Г. с Российской Федерацией.

Препятствий к оформлению Толмачевой Н.Г. доверенности на совершение ее представителем всех необходимых действий, направленных на обеспечение ее и ее ребенка прав по делу не установлено.

Наличие в собственности Толмачевой Н.Г. дома и земельного участка, расположенных в *** Ульяновской области, также не является безусловным основанием для удовлетворения административного иска. Как собственник данного имущества Толмачева Н.Г. вправе распорядиться им по своему усмотрению, в том числе сдать в аренду, продать, а на вырученные средства приобрести жилье  в государстве, гражданкой которого она является.

В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 6 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Толмачёвой Натальи Геннадьевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи