Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 23.11.2022 под номером 102968, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0001-01-2022-003974-72

Судья Сизов И. А.                                                                           Дело №33-4568/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 июля 2022 года по делу №2-2695/2022, которым постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить Выборнова Анатолия Александровича техническими средствами реабилитации: *** (1 шт.) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №247.20.73/2022 от 18.01.2022. 

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Выборнова Анатолия Александровича компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-правового отдела прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах  Выборнова А.А., обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование искового заявления указал, что Выборнов А.А., *** года рождения, является инвалидом ***. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №247.20.73/2022 от 18.01.2022 он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***) (1 шт.).

21.02.2022 Выборнов А.А. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами, однако до настоящего времени он не обеспечен требуемыми техническими средствами реабилитации.

Из-за отсутствия указанных средств реабилитации Выборнов А.А. не может преодолевать ограничения жизнедеятельности, лишен возможности на создание равных с другими гражданами условий существования, что отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие, влечет нарушение его личных неимущественных прав, причинение нравственных и физических страданий.

Прокурор просил суд возложить на Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить Выборнова А.А техническими средствами реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №247.20.73/2022 от 18.01.2022; взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Выборнова А.А компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что для обеспечения Выборнова А.А*** региональным отделением был размещен запрос ценовой информации от 21.06.2021, на который ценовые предложения не поступили. Производится анализ рынка на предмет возможности поставки указанного *** Повторное размещение запроса ценовых предложений планируется до 29.07.2022. Таким образом, региональным отделением принимаются меры к обеспечению Выборнова А.А. необходимым техническим средством реабилитации.

Считает, что основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку безусловно подтверждающих доказательств ухудшения состояния здоровья и причинения нравственных страданий вследствие несвоевременного обеспечения Выборнова А.А. техническими средствами реабилитации не имеется. Неравномерность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации связана с тем, что конкурентные процедуры, проводимые региональным отделением в соответствии в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 значительно увеличивают сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Отмечает, что законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других инвалидов - получателей технических средств реабилитации.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец           Выборнов А.А., представители ответчика и третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Как установлено судом, Выборнов А.А., *** г.р., является инвалидом *** группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №247.20.73/2022 от 18.01.2022 истец подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение прав Выборнова А.А. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения указанными средствами реабилитации.

21.02.2022 истец обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, однако в установленные законом сроки не был ими обеспечен.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по государственному контракту от 12.01.2022 №11 Выборнов А.А. был обеспечен *** Данные технические средства реабилитации получены истцом 30.03.2022.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, на основании которого пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Выводы суда в решении надлежаще мотивированы, и оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, кресла-стулья с санитарным оснащением, кресла-коляски относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 названных Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия судом решения судебного решения истец не был обеспечен техническими средствами реабилитации: *** №247.20.73/2022 от 18.01.2022, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными средствами реабилитации.

Установив нарушение прав Выборнова А.А. на своевременное обеспечение средствами реабилитации, которые должны обеспечивать лицу, являющемуся инвалидом, равные с другими гражданами возможности для реализации  благоприятных условий существования, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда истцу.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд правомерно руководствовался положениями ст.ст. 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом установленных по делу обстоятельств, индивидуальных особенностей истца, нуждающегося в своевременном оказании социальной помощи государства в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, степени вины ответчика, пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца и обоснованно определил размер компенсации с учетом принципа разумности.

Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.11.2022.