Печать
Закрыть окно
Судебный акт
оспаривание постановления
Документ от 20.02.2024, опубликован на сайте 26.02.2024 под номером 111214, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в части установления сроков отселения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-005101-40

Судья Павлов Н.Е.                                                                         Дело № 33а-1035/2024 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             20 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 9 ноября 2023 года по делу № 2а-3795/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Прокуроровой Надежды Николаевны, к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки отселения физических и юридических лиц из аварийного дома удовлетворить.

Признать незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска № 900 от 16.06.2020 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2029.

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: ***, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска от 16.06.2020 № 900 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора            Макейкиной Е.В., полагавшей  решение суда законным и обоснованным,  пояснения Барабошиной Л.И.,  Прокуроровой Н.Н., Кузнецова Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действующий в интересах Прокуроровой Н.Н., обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконным постановления администрации  г.Ульяновска в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и  отселения граждан из него.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска была проведена проверка  законности установления сроков отселения жителей аварийных домов  и сноса таких домов, по результатам проведения  которой установлено, что многоквартирный жилой дом  по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением  администрации г.Ульяновска № 900 от 16.06.2020 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» срок отселения для указанного дома установлен до 31.12.2029.  Поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем  граждан  создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г.Ульяновска об установлении срока отселения  граждан  из указанного многоквартирного дома до 31.12.2029 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Прокурор просил признать незаконным п.2 постановления администрации г.Ульяновска № 900 от 16.06.2020 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения жильцов,  проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2029, обязать  администрацию г.Ульяновска  установить разумные сроки  отселения из него жителей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кузнецов Р., Прокуроров А.Т., Лагутина О.Ю., Куликова И.С., Жмаков А.С., Бикеева Л.Г., Матущак С.В., Аладина С.Ю., Митина А.И., Митин А.А.,               Горюнов Д.Г., Горюнов Н.Д., Горюнова Р.Р., Канина Т.Ю., Канин А.В.,                 Канин П.А., Канин А.А., Барабошина Л.И., Барабошина А.А., Барабошин А.В., Петрякова Е.К., Петряков В.С., Мартынов А.В., Брендючков В.П., Маслов А.В., Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области,  ООО «РИНС-ПОВОЛЖЬЕ», ООО УК «РЖК».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены.

Ссылаясь на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 г., п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Обращают внимание, что жители вышеуказанного многоквартирного дома вправе обратиться в администрацию города Ульяновска за предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

Полагает, что прокурором пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском, поскольку обжалуемое постановление принято администрацией города Ульяновска 16.06.2020.

В судебное заседание кроме  прокурора Макейкиной Е.В.,  Кузнецова Р.,               Прокуроровой Н.Н., Барабошиной Л.И., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии от 30.01.2020 №5 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежит сносу.

Постановлением администрации г.Ульяновка от 16.06.2020 № 900 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2029.

Многоквартирный жилой дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П.

Согласно заключению по результатам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, составленного ООО «РИНС-ПОВОЛЖЬЕ» физический износ многоквартирного жилого дома  фундамента составляет  73 %, кирпичных стен 68 %, деревянного перекрытия 78 %, стропильной системы 70 %, кровли 35 %, системы центрального отопления 67 %, системы холодного водоснабжения 75 %, системы канализации и электроснабжения 80 %. Здание находится в аварийном состоянии. Система электроснабжения находится в таком техническом состоянии, которое может привести к пожару. Наличие в квартирах грибковых отложений угрожает здоровью проживающих в их людей. Проведение работ по капитальному ремонту нецелесообразно (л.д.10-20).

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания     (ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно п.49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем, установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что срок для обращения в суд с настоящими требованиями не пропущен, поскольку нарушение требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан, а также права граждан на проживание в жилых помещениях, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, установлением оспариваемого срока отселения жильцов из дома, признанного аварийным, носит длящийся характер.

Принятое по делу решение суда является правильным. Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 9 ноября       2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме   22.02.2024.